Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 07 мая 2015

Кризис – это повод

Диверсифицировать бизнес, пересмотреть тарифы в сторону повышения, вывести регулятора из тени – такие возможности видят телеком-операторы в трудную экономическую годину. 

Для одних кризис – мотивация к завоеванию нового сегмента рынка. Для других – повод замереть и просто удержать абонентскую базу. Каждый выбирает для себя.

Диверсифицировать бизнес

Кризис опасен для тех, кто делает ставку на корпоративных пользователей – постулат известный. «Корпоративный рынок в период кризиса сжимается. Крупные корпоративные клиенты оптимизируют затраты на телекоммуникационные услуги: хотят получить тот же пакет, но за другие деньги», – свидетельствует вице-президент ТТК Светлана Шамзон. ТТК – типичный пример диверсификации бизнеса по опыту кризиса 2008—2009 гг., который компания встретила как магистральный оператор и оказалась в не лучшем положении. Принятие новой стратегии и выход на розничный рынок в 2010 г. позволил компании в 2014-2015 гг. при абонбазе  в 1 млн 750 тыс. физических лиц быть относительно независимой от корпоративного рынка.

ШПД -операторы то ли бодрятся, то ли вправду считают (и уже не первый кризис!), что  рынок В2С растет в сложных экономических ситуациях. «Люди теряют работу – фрилансеры работают через интернет. Нет средств поехать учиться – опять выручает интернет», – убеждала аудиторию С. Шамзон на апрельском форуме операторов связи «Телеком 2015». Той же позиции сегодня придерживается спутниковый оператор платного ТВ «Триколор-ТВ», а в кризисный 2008 г. сходный взгляд на соотношение экономиченской ситуации и спроса на услуги связи высказывал гендиректор тогдашнего «Комстара» Сергей Приданцев.

«Рынок В2С почти не заметил кризиса 2008-2009 г., – подтверждает генеральный директор МТТ Евгений Васильев. – А сейчас классический телеком стагнирует. Единственный участок  роста – ОТТ, мы играем на этом рынке. Надо диверсифицироваться, нельзя быть оператором моноуслуги».

В свою очередь Минкомсвязь обещает, что в ближайшей перспективе по набирающим силу ОТТ-провайдерам регуляторных решений приниматься не будет – слишком молодой и не устоявшийся рынок. «В Европе и США не выработано единых подходов к регулированию поставщиков услуг на основе технологии Over the Top. Балансы  не найдены и в мире», – поясняет замдиректора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Михаил Быковский.

Трансграничные технологии  операторы считают идеальной средой для диверсификации. «У нас впереди гибридное ТВ, ОТТ, VoD, функция второго экрана, – прогнозирует глава «Триколор-ТВ» Алексей Холодов. – Вижу возможности в продуктовой диверсификации, а не в территориальной».

Пересмотреть тарифы

Телеком-операторов, логично ищущих ресурсы развития на фоне кризиса, беспокоит низкий ARPU. С точки зрения клиента такой взгляд нелогичен, с точки зрения бизнеса –  разумен. Ведь хорошо известно: за все платит абонент, даже за кризис. Это с одной стороны. С другой – нельзя не согласиться с операторами, что цена перестала быть для абонента фактором выбора поставщика услуг.

«В плане размера ARPU мы коснулись дна.  ARPU будет расти за счет диверсификации услуг и пакетных предложений. Низкое ARPU – плохо для развития бизнеса. Кто не может платить – будет иметь меньшую скорость доступа. К этому мы должны прийти», – точка зрения С. Шамзон (ТТК), думаю, мало отличается от позиции других классических операторов связи.

С рынка тихо уходят безлимитные тарифы. «Мобильный интернет в России даже более демократичен, чем мобильная голосовая связь. При новом рубле это проблема», – присоединяет свой мобильный голос к фиксированному коллеге Александр Поповский, вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «ВымпелКома».

Отрегулировать регулятора

Отказаться от законодательных инициатив, которые потребуют дополнительных инвестиций от операторов, – общее требование к профильному ведомству в кризис. Большинство – за мораторий на новые ограничения и максимальную либерализацию в условиях сложной экономической ситуации. «Самый большой подарок – оставить все на месте. Когда пастух не может кормить овец, он открывает загон и предоставляет им возможность кормиться самим», – резонно замечает Е. Васильев (МТТ).

Ждем сокращения времени разрешительных процедур и сокращения затрат оператора – добавляет Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке Tele2: «Надо перейти от разрешительного к уведомительному порядку в отношении частотных разрешений и помогать в улучшении покрытия в городах, больше использовать муниципальную собственность для размещения объектов связи». 

Есть и противоположная либерализации точка зрения: о необходимости ограничении конкуренции в кризис на зрелых рынках – мобильном и фиксированного доступа в интернет. « Требуется консолидация отрасли. У нас по шесть операторов на подъезд, – возмущается Андрей Семериков, генеральный директор «ЭР-телеком». – У нас конкуренция, и с нас готовы брать за все при входе в дом. Один дом – один оператор, нормальная практика для развитого рынка. У мобильных операторов до 30% затрат уходит на конкуренцию друг с другом, хотя абоненты их уже не отличают». Плата бизнеса за конкуренцию – вопрос почти философский. На высоко конкурентных рынках обычно есть чем платить.

«Мы не можем в полной мере учитывать мнения всех, должны выбирать столбовую дорогу, – парирует регулятор в лице М. Быковского. – Мы развиваем конкуренцию. Конкуренцию и надзор никто не отменял».

Отменить курс на импортозамещение?

Импортозамещение в телекоммуникационной индустрии, успех которой уже как минимум двадцать лет фактически зиждется на зарубежном оборудовании, сетевом и терминальном, – идея, далекая от реальности. Однако на деловом портале IKSMEDIA.RU в голосовании по этому вопросу   люди проявили завидную мечтательность: почти треть оценили импортозамещение в телекоме как заманчивую историю, открывающую преференции отечественным производителем. И только пятая часть подошла к делу с разумной дифференцированностью: ПО замещаемо, железо – нет.

Закрытие границ–внутренний рост–снижение компетенции в стране – такую разумную логическую цепочку выстраивает  Е. Васильев: «Надо найти компромисс между потребностями государства и возможностями инфокоммуникационных технологий. Все высказываются, а единой точки ответственности не найти. Дайте ответственного и дорожную карту!».

* * *

В список кризисных деяний можно включить и реформу внутри компании, к которой трудно подойти без давления внешних обстоятельств, и наше привычное простое «надо собраться». Найти повод сделать – это стакан наполовину полон. Найти повод отсидеться – это стакан наполовину пуст. Каждый выбирает для себя.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.