Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Как кризис сказывается на российских SaaS-сервисах

07 мая 2015

Экономический кризис в России продолжает находиться в активной фазе. Курс рубля в последнее немного укрепился, однако аналитики прогнозируют, что выхода из рецессии в ближайшее время пока не предвидится.

Насколько ощутим удар по компаниям, предоставляющим услуги в сети Интернет по подписке? Изменился ли показатель оттока клиентов (churn rate) по сравнению с докризисным периодом? Повышать/понижать тарифы или оставить без изменений? Гендиректор сервиса сбора отзывов Mneniya.Pro Антон Кухта сам ответил на эти вопросы и задал их представителям российских облачных сервисов, работающим по модели SaaS (software as a service).


Антон Кухта, генеральный директор сервиса сбора отзывов Mneniya.Pro

Наши клиенты — преимущественно интернет-магазины. По наблюдениям могу сказать, что экономический кризис застал их врасплох: после Нового года в связи с резко возросшим курсом доллара поставщики подняли отпускные цены,соответственно нашим клиентам ничего не оставалось делать, кроме как повысить стоимость продукции для конечных потребителей, вследствие чего общая покупательская активность заметно просела и магазины начали сокращать косты. В основном на неэффективные каналы рекламы и ненужных сотрудников. К счастью, наши клиенты понимают важность отзывов для развития бизнеса,поэтому большого оттока клиентов мы не наблюдаем. В основном отваливаются мелкие интернет-магазины, у которых совсем небольшое количество заказов,но у них дела шли не очень и до кризиса.

Наш сервис собирает отзывы о товарах после покупки и мы видим общую динамику по интернет-магазинам — в среднем количество заказов сократилось на 20%. Что касается самих товарных отзывов, а в день мы их обрабатываем больше тысячи — очень часто в недостатках товаров люди стали употреблять слово «дорого».

По поводу тарифов на сам сервис — поскольку у нас издержки на обеспечение работы системы преимущественно в долларах, то нам пришлось немного поднять тарифы для новых клиентов, при этом для старых мы сохранили прежние цены,которые были актуальны на момент их подключения. Надеюсь, в ближайшее время ситуация стабилизируется, и те клиенты, которые хотели к нам подключиться, но по финансовым причинам до сих пор не внедрили сервис,в итоге смогут это сделать.

Руслан Татунашвили, генеральный директор сервиса обратного звонка Call Back Hunter

Что такое рецессия? Сейчас мы в SF. И вы представьте океан. Мы все планктон. Делать деньги на приливе — дело не хитрое. Всех волна поднимает вверх. А вот на отливе мы начинаем говорить про рецессию и что все плохо.

Нам плевать растет индустрия или падает. Если у твоего бизнеса нормальные плавники (воронка + value) ты двигаешься вверх при любых раскладах,с одинаковой скоростью. 90% компаний на отливе как раз начинают думать о КПД плавников, КПД от покликовой рекламы. И это видно на нашем росте подключений клиентов.

Сhurn rate стабилен — мы открылись в самый отлив. Тарифы рекомендую только повышать. Если ты удваиваешь тарифы и 80% клиентов отваливается — значит плохая отдача от продукта. У нас на 1 руб. инвестированный в тариф CallbackHunter человек зарабатывает 20−45 рублей доприбыли. Какая разница эти + - копейки.

Выручка падает у ненужных рынку SAAS-ов. И какой бы кризис не был,ты не откажешь своей дочке в мороженом. И цену на него обсуждать не будешь,ты же не мудак.

Аскар Рахимбердиев, генеральный директор сервиса управления торговлей МойСклад

Вообще, для нас ничего страшного не произошло. В конце 2014 года отток с платных тарифов вырос на 1%-1.5%, но произошло это еще в сентябре и связано,в основном, с нашим новым бесплатным тарифом, который мы запустили с 1 сентября. Из-за этого планово увеличился отток с младшего тарифа на бесплатный. В 2015 году этот процесс завершается и отток постепенно приходит в норму.

Последствие кризиса, которое мы увидели совершенно точно — это падение числа новых клиентов из декабрьских регистраций. Я легко могу это объяснить — в декабре мало кто думал про запуск нового бизнеса. Вместо этого все сидели на сайте rbc.ru и жали кнопку Refresh, наблюдая за изменением курса рубля. Тем не менее, январь и февраль выглядели уже вполне прилично, а март с апрелем — просто хорошо. При этом декабрьская выручка побила все рекорды — существующие клиенты явно старались избавиться от рублей и массово платили на год вперед.

За первый квартал 2015 года мы выросли по выручке на 38% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Думаю, мы, как и другие SaaS-ы, продолжаем каннибализировать рынок традиционного ПО. Поэтому мы продолжаем расти даже на сужающемся, в целом, рынке ИТ. С 20 апреля мы проиндексировали тарифы на 10%-20% процентов. Напрямую это не связано с кризисом — последний раз мы изменяли тарифы три года назад, с того момента накопленная инфляция дошла до 33%. Тем не менее, эта индексация произошла бы немного позже,если бы в последние месяцы в стране не произошел резкий скачок инфляции.

Сергей Котырев, генеральный директор конструктора сайтов UMI

Мы традиционно сравниваем метрики отчетного периода с аналогичным периодом прошлого года. Сравнивать март с ноябрем некорректно по нашему мнению.

Если рассматривать 1 квартал 2015 года относительно 1 квартала 2014 года, то:

  • LTV вырос в 1,5 раза,
  • CAC вырос примерно на 15−20%,
  • Рентабельность и возврат инвестиций, соответственно, тоже заметно выросли,
  • Клиентская база выросла в 1,5 раза,
  • Выручка выросла на 70%,
  • Churn (отток в абсолютном выражении) уменьшился на 20%.
  • Так что у нас все продолжает развиваться и расти. Считаю, что в данном сегменте рынка кризис играет только на пользу, приводя клиентов из более дорогих сегментов. Ну и наши заслуги по повышению качества сервиса тоже надо учитывать)

    Что касается изменений тарифов — как раз сейчас мы активно экспериментируем с ценами и сроками тарифов. Но результатов экспериментов пока еще нет.

    Источник: Roem.ru

    Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

    Оставить свой комментарий:

    Для комментирования необходимо авторизоваться!

    Комментарии по материалу

    Данный материал еще не комментировался.