Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 02 июня 2015

Челябинск строит «умный город» без госзатрат

Отказавшись от устаревшего подхода по приобретению ИТ-проектов, власти Челябинска взяли на вооружение сервисную модель партнерства с бизнесом и на ее основе продолжают информатизацию региона.

Концепцию «умного города» в Челябинске рассматривают как драйвер для информатизации региона, который до сей поры не был отмечен ИТ-достижениями и, скорее, выступал в роли догоняющего. Из большого набора систем городского хозяйства и жизнеобеспечения (транспорт, спорт и отдых, торговля, энергообеспечение, образование, здравоохранение, госсфера, взаимодействие с гражданами) на первом этапе формирования «безопасного города» здесь делают упор на транспорт, охрану общественного порядка, актуальный для промышленной территории экологический мониторинг, защиту лесов от пожара, спутниковый мониторинг сельскохозяйственных земель.

Аналитики рассматривают «умный город» как систему вертикального управления инфраструктурой городского хозяйства и как вектор, задающий направление социально-экономического развития. «Модель реализации концепта «умного города» определяется историческим багажом территории (физическая и сетевая инфраструктура, уровень проникновения технологий, культурное наследие, поведенческие модели и пр.), а значит,  у н и к а л ь н а  для каждой территории», – считает Татьяна Толмачева (агентство iKS-Consulting).   

Руслан Гаттаров, заместитель губернатора Челябинской обл.

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров на недавнем форуме «Информационное общество. ИТИС-2015: умный регион» в Челябинске привел другую аналогию: «В нашем городе разные сферы жизни сейчас существуют отдельно друг от друга, даже те, где уже внедрены информационные системы. Это как в автомобиле: все части работают сами по себе, но отдельно друг от друга они никому не нужны! Концепция «умного города», а потом и «умного региона» должна стать концептуальной базой по координации всех процессов информатизации региона».  

В регионе констатируют заметное снижение средств на информатизацию. Так, по данным министра ИТ и связи Челябинской области Александра Козлова, общий ИТ-бюджет региона в 2015 году составил 250 млн руб. против 315 млн в 2014 году. а потом был сокращен еще на 10%  – пропорционально сокращению бюджета всей области в текущем году. Финансирование госпрограммы «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2014—2015 годы» в этом году составит 6 510 000 руб. против 35 866 000 руб. в прошлом. Госфинансирование аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в 2015 году должно составить 9 913 000 руб. По оценкам администрации области, эти цифры несопоставимы с потребностями информатизации региона.

«Время простых решений прошло. Ни один проект концепции «умного города» и «умного региона», кроме космического мониторинга в сельском хозяйстве (пилотный проект в партнерстве с ЮРГУ), не оплачивает бюджет. Власть ждет умных бизнесменов», – заявляет Руслан Гаттаров.

  

И бизнесу приходится перестраиваться. Сервисная модель, которую сегодня использует администрация области для информатизации региона, позволяет оплачивать только сервисы, не затрачивая бюджетные средства на инфраструктуру, что естественным образом исключает и затраты на эксплуатацию и модернизацию сложных ИС. Именно на такой основе строится сотрудничество области с ОАО «Ростелеком», который является главным исполнителем проекта «Безопасный город». «Ростелеком за свои деньги оборудует перекрестки. Мы покупаем у него сервисы по фото- и видеосъемке, получаем данные о номерных знаках участников дорожного движения (например, в интересах розыскных мероприятий), располагаем полным видеопотоком в целях общественной безопасности, используем и другие возможности построенной этой компанией инфраструктуры», – делится деталями Александр Козлов. Есть планы по совместному созданию автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) – региональной версии интеллектуальной транспортной системы, нацеленной на ликвидацию пробок, управление движением на дорогах, светофорами и другие дорожные нужды «безопасного города».

По заверениям администрации Челябинской области, без копейки средств федерального и местного бюджета создается ИТ-парк, который объединит три якорных инвестора и несколько направлений деятельности – коворкинг, бизнес-инкубатор, стартапы, дата-центр.

В числе серьезных барьеров для реализации концепта «умного города» эксперты называют значительные начальные инвестиции. Так, на первых этапах в информационно-транспортную системы Москвы (2011—2013 годы) было вложено 15 млрд руб., а в «умный» южнокорейский город Сонгдо – $40 млрд (данные iKS-Consulting). Ясное дело, бюджеты наших регионов такими средствами не располагают. Чтобы двигаться вперед, им необходимы значительно более широкие рамки государственно-частного партнерства, чем сегодня предлагает российское законодательство. Чтобы сэкономить собственные же средства, государству стоит не откладывая подумать о том, как скорректировать правила «игры» бизнеса с властью. Иначе «цифровой разрыв» не укротить, а информационное общество на большой части провинциальной России может остаться только на бумаге.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.