Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Число антенно-мачтовых сооружений в России достигнет 60 тыс. в 2015 г.

15 декабря 2015

Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, темпы строительства сетей мобильной связи в России остаются достаточно высокими.

В 2014 г. общее число базовых станций всех стандартов (2G, 3G, 4G) в России приблизилось к отметке 330 тыс.
При этом темпы роста снизились незначительно – с 31 % в 2013 г. до 25 % в 2014 г., и в 2015 г. остаются достаточно высокими. Это происходит, в частности, благодаря выходу на новые территории (включая рынок Москвы и Московской области) нового федерального оператора Tele2, а также необходимости соблюдения лицензионных обязательств операторов по LTE-покрытию. С другой стороны, крупнейшие операторы нацелены на постепенное снижение капитальных затрат, и использование услуг профессиональных «башенных» компаний является одним из действенных способов в этом направлении.

Появление новых игроков на рынке мобильной связи и намерение операторов сокращения своих капитальных затрат в условиях неустойчивой экономики можно рассматривать как существенные драйверы для развития рынка аренды АМС у специализированных инфраструктурных компаний. Наиболее существенным стимулом развития рынка могло бы стать создание крупной «башенной» компании, например, через покупку АМС у одного или нескольких операторов мобильной связи или создание операторами совместного «башенного» предприятия.

Дополнительным драйвером развития рынка АМС является проект по устранению «цифрового неравенства». По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие 10 лет он потребует строительства более 1000 невысоких конструкций в год для размещения точек доступа Wi-Fi и других маломощных базовых станций.

 По оценкам J’son & Partners Consulting, в сравнении с рынками АМС развитых и ряда развивающихся стран для российского рынка АМС характерно:

  • - низкая доля «башенных» компаний, которые сдают свои объекты в аренду операторам мобильной связи для размещения базовых станций, – не более 6 % от всего числа АМС по итогам 3-го квартала 2015 г.
  • - против 48 % в США, 71 % в Бразилии, 91 % в Мексике, 47 % – в странах Африки (прогноз на 2015 г.);
  • - низкий показатель числа арендаторов на одно АМС – 1,25 по итогам 3-го квартала 2015 г. в среднем по рынку против 2,2–3,0 на развитых рынках, 1,8 – в Индии (прогноз на 2015 г.);
  • - сложность и длительные сроки получения разрешений на строительство, неопределенный юридический статус антенно-мачтового сооружения;
  • - сложные взаимоотношения арендаторов и арендодателей, отсутствие стандартных бизнес-процессов, тарифов и пр.;
  • - активный интерес рынка к размещению базовых станций на так называемых опорах двойного назначения – модернизированных столбах уличного освещения;
  • - высокая доля операционных затрат в расчете на одно АМС (что особенно характерно для компаний, находящихся на ранней стадии развития «башенного» бизнеса).

 Основными независимыми участниками рынка АМС в России («башенные» компании по зарубежной классификации) являются «Русские Башни» (более 1500 объектов), «Вертикаль» (около 1000 объектов в Московском регионе), «Линк Девелопмент» (более 300 объектов, преимущественно в Северо-Западном макрорегионе), а также несколько других региональных компаний. Совокупно «башенные» компании обслуживают около 4 тыс. антенно-мачтовых сооружений различных типов – башен, мачт и столбов, включая опоры двойного назначения. Объекты могут находиться как в их собственности, так и в аренде у других владельцев АМС.

Согласно базовому сценарию прогноза J’son & PartnersConsulting, число АМС в России увеличится с 60 тыс. до 126 тыс., то есть более чем в два раза в период 2015–2026 гг. Показатель CAGR на прогнозном интервале составит 6 %.

Мнение представителя отрасли

Алексей Кузнецов, генеральный дирекор ООО "Линк Девелопмент"

1. Каковы основные особенности российского рынка АМС?

Основная особенность состоит в том, что до сих пор основное количество инфраструктуры, на которой происходит размещение базовых станций, принадлежит самим операторам. В общем количестве сайтов доля независимых владельцев инфраструктуры составляет всего около 1 %. В то время как во всем мире уже произошло разделение функций владения активной (базовые станции) и пассивной (башни и мачты связи) инфраструктуры. Это связано с более высокой эффективностью такой модели, поскольку одно сооружение может использоваться сразу несколькими операторами.

 2. Какие модели существуют на зарубежных рынках АМС?

В мире существуют несколько основных моделей – выкуп независимой компанией уже построенных башен у операторов и создание операторами совместного «башенного» предприятия. Первая модель используется в США, по такому пути идут и африканские страны, у которых доля независимых владельцев АМС приближается, а может быть, уже и превышает 50 %. Второй сценарий реализуется в Китае и Индии, где такие СП, как ChinaTowerCompanyи IndusTowers, владеют, соответственно, более 1 млн и 120 тыс. сооружений. Но это не означает, что рынок монополизируется. Например, в той же Индии остаются относительно небольшие компании, которые владеют 10–20 тыс. башен. А в Великобритании четыре сотовых оператора разбились на пары, каждая из которых организовала совместное предприятие, и они обмениваются не только пассивной, но и активной инфраструктурой. Таким образом, модель RANSharing, которую начали использовать МТС и «ВымпелКом» в России, в Великобритании уже реализована в полном объеме.

 3. Каковы перспективы у российского рынка АМС?

Существенным стимулом к формированию российского рынка АМС, который все еще находится в зачаточном состоянии, могла бы стать продажа башен одним из сотовых операторов. Создание крупного игрока позволило бы сделать наш рынок более цивилизованным – определить правила игры между владельцами АМС и сотовыми операторами, минимизировать дискуссии по уровню цен и сервиса, объему выполняемых услуг и т. п. Я думаю, что российский рынок АМС пойдет, скорее всего, именно по такому пути, ведь сценарий создания СП в свое время уже предлагался, но не был принят основными операторами.

Источник: J’son & Partners Consulting


 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.