Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Монетизировать мессенджеры можно, но...

11 июня 2015

Отрасль связи находится на пороге технологической, организационной и бизнес-трансформаций, результатом которых может стать кардинальное повышение эффективности «телекомов 2.0.» и рост их капитализации.

Основным аспектам этой трансформации J’son & Partners Consulting посвящает серию отчетов, первый из которых — «Перспективы рынка мобильных мессенджеров и других коммуникационных OTT-сервисов в России и мире на период до 2018 г.».

 Ключевые вопросы исследования

Перспективы рынка мобильных мессенджеров и других коммуникационных OTT*-сервисов в России и мире на период до 2018 г.» анализируются основные глобальные и российские тенденции и прогнозы в следующих сегментах:

  • мобильные системы мгновенного обмена сообщениями (мобильные мессенджеры, MIM);
  • сервисы электронной почты, совместной работы с документами и электронный документооборот как сервис;
  • VoIP-сервисы, включая облачные УПАТС;
  • унифицированные коммуникации по требованию (Unified Communication as a Service, UCaaS);
  • Desktop as a Service.
  • Основное внимание уделено детальному состоянию и перспективам развития рынка унифицированных коммуникаций, анализу популярных OTT-коммуникационных сервисов, их бизнес-моделям и способам монетизации OTT-сервисов, подробному рассмотрению стратегий операторов по взаимодействию с OTT-компаниями и анализу основных примеров сотрудничества.

     * OTT (over-the-top) — так называемые наложенные сервисы, предоставляемые сторонней компанией с использованием операторских сетей передачи данных. Различают, например, коммуникационные OTT-сервисы (передача сообщений, голоса и видео, средств совместной (коллективной) работы) и видео OTT-сервисы (в данном исследовании не рассматриваются)

     Практическая ценность исследования
  • для операторов рекомендованы необходимые изменения как на уровне физических сетей, так и на уровне систем OSS/BSS;
  • для OTT-провайдеров рекомендованы перспективные модели взаимодействия с провайдерами сетевой и IT-инфраструктуры.
  • Целевая аудитория
  • Исследование предназначено операторам мобильной и фиксированной связи, провайдерам IP-телефонии, услуг облачных/виртуальных АТС, производителям оборудования, разработчикам приложений, системным интеграторам, OTT-провайдерам, провайдерам сетевой и IT-инфраструктур, венчурным и инвестиционным фондам, профильным стартапам и исследовательским агентствам.
  • Резюме исследования
     Потери операторов мобильной связи в мире от коммуникационных OTT-сервисов в 2014 г. оцениваются в $14 млрд (Источник: Juniper Research). Совокупная упущенная выручка мобильных и фиксированных операторов только от VoIP-cервисов за период 2012—2020 гг. достигнет $479 млрд или 6,9% глобального рынка голосовых услуг (Источник: OVUM).

    Российские операторы мобильной связи, по оценкам J’son & Partners Consulting, не досчитались в 2014 г. не менее 15—20 млрд руб. или около 2% своих доходов. Операторы ищут пути повышения потребительской стоимости своих услуг с помощью новых ОТТ-сервисов и постепенной замены ими своих текущих ресурсоемких сетезависимых услуг. Переход к партнерской модели предоставления широкого разнообразия OTT-сервисов является мейнстримом развития отрасли на ближайшие несколько лет.

    Мобильные мессенджеры

    Популярность глобальных мессенджеров продолжает стремительно расти — WhatsApp и Facebook Messenger в совокупности обслуживают более 1,3 млрд пользователей, китайские мессенджеры QQ Mobile и WeChat — более 1 млрд. Между тем, проблема монетизации этих и других подобных сервисов остается актуальной — годовой ARPU наиболее прибыльных проектов (WeChat, LINE, KakaoTalk) находится в пределах $3—7.

    Спектр бизнес-моделей простирается от наиболее очевидных и часто использующихся — платная подписка (WhatsApp, QQ Mobile), звонки на мобильные и фиксированные номера (SkypeOut, Viber Out), до продажи брендированных сувениров (LINE, KakaoTalk) и партнерств с медиакомпаниями (Snapchat).

    При этом перспективы традиционных моделей, например, платная подписка или платное приложение — неочевидны, а ряд крупных игроков (например, WhatsApp) отвергает и рекламную модель. Экономически успешные проекты (LINE — продажа стикеров, внутриигровые продажи) реализованы на азиатских рынках. Еще одним трендом стало создание такими OTT-провайдерами как KakaoTalk, WeChat, LINE, Snapchat и Facebook платформ для сторонних приложений.

    В России, где проникновение мобильных мессенджеров по итогам 2014 г. оценивалось на уровне 78% (Источник: Ericsson), по данным J’son & Partners Consulting, с большим отрывом по популярности лидирует Skype (это приложение используют более 70% респондентов); далее следуют проекты Mail.ru Group (Mail.ru Агент, «Одноклассники», ICQ и VK), глобальный лидер WhatsApp, а также QIP, Facebook и Viber.

    Корпоративные VoIP-сервисы

    Продажи SIP-телефонов в России (без учета Cisco и Linksys (Cisco и Linksys исключены из рассмотрения, поскольку дан-ные по этим вендорам включают лицензии на продукт Cisco Call-Manager (CCM) увеличились на 16% по сравнению с 2013 г. до 216 тыс. Отрицательная динамика количества портов УПАТС в России наблюдается с 2012 г., т.е. еще до кризиса. В 2014 г., по предварительной оценке J’son & Partners Consulting, количество портов снизилось на 10% — до 1,48 млн, и по прогнозам на 2015 г. уменьшится еще на 11% — до 1,32 млн.

    Унифицированные коммуникации по требованию (UCaaS)

    Одним из вариантов реализации услуги унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC), является предоставление ее по требованию — (Unified Communication as a Service, UCaaS), чаще всего на облачной платформе. В перспективе ожидается переход от проприетарных решений вендоров к программным платформам на основе концепции SDN/NFV. Ярким примером трансформации бизнеса оператора может служить запуск в 2014 г. оператором NTT Com (Япония) пакета облачных сетевых B2B-сервисов с моментальной самостоятельной активацией и моделью оплаты по факту на базе UCaaS платформы SDN/NFV. По оценке Wainhouse Research, объем мирового рынка UCaaS в 2014 г. составил $1,8 млрд, до 2018 г. прогнозируется его рост до $5,3 млрд с показателем CAGR, равным 24%.

     Перспективные модели взаимодействия с OTT

    Растущая активность наложенных сервисов в мире и в России негативно сказывается на доходах мобильных операторов от традиционных услуг (голос и SMS), которые вынуждены искать способы защиты своих доходов. Как показывают опросы операторов во всем мире, в 2014 г. ни один из них не блокировал OTT-сервисы и лишь немногие (5%) рассматривали возможность предоставления собственных мессенджеров абонентам (в 2013 г. — 43% операторов).

    Более половины операторов заключили или планируют партнерство с OTT-игроками, однако, при этом, операторы не знают как начать развивать сотрудничество с OTT; не представляют каким именно может быть соглашение и полагают, что могут возникнуть проблемы, связанные с защитой персональных данных.

    Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

    Оставить свой комментарий:

    Для комментирования необходимо авторизоваться!

    Комментарии по материалу

    Данный материал еще не комментировался.