Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Николай Никифоров выступил на Расширенном совещании Россвязи

15 мая 2015

Расширенное совещание прошло под председательством руководителя Россвязи Олега Духовницкого. Ниже приведен полный текст выступления главы Минкомсвязи России.

«Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Геннадьевич, все, кто смотрит нас в режиме телеконференции!

Мы услышали впечатляющий доклад о работе Федерального агентства связи. Руководитель агентства остановился на ключевых проектах Россвязи. В своем выступлении я позволю себе остановиться буквально на двух-трех направлениях работы, где, на мой взгляд, необходимо принятие дополнительных решений, усиление работы, выработка совместной позиции.

Первое — это, конечно же, амбициозный проект, который реализует наша страна, — по усовершенствованию системы устранения цифрового неравенства. Проведена реформа. В активной фазе она началась в 2014 году, как раз в отчетном году, который мы сегодня рассматриваем на коллегии.

Анализ заявленных расходов операторов универсальной услуги показывал, что мы в год получали до 18 млрд рублей на возмещение затрат. Результат реформы — в том, что мы прекратили практику бесконечного неконтролируемого роста затрат и четко зафиксировали их объем, он составляет около 14,5 млрд рублей в год.

С одной стороны, это можно оценить как экономию, с другой стороны, мы понимаем, что объем оказываемых услуг не уменьшился, а увеличился: мы сохраняем сеть из 148 тысяч таксофонов, почти 21 тысячу пунктов коллективного доступа, и помимо этого, в рамках того же финансирования по механизму частно-государственного партнерства с ведущей ролью государственного оператора “Ростелеком” инициировали, пожалуй, самую крупную сегодня в мире стройку волоконно-оптических каналов связи. Более 215 тысяч километров оптики, прямо предусмотренное законом подключение сел и деревень с населением от 250 до 500 жителей. Есть уже обязательство самого “Ростелекома” по пути к селам 250–500 пройти и через другие населенные пункты.

Напомню, что соглашение мы подписали 13 мая 2014 года. Можно уже подвести определенные итоги.

Во-первых, работа уже фактически развернута в 62 регионах Российской Федерации. Согласно адресному плану, который детализирован вплоть до каждого населенного пункта, в 2015 году стоит задача завершения этой работы уже в 11 регионах России. Это очень насыщенная программа. Желаем удачи “Ростелекому” и большому количеству подрядчиков, задействованных в этом проекте.

Напомню, что это не просто сама по себе реформа универсальных услуг связи. Это один из инструментов достижения ключевого показателя, который поставил перед нами Президент Российской Федерации Владимир Путин в указе №601 от 7 мая 2012 года. В этом указе предусмотрен показатель, что 70% оказываемых государственных услуг в нашей стране для граждан должны предоставляться в электронном виде. У нас сегодня нет такого объема граждан, подключенных к услугам широкополосного доступа в сеть Интернет. Без реформы универсальной услуги, без этой самой масштабной в мире стройки оптики мы не смогли бы в перспективе достигнуть такого показателя. Эти решения приняты, стройка идет.

Хочу также остановиться и на проблемах, которые присутствуют вокруг этого проекта. Проблема первая — это накопленная задолженность. Олег Геннадьевич проинформировал вас, что есть некий план реструктуризации задолженности. Тем не менее, это должна быть зона очень пристального внимания руководства Россвязи. В приоритете должно быть закрытие долгов перед всеми небольшими операторами. С учетом того, что с операторами, где есть государственное участие, с “Почтой России”, с “Ростелекомом”, мы действительно прорабатываем отдельные графики сокращения задолженности.

Кроме того, не могу не остановиться еще на одной проблеме. При плановом сборе средств в бюджет 14,5 млрд рублей финансирование затрат непосредственно на универсальную услугу в этом году в бюджете Российской Федерации предусмотрено лишь на уровне 11,5 млрд рублей. Три миллиарда рублей растворяются в общем бюджетном котле и идут на другие нужды бюджета. Неоднократно говорил, и повторю сегодня: мы считаем, что это неправильный подход, он в том числе противоречит федеральному законодательству. Потому что сбор, который осуществляют все операторы в фонд универсальной услуги, сегодня прямо предусмотрен отдельной статьей федерального закона “О связи” и является целевым сбором. Действительно, бюджетный кодекс предусматривает принцип общего бюджетного котла, куда сначала попадают все доходы, и потом средства отдельно распределяются по расходам. Но нужно бороться с практикой, когда такие большие изъятия происходят из целевого связного фонда, а идут не на те цели, которые предусмотрены ФЗ “О связи”.

Рассчитываем на то, что в ходе осенней сессии, в рамках поправок к закону о бюджете, нам удастся восстановить те самые три миллиарда 2015 года, и уже в рамках соответствующей бюджетной работы по бюджетам 2016–2018 годов нам необходимо отстаивать безусловное, вплоть до рубля, перечисление всех сборов от универсальной услуги на цели универсальной услуги. Если это не будет сделано, проект не будет реализован в том объеме, который предусмотрен в нашем серьезном, очень сжатом по срокам и планам строительства проекте. Чудес не бывает: если целевые деньги не доводить до целевой задачи, задача не будет решена. Мы должны решить целевую задачу.

Прошло чуть более года с момента триумфального проведения и победы России на Олимпийских играх в Сочи. Роль Россвязи и ее подведомственных предприятий действительно очень высока: была проделана титаническая работа по созданию всей необходимой инфраструктуры связи, в том числе связи специального назначения. Сегодня это наследие Олимпиады является определенной зоной риска с точки зрения соблюдения баланса доходов и расходов. Была соответствующая информация в выступлении руководителя агентства, отрадно, что этот вопрос находится на контроле. Необходимо сделать так, чтобы мы и обеспечили функционирование всего этого имущества, но при этом не несли каких бы то ни было дополнительных затрат из бюджета РФ. Сразу скажу, это непростая задача, требующая творческого, нестандартного подхода. Мы многократно обсуждали это на рабочих совещаниях, прошу также держать этот вопрос на контроле.

Минкомсвязь России, Россвязь, и Правительство РФ уделяет большое внимание реализации космической программы и работе группировки спутников связи гражданского назначения на орбите. В этом году предстоит запуск еще двух спутников. Мы многократно говорили о необходимости перехода на модель справедливой цены и рыночной окупаемости каждого спутника как отдельного проекта с разделением финансовых рисков, с финансовой ответственностью, связанной со сроком функционирования спутника на орбите, успешностью или неуспешностью запуска, за справедливую цену контрактов, в том числе для спецпотребителей. Этот подход был поддержан в том числе Министерством финансов, был поддержан на совещании в Правительстве, сейчас мы находимся в стадии его реализации.

Что необходимо отметить. То, с чем мы сталкиваемся сегодня, — это неконкурентоспособные ценовые предложения отечественных производителей спутников в рамках того подхода, когда, по сути, мы начинаем использовать их как единственных исполнителей этих работ. Мы многократно говорили о том, что российские спутники должны производиться в России, что мы должны поддерживать нашу космическую промышленность, которая является очень высокотехнологичной отраслью. Это правильная точка роста для нашей экономики. Но при этом важно сделать так, чтобы эти меры государственной поддержки, этот принцип единственных исполнителей, не приводил к неконтролируемому росту цен. Мы находимся в фазе переговоров, подготовки экономических обоснований. Нам необходимо сделать так, чтобы и интересы оператора ФГУП “Космическая связь”, и интересы российских производителей спутников, и всей кооперации предприятий, осуществляющих запуск и реализацию космических программ, чтобы все они были соблюдены. Не удастся задачу импортозамещения производства спутников повесить на плечи нашего оператора. Наш оператор ФГУП “Космическая связь” должен быть предприятием мирового уровня. Должен конкурировать с лидерами отрасли не только на существующей зоне покрытия, но и на других перспективных территориях. Мы видим, что есть белые пятна на планете, куда не приходят сигналы российских спутников. Нужно сделать так, чтобы этих пятен было все меньше, а мы расширяли свое присутствие, увеличивали количество спутников на орбите и наращивали свой стратегический ресурс. Причем делать это надо без привлечения дополнительных средств российских налогоплательщиков.

Сегодня мы занимаем 14-е место в мире. Это точно недостаточная позиция для такой космической сверхдержавы, как Российская Федерация. Нужно усиливать нашу совместную работу в этом направлении.

На этих трех ключевых проблемных моментах хотел бы остановиться. Хотел бы пожелать всему коллективу Россвязи, огромному коллективу подведомственных предприятий, наших отраслевых вузов, успехов в 2015 году. Стоят амбициозные задачи. Нам необходимо своевременно отвечать вызовам времени, растущим запросам потребителей. Отрасль связи всегда воспринималась и будет восприниматься как очень технологичная, инновационная отрасль, которая требует и соответствующего подхода к реализации государственной политики.

Благодарю за работу в отчетном периоде. Уверен, что все наши планы будут реализованы».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.