Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 31 марта 2015

Проблемный лист

Чем больше слышишь, узнаешь, пишешь о здравоохранении, тем с большим ужасом думаешь: а как все это можно информатизировать–автоматизировать?

При таком количестве входяших и влияющих, игроков, позиций, заинтересованных и равнодушных трудно 

представить себе одну цель, одну дорожную карту, одну ЕМИАС и МИС на всех. Чтобы познавать и познавать ту необъятную сферу, которая в России медициной зовется,  и прикоснуться к ней инструментом информационных технологий, надо раз от раза смотреть на нее глазами самых разных участников процесса. Они сегодня нацелены внести свои записи в «проблемный лист» информации здравоохранения.

Дорогие мои

Отнюдь не неожиданный, но не часто публично озвучиваемый взгляд на процесс модернизации отрасли представил на мартовском 11-ом форуме MedSoft-2015, собравшем разработчиков ИТ-решений для медицины, Леонид Михайлович Рошаль, президент Национальной медицинской палаты: «Дорогие мои! Какие вы все дорогие! Сколько денег за последние десять лет вбухано в эту систему! Сколько построено дач, сколько раз вы в Майами отдыхали? Отдачи хотелось бы побольше... Мы в течение десяти лет пытаемся ваши разработки внедрить».

Но поскольку, как хорошо всем известно, госбюджетные миллиарды на информатизацию здравоохранения давно закончились,  главный вопрос момента звучит так: как заметно продвинуться вперед при отсутствии больших денег? По мнению доктора Рошаля, упор надо делать не на ЕМИАС как управленческое решение, а на ИТ-помощь врачу в диагностике, лечебной тактике, реанимации и терапии. «ИТ должны облегчать жизнь врача, – вторит ему президент Ассоциации развития медицинских ИТ Михаил Эльянов. – Профилактика, многопрофильный скрининг – вот наши приоритеты». Понятно, что без информатизации такие глобальные задачи не решаются, даже если поставлены они приказом Минздрава еще от 1986 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения», обновленном в тоже далеком 1997 г.

Рутина информатизации

Вроде и айтишники готовы помочь, и передовые доктора и клиники не возражают, но энтузиазм вкупе со служебным рвением наталкиваются на такие подводные камни, о которых не узнаешь, пока не споткнешься. Примеров множество. «Многие формы медицинских документов не утверждены, но применяются. 

Многие формы утверждены или пересмотрены, но не соблюдаются на местах. Некоторые формы противоречат друг другу», – свидетельствует Александр Гусев, замдиректора петрозаводского разработчика «К-МИС» и проводит в пример многовариантный ТАП – талон амбулаторного пациента или нечетко прописанный порядок ухода на дому за престарелыми пациентами. Когда приходит пора переводить учетные формы медицинской документации в электронный вид, оказывается, что правила ведения меддокументации настолько непроработаны и не соблюдаются, что «оцифровка» документов и автоматизация процессов становится невозможной.  «А виноватым будет разработчик!»– возмущается А. Гусев. В этом же ряду – 142 статистически формы и более 60 тыс. показателей, используемых в здравоохранении, избыточность которых, по признанию специалистов, хоронит медицинскую статистику, а вслед за ней и информатизацию. Поэтому требы времени: ведение разработки нормативных актов с учетом и уже действующей документации, и информатизации; унификация кодирования информации в разных документах; снижения числа запрограммированных статформ; более жесткое регулирование информационного обмена в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

 


Драма информатизации

«К разработчикам претензий нет. Разработчики сейчас в медицине понимают едва ли не больше, чем медики», – заместитель главврача московской психиатрической больницы № 10 Роман Черемин, конечно, немного преувеличивает. Он как раз из тех врачей, которые самолично внедряли ИТ и прошли по граблям информатизации. Короткий пример от Р. Черемина: выдача больничного, оформленного вручную, в 2007 г. занимала 30 мин, а в 2014-м, после внедрения системы электронного оформления листа нетрудоспособности, – три-четыре часа, поскольку не каждый регистратор способен справиться с программой и гоняет пациента из кабинета в кабинет, пока не выпишут больничный по старинке. «Вместо того, чтобы комплексно автоматизировать деятельность медиков, ИТ пробивают бреши в несовершенной, но устоявшейся  системе», – Р. Черемин формулирует, пожалуй, главную драму российской инорфматизации здравоохранения. Врачи информационные технологии не приветствуют, потому что они часто мешают, а не помогают работе. И сколько ни преодолевай психологическое сопротивление сотрудников инновационным внедрениям, сколько ни описывай возможные выгоды – если в штатном расписании лечебного учреждения нет ИТ-специалиста, программа сбоит, регистратор не справляется, а врач приходит на прием не к восьми утра, а к семи, чтобы перенести информацию о сегодняшних пациентах из одной системы в другую, не сокращая время приема, то информатизация точно не справляется со своей задачей – улучшением качества медпомощи.

Сколько ни говори «информатизация», от этого жизнь медика слаще не станет. Вернее смотреть правде в глаза.  «Мы переходим от бумажного документооборота не к электронному, а смешанному, электронно-бумажному», –  констатирует Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра, член Экспертного совета при Департаменте ИТ и связи Минздрава. И предстоит определиться: что первично, а что вторично, в какой форме документ является оригиналом, а в какой копией.  Все это означает, что главные фигуры информатизации – доктор и пациент – пока не будут  в выигрыше: один будет дублировать электронные записи в бумажной карте, а другому придется принимать правила игры, при которых немалая часть времени из 15 минут приема будут тратиться не на лечение, а на формальности.

Сверяем часы

Информатизаторы вновь за инвентаризацию – теперь проблемных мест в информатизации, с приходом нового руководства департаментом и изменением тона общения между регулятором и профессиональным сообществом. «Мы не всегда вели учет мнения основных игроков», – признает Людмила Бокова, член Совета Федерации, председатель Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. «Прошло три года (со времени крупных бюджетных вливаний – Н.К.). Где ЕГИСЗ, где электронная медицинская карта для каждого? Внедрение такой системы – перестройка всего образа жизни в здравоохранении. Необходима инвентаризация перестроечных процессов. Планы должны выполняться и корректироваться. Мы делаем планы федерального сегмента, нужна поддержка экспертного сообщества», – заявила директор Департамента ИТ и связи Минздрава Елена Бойко на MedSoft`2015.

Экспертное сообщество, конечно же, не против. «Надо вести речь о госзаказе на разработку нормативной правовой базы по самым больным темам», – считает один из самых деятельных членов этого сообщества А. Гусев. «Профессионалы не гадают – профессионалы знают! Профессионалов надо слушать! Профессионалам надо платить за работу! Рабочая группа на общественных началах – не выход, у всех есть основная работа», –  настаивает Михаил Эльянов, напоминая о двух документах последнего времени, которые «не стоили Минздраву ни рубля»:  это Требования к МИС медицинской организации и Предложения по организации практического применения телемедицинских технологий. 

По всей видимости, МИС как основа информатизации медицинской организации и станет в ближайшее время основным объектом приложения сил. По данным, приведенным Р. Череминым, эффективность МИС обеспечивается следующим распределением ее функционала: 60% – поддержка принятия управленческих решений, 25%  – поддержка принятия клинических решений, 15% – эргономический фактор.

«Успешны регионы, где применялся единый централизованный проектный подход. Точечные МИСы – не результат. Очевидно, что начинать надо с требований к МИС», – считает Е. Бойко. Не надо делать единую МИС, нужны единые требования, коды и документы – уточняет сообщество.

* * *

Ее Величество  Информатизация никак не хочет поворачиваться  лицом к тем, для кого она и затевалась, – к доктору и страждущему. Слишком большой и слишком устоявшийся механизм приходится разворачивать. «Проблемный лист» не пустеет, а заполняется все гуще и гуще. Может быть, это и есть единое информационное поле, где стоит собраться всем участникам процесса? В версии регулятора оно называется Портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ, который недавно начал работу под эгидой Минздрава.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.