Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 24 ноября 2015

Информатизация здравоохранения: шансы есть

На 2-й конференции IT & Med`2015 состоялся честный разговор о реальных достижениях и перспективах развития информатизации здравоохранения.

Уже не первый год ИТ-специалисты, работающие в области информатизации здравоохранения, и поставщики соответствующих решений говорят о том, что все технические проблемы разработки и внедрения медицинских информационных систем, телемедицинских технологий, цифровых медицинских справочников и т.п. уже решены или могут быть решены в самое ближайшее время, а самым большим камнем преткновения является нормативно-правовое обеспечение использования цифровых технологий в российском здравоохранении. Попыток инициировать внесение изменений в имеющиеся законы с целью легализации телемедицины, электронных медицинских карт и других новшеств, вносимых информационными технологиями в практику оказания медицинской помощи, было немало. Они пока не привели к зримым результатам, но назвать их безуспешными все же нельзя: в прошлом году о важности нормативно-правового обеспечения информатизации здравоохранения и проведении соответствующих работ объявил Минздрав РФ, в этом году этими проблемами озаботился Совет Федерации РФ.

 Игорь Шилкин, начальник Центра управления в кризисных ситуациях штаба ВСМК

В обращении к участникам конференции IT & Med`2015 заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии по развитию информационного общества Людмила Бокова отметила, что в сфере информационных технологий здравоохранения необходимо искать и находить общий язык медикам, айтишникам, регулятору и законодателю. И законодатель со своей стороны уже сделал определенные шаги: летом 2015 года Совет Федерации выступил с инициативой объединения экспертного сообщества для разработки рамочного проекта федерального закона, направленного на легализацию телемедицинских услуг в России. Для ускорения процесса это планируется сделать путем внесения изменений в имеющееся законодательство, определив телемедицинские услуги как новых способ оказания медицинской помощи. Кстати, согласно поручению президента РФ нормативно-правовая база для телемедицины должна быть принята до конца 2015 г. До нового года осталось совсем немного времени, и многоопытные оптимисты от информатизации здравоохранения, уже исходившие километры коридоров по инстанциям, конечно, не верят в заявленные стремительные сроки, но радуются перспективе принятия этих документов пусть даже в немного более отдаленном будущем.

Один из лидеров телемедицинской помощи в стране – это Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Как рассказал начальник Центра управления в кризисных ситуациях штаба ВСМК Игорь Шилкин, стимулы для развития телемедицины в РФ очень разнородные, это и возросшее количество чрезвычайных ситуаций, требующих применения телемедицинских систем, и достаточно высокий уровень развития телекоммуникационных технологий, и сложности с доступностью квалифицированной медицинской помощи во многих регионах страны. В медицине катастроф сейчас работают 14 мобильных станций спутниковой связи на специализированных автомобилях и этого количества не хватает, особенно большой дефицит средств спутниковой связи, работающих в движении, они нужны буквально во всех регионах, а не только в удаленных. Но и со стационарными системами тоже проблемы: из 85 субъектов РФ телемедицинскими системами со средствами спутниковой связи оснащены только 54. Тем не менее, развитие системы телемедицины национального масштаба идет: в ее первую очередь вошел 21 телемедицинский консультативный центр в ведущих федеральных медицинских учреждениях, которые используются для плановой и экстренной консультативной помощи субъектам РФ.
Взаимодействие врача с врачом, имеющее место быть в классической телемедицине, не исчерпывает всех возможностей организации медицинской помощи на расстоянии. Важную роль здесь должно играть дистанционное взаимодействие пациента с врачом, которое актуально при диспансерном наблюдении пациентов, имеющих хронические заболевания или восстанавливающихся после операции. Как отметил заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН, руководитель проекта "Медархив" Борис Зингерман, взаимодействие врач-пациент представляет собой просто новый способ оказания медицинской помощи, однако этот способ иногда оказывается настолько революционным, что его восприятие требует новых подходов. Взаимодействие врача с пациентом означает вовлечение пациента в заботу о собственном здоровье, что является ключевым международным трендом модернизации здравоохранения. В части развития дистанционного мониторинга здоровья человека у нас есть и соответствующий пункт Стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 гг., и поручение президента. Все осознают важность развития этого направления, однако все боятся, поскольку эта новая инициатива законодательно не разрешена, а у нас это является синонимом запрета. Тем не менее, энтузиасты, в душе, конечно же, пугаясь последствий, развивают интересные проекты. В их числе - Мед@рхив. Это облачный сервис для всех, кто желает собрать в одном месте всю свою медицинскую информацию, получать к ней удаленный доступ и предоставлять этот доступ лечащему врачу. Далеко не все медики готовы к такой организации взаимодействия с пациентами не только в силу своей консервативности, но и из-за неопределенности финансовых и нормативных условий. Понятно, что здесь есть поле и для государственных (бесплатных для пациента) проектов по мониторингу состояния здоровья, например, сердечников и диабетиков, и для коммерческих услуг (и уже есть пациенты, готовые за них платить).

Стоит отметить определенные сдвиги в содержании выступлений участников конференции, произошедшие со времен IT & Med`2014. Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по внедрению современных ИС, заместитель директора ЦНИИОИЗ МЗ РФ Татьяна Зарубина считает отрадным фактом, что доклады достаточно честно описывают ситуацию в информатизации медицины, не впадая в сплошную критику с одной стороны и в благостность с другой – идет объективная оценка не только достижений, но и имеющихся проблем, причем без оглядки на то, что "наверху не так поймут". 

Конференция показала, что и государственные, и частные медицинские учреждения хотят от ИТ, в общем-то, одного и того же – удобных инструментов для работы врача и повышения качества медицинской помощи, а именно электронную медицинскую карту, в том числе интегрированную, нормативно-справочную информацию, системы поддержки врачебных решений, электронную библиотеку новых медицинских публикаций и данных исследований. То есть всем нужны по сути те самые основные блоки ЕГИСЗ, о которых в отрасли здравоохранения давно и много говорится. Ближайшие перспективы развития информатизации здравоохранения понятны - больших бюджетных денег на нее больше не будет, а работы предстоит много. Но если эффективно использовать имеющиеся средства, реально смотреть на уже сделанное и на пути решения стоящих перед отраслью задач, то появятся основания для осторожного оптимизма.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.