Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 18 декабря 2015

"Касперский" вместо "Калашникова"

Имидж России за рубежом уже изменился, а на внутреннем рынке живучи старые стереотипы.

Российская ИТ-индустрия развивается гораздо динамичнее многих других отраслей и немало российских ИТ-компаний успешно работают не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Это же можно сказать об их коллегах из других стран мира. Однако в этих "других странах" проводится внятная и зачастую очень активная политика поддержки своих производителей ИТ-продуктов и, в том числе, поддержки экспорта этих продуктов. В частности результатами такой поддержки являются многочисленные и все более разрастающиеся "чайна-тауны" на всех российских отраслевых выставках – просто Китай из госбюджета оплачивает своим компаниям участие в таких зарубежных мероприятиях. До недавнего времени российским компаниям оставалось об этом только мечтать, хотя ассоциации участников российской ИТ-отрасли давно говорили о том, что такая поддержка очень эффективна и быстро окупаема.

И вот наконец-то лед тронулся. Правда, пока в виде пилотного проекта, которым стала Программа поддержки экспорта российской инновационной и высокотехнологичной продукции. Она была реализована на принципах софинансирования при участии РВК и НП "РУССОФТ", объединяющего российские компании, специализирующиеся на разработке ПО. Подводя итоги этой Программы, продолжавшейся больше года, президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров сообщил, что в ней приняли участие 100 российских ИТ-компаний. Эта программа предусматривала финансирование участия российских ИТ-компаний в крупных зарубежных выставках в том числе в Mobile World Congress в Барселоне и Шанхае, проведение семинаров по особенностям работы на рынках тех или иных регионов и стран мира, а также организацию деловых встреч с представителями потенциальных заказчиков в западной Европе, Китае, Южной Корее, Сингапуре и других странах. Во всяком случае участники этой программы оценили ее очень высоко. Причем, как отметил генеральный директор CDNVideo Ярослав Городецкий, нефинансовая поддержка для наших ИТ-компаний оказалась важнее финансовой: благодаря контактам, появившимся после проведенных в рамках этой программы мероприятий, компания заключила контракты, принесшие ей порядка половины объемов зарубежных продаж в 2015 г.

Стоит отметить, что как раз во время реализации программы в течение 2014-2015 гг. в работу российских ИТ-компаний за рубежом стала активно вмешиваться геополитика. Как рассказал генеральный директор компании «Центр речевых технологий» Дмитрий Дырмовский, 5 лет назад стандартный раздел любого бизнес-плана "геополитика и внешняя ситуация" казался смешным и необязательным для заполнения, а теперь он стал предметом пристального внимания для очень многих заказчиков. Поэтому продажи ИТ-продуктов российских компаний государственным заказчикам США и Западной Европы практически прекратились и ожидать их восстановления в 2016 г. не приходится. Однако корпоративные заказчики гораздо более прагматичны и российская компания, имеющая продукты и технологии действительно мирового уровня, может рассчитывать на хороший спрос. Кроме того, российские ИТ-компании, работающие на экспорт, отмечают даже улучшение ситуации именно для российского бизнеса в целом ряде регионов мира, в том числе в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Особенно важно, отмечает Д. Дырмовский, участие компаний в международных технологических конкурсах: победы или призовые места в них очень ценятся заказчиками даже на очень сложном американском рынке и выводят разработчиков на такой уровень, что к ним всерьез начинают относиться даже очень крупные заказчики.

Андрей Свириденко, председатель правления Spirit DSP, обращает внимание также на важность компенсации для компаний хотя бы доли затрат на международное патентование ее разработок, без которого на западном рынке можно лишиться не только контрактов, но и самого бизнеса. А участие в отраслевых выставках является просто обязательным для любой компании. Как подчеркнул, Дмитрий Одинцов, директор по продажам компании TrueConf, если компания есть на выставках, то это означает, что она есть на рынке, а если она по каким-то причинам перестала в них участвовать, то это наносит очень сильный удар по репутации и, соответственно, по дальнейшим продажам. И хотя иногда российской компании для работы на западном рынке приходится скрывать свои российские корни, российская школа программирования известна и высоко ценится даже в тех странах, где Россию не любят. Подтверждением тому является практика самой компании TrueConf, которая в 2015 г. удвоила объемы зарубежных продаж и поставляет свои продукты даже в американские суды и в компании, имеющие оборонные заказы.

Крупные российские ИТ-компании, традиционно работавшие на российском рынке, в связи со стагнацией последнего ищут возможности для развития в географической диверсификации своего бизнеса. По словам Тагира Яппарова, президента группы компаний «АйТи», 5-10 лет назад у крупных российских компаний не было мотивации работать на международном рынке, поскольку проще и комфортнее было работать локально, но теперь такая мотивация появилась, а курс рубля ее усиливает и помогает в ценовой конкуренции.

Однако выходу на мировые рынки российским компаниям мешает не только отсутствие или недостаток государственной поддержки, но и менталитет. Как отметил Я. Городецкий, любая американская компания, выросшая до 50 сотрудников, стремится выйти на международный рынок, а у нас очень многие компании даже более крупные и имеющие отличные вполне конкурентные продукты этого просто не хотят и, возможно, им для преодоления этого ментального барьера тоже нужен небольшой импульс со стороны государства.

Как рассказал В. Макаров, на ниве поддержки международной деятельности российских компаний в 2015 г появился еще один игрок – АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ). Правда, его стандартные инструменты финансовой поддержки в виде помощи в получении кредитов и предоставлении гарантий под эти кредиты, трудно приспосабливаются к ИТ-отрасли, чей товар зачастую представляет собой "эфемерное" ПО, передаваемое заказчику по интернет, минуя таможню. Но директор по стратегическому развитию РЭЦ Михаил Снег заявил о готовности вместе с участниками ИТ-индустрии учиться эффективной поддержке экспорта ИТ и ПО и выразил надежду, что российский несырьевой экспорт скоро станет приоритетом для государства и его поддержка станет по-настоящему сильной.

Игорь Агамирзян, РВК

Генеральный директор и председатель совета директоров РВК Игорь Агамирзян, подчеркивает, что российская индустрия разработки ПО сейчас является самой зрелой из технологических отраслей для работы на международных рынках и именно поэтому НП "РУССОФТ" стало партнером РВК в этой программе. Государство часто понимает поддержку как банальную раздачу денег, но, как показывает практика, нефинансовые механизмы поддержки в разы эффективнее прямого финансирования (правда, их применение требует хорошего знания конкретного рынка и более широких компетенций). И. Агамирзян напомнил, что даже без государственной поддержки российский экспорт ПО и услуг по разработке впечатляет своими объемами. По данным, представленным НП "РУССОФТ", в 2014 г. он составил $6 млрд, а в 2015 г. по прогнозам должен достигнуть $7 млрд. Для сравнения: в мае 2015 г. на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами было объявлено, что экспорт российских вооружений в 2014 г. составил $15,5 млрд, что составляет 27% мирового рынка, на котором Россия проигрывает лишь США, имеющим 31% рынка. То есть российский ВПК, всячески поддерживаемый государством, имеет объем продаж, который в общем-то сравним с "каким-то софтом". И. Агамирзян также подчеркнул, что объемы мировых рынков ПО и вооружений сравнялись в 1999 г. и с тех пор софт ушел в большой отрыв (сейчас объем этого рынка оценивается в $1 трлн, тогда как рынок вооружений остался на прежнем уровне $50-60 млрд). При этом доля России на мировом рынке ПО составляет около 0,4%, то есть страна катастрофически недоиспользует потенциал этой быстро растущей отрасли.

Кроме того, считает И. Агамирзян, в России не учитывают, что за последние годы на профессиональном рынке бренд страны изменился: если 5-10 лет назад очевидным брендом был "Калашников", то сегодня это – "Касперский", который "там" признан и очень популярен. Однако сами российские граждане в большинстве своем продолжают держаться за "Калашникова". То есть представление о российском технологическом бизнесе внутри страны гораздо хуже, чем на международных рынках, и не отражает его реального состояния. В связи с этим А. Свириденко припомнил, что несколько лет назад был придуман лозунг "Софт – это новое оружие России", но тогда он показался слишком агрессивным и от него отказались, хотя сравнение российского софта с "калашниковым" представляется гораздо более лестным, чем сравнение с продукцией АвтоВАЗа.

В любом случае потенциал расширения своего присутствия на глобальном рынке у российских ИТ-компаний есть и очень большой и даже при увеличении своей доли в мире на 1% российская отрасль ПО обгонит по объемам экспорта наш  ВПК.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.