Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Цукерберг предлагает Facebook вместо Интернета

27 февраля 2015

Опубликованное исследование проекта Internet.org, спонсируемого Фейсбуком, сообщает, что 37,9% населения Земного шара пользуется Интернетом и 90% населения Земли покрыто мобильной связью. Несколькими днями раньше, выступая на конгрессе Ассоциации GCM в Барселоне, Марк Цукерберг озвучил планы Фейсбука по глобальной интернетизации человечества.

Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ.

 На первый взгляд имеет место какая-то бессмыслица. Спонсируемый Фейсбуком проект Internet.org выпускает объёмистое исследование, которое не содержит ничего нового. Все цифры и факты, которые там содержатся, широко известны. Да и сам отчёт не претендует на новизну, аккуратно указывая источник каждой цифры. Какого-либо впечатляющего синтеза фактов  в этом сочинении тоже не содержится.  Смысл однако прорисовывается, если сопоставить содержание отчёта с заявлением Марка Цукерберга на конференции мобильных операторов о том, что Фейсбук удвоил количество пользователей Интернета на Филиппинах и повторит успех в других странах. Упомянутый Цукербергом партнёр “The Globe” – это, по-видимому, крупнейший местый оператор, “Globe Telecom”. Сопоставление слов Цукерберга со статистикой Международного Союза Электросвязи (МСЭ) вызывает некоторые сомнения – действительно, уровень проникновения Сети вырос в этой стране с 9% в 2009 году до 37% в 2013-м. Однако в тот же самый период уровень использования вырос с 10% до 49% в Южной Африке – а там какова была роль Цукерберга? Скорее мы наблюдаем быстрый рост благодаря возникновению у обеспеченной части населения возможности подключиться, используя смартфоны, несмотря на отсутствие проводной связи и домашних компьютеров.  Возможно, Цукерберг имеет в виду рост в 2014 году, который пока не отражается в статистике МСЭ, а известен пока только ему одному. Что ж, увидим. Если  сказанное соответствует действительности, то количество пользователей Интернета на Филиппинах должно возрасти почти до 80% населения, и это сложно будет не заметить. Правда, речь тут может идти не совсем о том использовании Интернета, к которому привык современный человек. Кроме того, речь может идти не о всех пользователях, а только об абонентах мобильного бродбэнда от Global Telecom.  

 Инициатива Цукерберга – это очередная попытка возродить эксперименты 90-х годов по предоставлению бесплатного, но ограниченного доступа к небольшому объёму ресурсов. В данном случае, главный такой ресурс – это сам Фейсбук, к которому прилагаются сводки погоды и, на закуску, Википедия. Кстати, количество статей в Википедии на том или ином языке  выступает в отчёте Internet.org мерой полезности Интернета для носителей этого языка.  Впрочем, из того, что такие проекты провалились в 90-е годы в развитых странах не следует, что они не могут прижиться в странах бедных.

 В таком контексте отчёт Internet.org становится осмысленным – он показывает направление хода мысли Марка Цукерберга и его аналитиков. Они выделяют три барьера к использованию Интернета –  отсутствие инфраструктуры (нет ни проводов, ни вышек), дороговизна и ненужность или даже неосведомлённость. В Индии, например, 69% населения по сей не  слышали об Интернете и не знают, зачем он может понадобится. Поскольку 90% населения Земного шара находятся в пределах досягаемости мобильной связи, и 80% способны чуть-чуть за неё платить, остаётся сообщить людям, что Интернет есть и дать им его распробовать. При этом Цукерберг понимает, что платить за мобильный Интернет эти люди в ближайшее время не станут – но это и не критично, ведь Фейсбук может  (по примеру 90-х) делиться доходами от мобильной рекламы с операторами связи.

Кстати сказать, уровень бессмысленной отсебятины в изложении онлайн-прессой отчёта Internet.org местами вызывает способен вызвать бурные и продолжительные аплодисменты. Особенно мне понравилась такая формулировка: "сотрудники Facebook выяснили, что, несмотря на возрастающие доходы от мобильной рекламы, около 90% населения мира живет без регулярного доступа к мобильному интернету." Ведь, во-первых, выяснили это не сотрудники Facebook, во-вторых наоборот, 2,3 миллиарда человек пользуются мобильным Интернетом (а это 32% населения Земли – и об этом прямо говориться в отчёте!), а, в-третьих, доходы от мобильной рекламы, конечно, волнуют Цукерберга, но население могут только раздражать...

Что же касается инициативы Цукерберга, то он в любом случае ничего не проигрывает. Даже в наименее благоприятном случае, он увеличит количество пользователей Фейсбука и продемонстрирует, что рост аудитории проекта ещё не закончен. “Что мы хотим сделать дальше –  продолжать проект в течение года, чтобы показать, что модель работает”, - заявил Марк Цукерберг. – “Через год-другой мы вернёмся с более прагматичным предложением операторам”.

 Кстати, пару лет назад Цукерберг объявлял, что фейсбуковский чат вытеснит электронную почту. Эта затея не удалась, так что теперь он взялся за Интернет в целом.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.