Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Планшеты становятся менее популярными

23 марта 2016

В сложных макроэкономических условиях продажи планшетных ПК в России в 2015 г. сократились на треть -- в пользу смартфонов. 

Потребительский спрос сместился в сторону наиболее бюджетного сегмента устройств, произошли изменения в рыночных позициях производителей – лидеров продаж.
 По оценкам J’son & Partners Consulting, суммарно в России по итогам 2015 года было продано 6,2 млн планшетных ПК – на 33 % меньше, чем по итогам 2014 года. Отметим, что общемировые продажи планшетов также сократились, но не так сильно – на 10 % относительно итогов 2014 года.
Планшетные ПК не являются товаром первой необходимости, и вместе со снижением покупательной активности в начале 2015 года многие российские пользователи стали отказываться от приобретения планшетных ПК в пользу смартфонов как более универсальных мобильных устройств. По оценкам J’son & Partners Consulting, фаблеты – смартфоны с диагональю более 5 дюймов – еще в середине 2015 года обогнали в России планшетные ПК по продажам в штучном выражении.
 
Таким образом, планшеты в целом становятся менее популярным типом мобильных устройств, а в России от них отказываются еще и вследствие общей неблагоприятной экономической ситуации.
 
Стоит также отметить, что в 2013–2014 гг. доля России в общемировых продажах планшетных ПК достигала 3–4 %, что существенно выше, чем аналогичный показатель, например, для смартфонов – 2 %. Таким образом, к началу 2015 года российский рынок планшетных ПК уже был перенасыщен, и сокращения продаж в 2015 году можно было ожидать и при стабильной макроэкономической ситуации.
 
По данным J’son & PartnersConsulting, несмотря на девальвацию рубля, в 2015 году средняя розничная стоимость планшетного ПК в России сократилась по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составила 8,4 тыс. рублей – самый низкий показатель за всю историю российского рынка планшетных ПК. Главной причиной снижения стоимости планшетных ПК является растущая популярность в России устройств от B- и С-брендов и снижение доли производителей, ориентированных на премиальный сегмент.
В следующие 1–2 года, по мнению J’son & PartnersConsulting, показатели продаж планшетных ПК не смогут вернуться к докризисному уровню, при этом мы не ожидаем и какого-либо нового глобального снижения рынка. Планшетные ПК становятся востребованными в новых нишах, а низкая средняя розничная стоимость устройств делает их более привлекательными для пользователей, особенно на фоне увеличения стоимости смартфонов и ноутбуков.
 
Отдельно отметим, что недорогие планшетные ПК с поддержкой LTE могут быть интегрированы в системы «умного дома», ConnectedCarи различные M2M-решения.
 
 
Мнения представителей отрасли:

Ульяна Смольская, PR-директор компании «Евросеть»
 
– По сравнению с 2014 годом российский рынок планшетных компьютеров сократился на 34 % в количественном выражении и на 35 % в денежном. При этом средняя цена на планшеты снизилась всего на 1 %. Снижение рынка обусловлено в первую очередь насыщением его данной продукцией. Однако сказать, что, например, смартфоны могут заменить планшеты, нельзя. Это разные устройства, и тенденции к полной замене одного другим мы не наблюдаем. Возможно, какой-то процент людей и предпочитает 5-дюймовый смартфон 8-дюймовому планшету, но отследить эту статистику мы не можем. Все-таки эти устройства предназначены для разных целей.
 
В 2016 году рынок планшетов точно не сможет вернуться на докризисный уровень даже в случае стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Более того, мы ожидаем падения спроса на планшеты до 10 % по сравнению с результатами 2015 года. Дело в том, что сейчас наблюдается определенное насыщение рынка данной товарной категорией, а также падение интереса покупателей к продукту. И будущее планшетов зависит в основном от того, смогут ли производители заинтересовать потребителя чем-то новым.

Мария Заикина, руководитель пресс-службы группы «Связной»
 
– Как вы оцениваете результаты продаж планшетных ПК в России по итогам года? Снижение рынка в 2015 году обусловлено в большей степени сложной макроэкономической ситуацией в стране или сам сегмент устройств становится менее востребованным, проигрывая конкуренцию смартфонам и ноутбукам?
 
– По нашим данным, сегмент планшетных компьютеров в 2015 году сократился на 33 % как в штуках, так и в рублях. Продано 6,2 млн проданных гаджетов на сумму порядка 53,5 млрд рублей.
 
Ключевыми факторами, повлиявшими на динамику продаж в сегменте планшетных компьютеров, стали перенасыщение рынка в России и сложные экономические условия.
 
Уже по итогам 2014 года рынок планшетов вырос только на треть в штуках (после +125 % в 2013 году) и остался на уровне 2013 года в рублях (+65 %), и мы допускаем, что даже если бы экономическая ситуация не ухудшилась, продажи в 2015 году упали.
 
В 2014 году уровень проникновения планшетов на российском рынке достиг рекордных показателей, превысив общемировые. Если в мире один проданный планшет приходился на пять реализованных смартфонов, то в России каждый третий покупатель умного телефона приобретал себе планшет.
 
На динамику развития рынка планшетов также повлиял и рост популярности фаблетов, которые, являясь смартфонами по сути, брали на себя часть функций планшетного компьютера.
 
Изменившаяся экономическая ситуация вынудила людей отказаться от покупки планшетного компьютера, так как он не является для пользователей «первым экраном», в отличие от смартфона.
 
Кризис как фактор скорее повлиял на динамику падения рынка, чем на тренды, которые на нем сформировались.
 
Что касается «взаимодействия» планшетов и ноутбуков, то планшеты продолжают оставаться устройством, которое заменяет собой ноутбук в повседневной жизни пользователей.
 
– При стабилизации макроэкономической ситуации могут ли продажи планшетов в России вернуться к докризисному уровню? Есть ли в целом будущее у планшетных ПК и каким вы его видите? В каких нишах устройства могут быть наиболее востребованы в следующие несколько лет?
 
– В случае с планшетами мы не готовы говорить, когда рынок вернется на докризисный уровень с точки зрения объемов продаж.
 
За счет роста размеров смартфонов и уменьшения планшетов на рынке персональной электроники происходит постепенное слияние данных двух категорий. По оценкам «Связного», в будущем два вида гаджетов превратятся в единый вид многофункциональных устройств, разделенный на три подкатегории. Первая – компактные смартфоны с диагональю до 5,5 дюйма для любителей небольших гаджетов. Вторая – планшеты с большим экраном от 8,9 дюйма, актуальные для просмотра видео и игр. Наиболее значимые изменения произойдут в третьей подкатегории — сегменте многофункциональных гаджетов с диагональю экрана 6–9 дюймов.
 
Уже сейчас на рынке есть выбор гаджетов с диагональю дисплея 6 дюймов, часть из которых называется смартфонами, а часть – планшетами.

Олег Фоменко, руководитель департамента по закупкам и управлению абонентским оборудованием ПАО «ВымпелКом»
 
– В текущей экономической ситуации рынок планшетов падает, и ожидать его роста, к сожалению, не стоит. Кроме того, появилась новая категория фаблетов от 5,5’’ со сравнимой функциональностью и меньшими размерами, которая, по сути, является заменой планшетам. В то же время в прошедшем году мы фиксировали рост продаж планшетов в собственной рознице в 1,6 раза по сравнению с 2014 годом, при этом продажи планшетов без поддержки LTE увеличились в 1,5 раза, а с поддержкой LTE – в пять раз. Таких показателей нам удалось достичь за счет появления большего числа бюджетных моделей, совместных акций с вендорами, а также благодаря развитию нашей LTE-сети. Так, за 2015 год количество базовых станций 4G выросло в 1,5 раза, а LTE-трафик – более чем в четыре раза. При этом средняя цена на 4G-планшет снизилась втрое, а средняя стоимость планшета без поддержки LTE выросла в 1,2 раза. В целом выручка «Билайн» от продаж всех планшетов в прошлом году увеличилась в 1,8 раза, выручка от продажи LTE-планшетов увеличилась в 1,7 раза, а от продажи планшетов без поддержки LTE – в 1,8 раза.
 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.