Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 26 марта 2016

Вдогонку за западными облаками

Истории успеха зарубежных облачных провайдеров у всех на слуху – Amazon, Microsoft, Salesforce. У нас, несмотря на рост облачного рынка, ярко выраженных лидеров нет. Но очень хочется надеяться на их появление.

Пятая ежегодная конференция  Cloud & Digital Transformation, организованная журналом "ИКС", по традиции стала площадкой, где встретились все участники рынка облачных сервисов, в том числе их потребители. Если формально смотреть на цифры, то может показаться, что на рынке не происходит никаких изменений -- он просто линейно растет. И на Западе, и в России этот рост выражается двузначными процентами во всех сегментах рынка: только в глобальном масштабе эта скорость составляет порядка 17% в год, а в России, по прогнозам iKS-Consulting, в течение ближайших пяти лет она будет достигать 33% в год. Но, как отметила основатель iKS-Consulting Татьяна Толмачева, в абсолютных значениях размеры несопоставимы: по данным Gartner, в 2016 г. объем глобального рынка облачных сервисов должен превысить $200 млрд, тогда как российского - порядка 20 млрд руб. При нынешнем курсе доллара это выглядит более чем скромно. 

Велика разница и в распределении ролей на этом рынке. На Западе он сильно концентрированный: на долю ведущих провайдеров из Top10 приходится почти 70%, причем половину из них занимает безоговорочный лидер Amazon Web Services, за которым идут Microsoft (9%), Salesforce (5%), Oracle и Rackspace (по 3,5%) и Google (около 2%). То есть обороты любого их этих провайдеров с легкостью перекрывают мощности всего российского рынка. 

Стоит также отметить коммодитизацию рынка облачных сервисов, которая по мнению аналитиков, четко проявилась в 2015 г. Это означает, что характеристики предлагаемых провайдерами облачных сервисов стали примерно одинаковыми и конкуренция происходит главным образом по цене. То есть преимущество получают крупные игроки, так как у них больше возможностей по снижению издержек, а они немалые - ведь провайдеру приходится постоянно обновлять свою инфраструктуру.

Обходные пути к облакам

Татьяна Толмачева, iKS-Consulting
Мы привыкли, что все процессы на российском рынке происходят с задержкой в 2--5 лет относительно мирового, так что дележки рынка между несколькими крупными игроками нам придется подождать. А пока рынок очень фрагментированный, каждый работает в своей нише и многие игроки не конкурируют друг с другом, места на рынке хватает всем. Изменения ситуации в 2016 г. не ожидается. По словам Т. Толмачевой, игроки ИТ-рынка все активнее начинают переходить на комплексное предоставление ИТ-сервисов, поэтому основным драйвером облачного рынка остается SaaS. Реальных претендентов на лавры Amazon пока нет, но есть попытки построения аналогичных по функциональным возможностям сервисов и драйверами этого процесса являются коммерческие дата-центры, которые сейчас активно наращивают свои компетенции в области системной интеграции, чтобы иметь возможность предоставить заказчику те самые комплексные ИТ-сервисы.

Сергей Табулин, IBM в России и СНГ
Исследованиями облачного рынка занимаются не только аналитики, но и его игроки, особенно те, которые планируют существенно расширить свою долю на нем. Руководитель департамента облачных решений IBM в России и СНГ Сергей Табулин рассказал о совсем свежем глобалном опросе IBM Center for Applied Insights, проведенном в марте 2016 г., в котором приняли участие 500 ИТ-директоров из компаний, использующих традиционную и облачную ИТ-инфраструктуру. Такая "смесь" позволяет защитить уже сделанные инвестиции в традиционную ИТ-инфраструктуру и использовать использовать гибкость облачных сервисов. Оказалось, что 70% респондентов планируют всегда использовать смесь традиционных и облачных ИТ-ресурсов, а 90% респондентов из компаний-лидеров в своих секторах рынка заявили, что гибридное облако показывает лучшее ROI, чем облачное или традиционное ИТ-решение. Так что компания IBM, которая сама ставит перед собой цель выйти в лидеры облачного провайдинга, делает вывод, что конкурентным преимуществом для любой компании является использование гибридного облака.
Антон Павленко, Accenture

Аналогичные выводы делает и компания Accenture, которая считает, что весь мир сейчас совершает переход от традиционной ИТ-архитектуры к гибридному облаку. Правда, траекторию этого движения нельзя назвать прямолинейной: пройдя этап виртуализации, компании "разветвляются" на конвергентные структуры, публичные и частные облака, но, попробовав эти варианты, рано или поздно приходят к гибридному облаку. По словам руководителя практики инфраструктурного консалтинга Accenture Антона Павленко, на мировом рынке сейчас происходит сокращение использования публичных облаков среди корпоративных клиентов, но зато активно растет спрос на частные и гибридные облака. Этот опыт применим и в России, причем не только теоретически, но и практически: крупные российские клиенты Accenture уже проявляют интерес к частным облакам и видят в них прямую финансовую выгоду.

Облачная чувствительность железа

Сдвиги в сторону облаков давно заметили и производители "железа", лежащего в основе любых ИТ-решений. Как рассказал директор по развитию корпоративных проектов Intel Николай Местер, 10 лет назад основными заказчиками компании были производители оборудования типа HP, IBM, Dell, CRAY, SGI и т.п., то сейчас это - Amazon, Google, Microsoft, Baidu... (в список также вежливо добавлены Яндекс и Mail.ru). Именно они потребляют ИТ-оборудование в таких масштабах, когда кардинально меняются не только характеристики готовых решений, но и их строительные блоки: раньше это были процессоры, диски, модули памяти, сейчас - сервер, а совсем скоро это будут стойки с серверами, СХД, сетевым оборудование и даже целые ЦОДы.
Николай Местер, Intel

На российском рынке до ситуации, когда квантом управления ИТ-инфраструктурой станет дата-центр, еще пока далеко, но прогрессивные тенденции уже налицо. Традиционно считается, что компании выносят в облако прежде всего тестовые среды и вспомогательные приложения, а вот по статистике работы дата-центров компании КРОК, такие заказчики занимают лишь 30% мощностей облака КРОК, а 70% уже заняты критичными для бизнеса системами. Кроме того, многие заказчики уже строят катастрофоустойчивые решения, распределенные по двум площадкам. Растут и требования заказчиков к качеству сервиса, поэтому КРОК теперь предлагает отдельный SLA, гарантирующий заданную производительность дисковых систем в облачных средах, и, возможно, поэтому облачному бизнесу КРОКа удается расти намного быстрее среднероссийского рынка - на 59% в 2015 г.

В узких нишах

Антон Салов, Ростелеком
Как уже отмечалось выше, российский рынок облачных сервисов довольно сильно сегментирован в отличие от мирового. И признаков сглаживания этой сегментации пока не видно, провайдеры не видят для себя смысла становиться универсальными и стремятся развивать облачные сервисы, использующие и дополняющие уже освоенные ниши. Особенно это касается традиционных телеком-операторов, которые, начав с услуг дата-центров, добавляют к ним теперь и облачные сервисы. Антон Салов из "Ростелекома" полагает, что для успеха такого бизнеса телеком-операторов важен правильный подбор облачных сервисов, которые должны соответствовать возможностям самого оператора и его отдела продаж, а также характеру его абонентской базы. И путь этот непростой. Понятно, что оператору сложно будет продвигать чистые SaaS-сервисы, а вот виртуальные АТС и облачная телефония как дополнения к CRM-системам наверняка найдут более активный спрос у корпоративных абонентов. Кроме того, надо учитывать, что клиенты часто не рассматривают телеком-оператора как поставщика высокоуровневых сервисов и оператору нужно не только сформировать эти сервисы, но и правильно донести их до клиента. Аналогичную политику проводит и Lattelecom. 
Владимир Малиновский, Lattelecom

Как отметил руководитель продаж решений дата-центра Lattelecom Владимир Малиновский, операторы понимают, что прибыльность традиционного голосового бизнеса уже стремится к нулю, поэтому им надо инвестировать в разные ИТ-проекты - в виртуальную телефонию, видеочат, игровой портал, облачные сервисы.

Похожие проблемы у коммерческих дата-центров. Они тоже концентрируются на том спектре приложений, в котором считают себя профессионалами. 
Алексей Черевков, Сервионика

Руководитель направления IaaS компании "Сервионика" Алексей Черевков поделился собственным опытом: попытки выйти на массовый рынок СМБ-заказчиков оказались неудачными, поскольку это потребовало продажи широкого спектра продуктов буквально "ногами", а для этого надо иметь много собственных обученных продавцов или большую партнерскую сеть, так что в итоге решено было сконцентрироваться на небольшом спектре продуктов, в которых имеются соответствующие компетенции. И это принесло финансовый успех. 
Евгений Куртуков, Axoft

Евгений Куртуков, руководитель отдела поддержки и развития продаж компании Axoft, в свою очередь заметил, что построить широкий набор сервисов, которые интересны всем заказчикам, требует очень много времени и средств, так что решение такой задачи пока удалось только Amazon Web Services, для российских провайдеров она нереальна, поэтому им для продажи, внедрения и сопровождения сервисов нужны сервис-интеграторы.

Возможности для победы

Конечно, в глобальном масштабе тягаться с облачными лидерами нашим провайдерам не с руки, но можно успешно конкурировать на своей территории в отдельных сегментах. 
Максим Березин, КРОК

Руководитель виртуального дата-центра КРОК Максим Березин считает, что конкурировать с Amazon можно за счет профессиональных специалистов (которые у нас еще не перевелись), услуг консалтинга, проектирования и технической поддержки. Е. Куртуков добавляет, что возможности для конкуренции создает и государство, принимая, например, закон о персональных данных, но такого рода конкуренцию сложно называть здоровой - если закон отменят или изменят, то конкуренции придет конец. Есть еще специфичные для российского рынка решения типа 1С или "Мой склад", которым не смогут составить конкуренцию никакие иностранные продукты. 

Но подстраиваться под особенности российского законодательства не очень продуктивно, нужно ориентироваться на глобальный рынок и делать просто хорошие сервисы. Такие примеры уже есть, скажем, в области облачной телефонии и ВКС. Однако их должно быть больше.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.