Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Каков российский рынок вендинговых автоматов?

02 октября 2015

В России наиболее распространены автоматы с упакованными пищевыми продуктами (снековые автоматы) и автоматы по производству горячих напитков.

В исследовании проанализирована ситуация на российском рынке вендинговых автоматов, дана оценка рынка, а также приведены основные тенденции вендинга в мире, его состояние и перспективы распространения этих тенденций на российский рынок.

 

Целевая аудитория

Исследование предназначено производителям и операторам вендингового оборудования, телеком-операторам, венчурным и инвестиционным фондам, профильным стартапам и исследовательским агентствам.



Краткое резюме исследования

Вендинговый автомат – это автоматическое устройство, осуществляющее торговлю товарами и услугами без участия продавца. Первый современный образец подобного автомата, продававший почтовые открытки, был разработан в Великобритании в начале 20 века.


По методологии J’son & Partners Consulting, в рассматриваемый рынок входили:

 вендинг упакованных пищевых продуктов;

 вендинг горячих напитков;

 вендинг игрушек;

 игровой вендинг;

 вендинг табачных изделий;

 вендинг прочих товаров.

 По мнению основных игроков рынка, в России наиболее распространены автоматы с упакованными пищевыми продуктами (снековые автоматы) и автоматы по производству горячих напитков.


По прогнозам исследовательской компании Berg Insight, среднегодовой рост вендинговых автоматов, подключенных к телеметрическим решениям, в мире составит 18,5 % в год в натуральном выражении, а к 2019 году достигнет 2,7 млн. В итоге доля умных автоматов в мире достигнет 15,3 % к концу 2019 года.


Мировая установленная база подключенных к телеметрии вендинговых автоматов в 2014 году выросла на 18,4 %, до 1,16 млн в натуральном выражении. Около 0,56 млн из этого числа эксплуатируются в Северной Америке, 0,15 млн – в Европе. Число умных торговых автоматов в других частях планеты составляет 0,45 млн, в основном они находятся в Японии и Австралии.

В настоящее время уровень проникновения умных вендинговых автоматов в России выше общемирового, что объясняется в целом низкой насыщенностью рынка вендинга - еще в 2009 году их количество в России, по оценкам компании Uvenco, составляло всего 35 тысяч. Новые же автоматы всё чаще оснащаются телеметрией.


По прогнозам J’son & Partners Consulting, на конец 2015 года общее количество вендинговых автоматов (исключая настольные кофейные аппараты) достигнет 165 тысяч единиц, количество умных машин достигнет 19 тысяч. К 2019 году количество торговых автоматов в России (исключая настольные кофейные аппараты) достигнет 290 тысяч единиц. Из них примерно 56 тысяч будут оснащены связью, позволяющей проводить мониторинг/телеметрию и/или удаленно управлять автоматом и т. д., а проникновение умных машин, таким образом, приблизится к 20%.


При этом крайне низкая в настоящее время доля автоматов, способных обрабатывать безналичные платежи, в России также будет расти благодаря нескольким факторам:

  общее увеличение объема безналичных платежей;

  оптимизация издержек, включая снижение расходов на обслуживание инкассации автоматов;

  низкая платежная способность монет (большинство вендинговых автоматов выдает сдачу мелочью);

  общая мировая тенденция к увеличению доли автоматов с безналичной оплатой.

Станислав Баранов,
Компания «Профессиональные и торговые автоматы», Генеральный директор


Какими темпами растет использование вендинговых автоматов в России?


Темпы роста в благоприятный экономический период составляли 25–30 % в год. Сейчас рост популярности торговых автоматов в России на уровне 15–20 %. 
Два года назад, когда правительство Москвы пыталось реализовать программу по развитию вендинга в столице, говорили о планах установить к 2017 году порядка 90 тысяч торговых автоматов. А потенциал мегаполиса оценивался в 200 тыс. автоматов. По официальной статистике, сейчас в Москве работает порядка 30 тыс. вендинговых автоматов. 
Российский рынок вендинга далек от насыщения. Основной прирост приходится на центральную часть России, но вендинг достаточно активно развивается и в других регионах.

Какие основные тенденции наблюдаются на этом рынке?


Тенденция к универсальности: все идет к тому, что мы сможем покупать в автоматах почти весь спектр предметов первой необходимости, и полноценно питаться вне дома купленными в автомате первыми и вторыми блюдами. Новые разработки позволят увидеть свет таким торговым автоматам, для которых не будут важны габариты и вес продаваемых товаров.


Если говорить о видах торговых автоматах, то наиболее популярны – кофейные и снековые. Мы уверены в том, что их популярность останется на прежнем уровне. Все более популярным становится бизнес по организации кафе на колесах. Операторов привлекают низкие издержки, отсутствие арендной платы и возможность организовать точку питания практически в любом месте. И это тоже новое веяние современного российского вендинга.


По Вашей оценке, как

ова доля умных вендинговых автоматов, имеющих связь с внешним миром? Какие функции удаленного мониторинга наиболее распространены?


Удобство и эффективность систем телеметрии и учёта признаёт всё большее количество операторов. Около 50% клиентов нашей компании используют "Венд-Аналитику" - решение, разработанное нами специально для бизнеса автоматизированной торговли. Система в режиме реального времени отображает продажи и количество продуктов в автоматах, позволяет полностью контролировать товарные потоки от момента закупки до реализации. При наличии наёмных сотрудников актуальной становится функция контроля финансовых потоков: "Венд-Аналитика" позволяет видеть сумму инкассации ещё до того, как сотрудник доставил наличность в офис оператора.


В условиях работы в крупных городах, т.е. необходимости преодоления длинных дистанций с серьёзным трафиком, «Венд-Аналитика» позволяет максимально грамотно отстроить логистику. При этом упрощаются многие рутинные процедуры, такие как: составление маршрута для каждого оператора или формирование списка товаров, необходимых для обслуживания торговых точек, - система выполняет соответствующие задачи "в один клик" либо полностью автоматически согласно заданному расписанию.


Для сервис-инженеров ценной является информация о типе поломки автомата или платёжных систем, поскольку позволяет адекватно подготовиться перед выездом на торговую точку. В некоторых случаях проблема может быть решена дистанционно перезагрузкой автомата прямо из офиса компании.


Средними и крупными операторскими сетями оказалась востребованной возможность интеграции "Венд-Аналитики" с внешними информационными системами. Настраиваемый обмен данными с 1С-Предприятие позволяет избежать двойного ввода данных в бухгалтерскую и учётную программы и сосредоточить сотрудников на выполнении более важных задач.


Кто в основном оснащает вендинг системами телеметрии и эквайринга? Если это не производители, то какие крупнейшие фирмы по дооснащению торговых автоматов Вы можете назвать?


Это как небольшие операторские компании, в которых сам владелец является оператором, так и крупные сети (от 50 автоматов). В первом случае телеметрия помогает оптимизировать издержки и время. Собственники же крупных вендинговых сетей имеют наемный персонал. Их задача – сохранить бизнес, оптимизировать и внедрить полноценную систему учета товаров и денежных средств.


Среди ведущих игроков на рынке платежных систем для ритейла мы можем назвать компанию INPAS. У неё есть свой эквайринг, но процент использования данных ридеров пока низок из-за их высокой стоимости. Возможно, ситуация в скором будущем изменится за счёт появления более дешёвых устройств.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.