Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Российский рынок фулфилмента растет

14 апреля 2016

В западных странах участники рынка дистанционной торговли все чаще передают непрофильные процессы на аутсорсинг, в то время как в России данная тенденция только зарождается.

Одним из таких процессов является фулфилмент – ряд логистических процессов, таких как приемка, хранение, комплектация, сортировка, упаковка, маркировка, отгрузка товара и обработка заказов. По имеющимся данным, объем российского рынка фулфилмента в 2015 г. составил 8 млрд рублей.
 
Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования, посвященного рынку фулфилмента в Российской Федерации по итогам 2015 г.

Мировой рынок фулфилмента
 
По последним оценкам, мировой рынок фулфилмента составил 3,48 млрд долларов в 2014 г., и прогнозируется, что к 2019 году рынок достигнет 5,55 млрд долларов; CAGR 2014–2019 гг. составит 9,8 %. Согласно публичным данным, крупнейшим в мире фулфилмент-оператором является Amazon.
Российский рынок фулфилмента напрямую зависит от развития рынка интернет-торговли. В 2010-2014 гг. рынок интернет-торговли рос со средними темпами 40,2% в год и по итогам 2014 года составил 683 млрд рублей. По последним данным АКИТ, в 2015 г. рынок также показал небольшой рост в 7 % с учетом трансграничной торговли, несмотря на обостренную экономическую обстановку и волатильность курсов валют.
Российский рынок фулфилмента все еще находится на стадии формирования. По имеющимся данным, в 2015 году объем рынка составил 8 млрд рублей, показав рост в 3 % по сравнению с годом ранее. Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в Российской Федерации. По мнению представителей отрасли, в 2015 г. наблюдается растущий спрос на услуги фулфилмента.
Ожидается, что в 2016 г. рынок также покажет небольшой рост, что связано с минимизацией собственных затрат интернет-магазинами в текущих экономических условиях. Также наблюдается появление новых игроков на рынке, в том числе приход компаний из смежных отраслей путем расширения спектра услуг для интернет-магазинов.
 
Среди основных драйверов развития рынка фулфилмента в Российской Федерации эксперты J’son & PartnersConsultingвыделяют:
 
      - развитие рынка интернет-торговли, который порождает спрос на фулфилмент-услуги;
      - экономическая обстановка, стимулирующая компании интернет-торговли оптимизировать издержки и передавать складские процессы на аутсорсинг.
 
Основными сдерживающими факторами развития рынка, по мнению отраслевых экспертов, являются:
 
      - экономический кризис, который также может привести к сокращению объемов интернет-торговли и, как следствие, снижению спроса на услуги фулфилмента;
      - слабая развитость транспортной инфраструктуры в Российской Федерации;
      - недостаточное понимание интернет-магазинами услуги фулфилмента, однако, коммерческая аргументация позволяет минимизировать данный сдерживающий фактор;
      - отсутствие квалифицированных кадров со стороны операторов и клиентов.

Мнение представителей сегмента

Комментарий Центра исследований SPSR Express по фулфилменту:
  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка фулфилмента Российской Федерации?

 

На данный момент оцениваем емкость рынка фулфилмента около 40 млн отправлений в год, или 8 млрд рублей в 2015 году без учета доставки до получателей (только обработка заказов и хранение). Основным драйвером роста рынка является рост интернет-торговли. В связи с увеличением проникновения интернета и переходом из офлайна в онлайн рынок будет расти даже в кризисные периоды, хотя темпы роста замедлятся. Предполагается, что в ближайший год рынок фулфилмента будет демонстрировать рост 5–10 %, после этого, с 2017 года, темпы роста могут увеличиться до 15–20 % в год в денежном эквиваленте.

 

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

 

В 2015 году (по сравнению с предыдущим годом) объемы рынка фулфилмента увеличились примерно на 5 %.

 

  1. Как вы оцениваете вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

 

Мы входим в десятку крупнейших провайдеров и в пятерку независимых операторов фулфилмента (по РФ), не имеющих собственного бизнеса в интернет-торговле. За 2015 год нашей компанией было обработано в два раза больше заказов по сравнению с 2014 годом.

 

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

 

В 2015 году мы видим увеличение количества запросов на аутсорсинг операций фулфилмента. На фоне роста спроса стали появляться новые непрофильные игроки, такие как курьерские компании и компании 3PL, деятельность которых в основном направлена на средний и малый сегменты. Это обусловлено попыткой интернет-магазинов оптимизировать свои издержки. Как следствие – снижение тарифов на операции. Также операторы стремятся выстраивать единую для клиента систему фулфилмента и логистики (принцип одного окна). Тем не менее основные объемы отправлений консолидируются у крупных провайдеров услуг.

 

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

 

Драйверы: как уже упоминалось – увеличение запросов на аутсорсинг, а также рост рынка интернет-торговли.

 

Барьеры: предложение на рынке фулфилмента в настоящее время избыточно, однако не всегда фулфилмент-операторы понимают потребности интернет-магазинов. Это приводит к тому, что интернет-магазины не передают функции на аутсорсинг.

 

 

Щепелин Евгений, Генеральный директор LLC eSolutions (a member of the Otto Group)

 

     Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка фулфилмента Российской Федерации?

 

В текущей экономической ситуации сложно оценить объем рынка, но мы видим позитивную динамику по новым проектам. Западные компании в большинстве видят в e-Commerce не просто имиджевую составляющую, а реальный канал продаж. В одежде многие монобренды получают 5–6 % продаж со своего собственного интернет-магазина и до 15 % через партнерские площадки от общего оборота марки.

 

     Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

 

Рынок до сих пор нельзя назвать развитым. Крупных игроков больше не стало, средние и небольшие компании испытывали сложности. Некоторые покинули рынок. Активно стали появляться интернет-магазины, предлагающие своим поставщикам услуги по созданию и обслуживанию монобрендовых магазинов.

 

     Как вы оцениваете вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

 

Рынок закрыт. ESolutions/eTraction – одна из немногих компаний, кто раскрывает свои показатели. Поэтому оценить сложно. Уверен, что мы в тройке лидеров.

 

     Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

 

Попытки 3PL-операторов выйти на рынок фулфилмента стали более активны. Спад объемов и свободные площади вынуждают их выходить на рынок фулфилмента. Также одна из тенденций – это услуга фулфилмента от интернет-магазинов, в основном нишевые проекты.

 

     Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

 

Основной барьер роста – это отсутствие квалификации и кадров, причем как со стороны операторов, так и со стороны клиентов. Есть явный недостаток специалистов, способных запустить экономически рентабельную модель фулфилмента, создать продукт и успешно его продать, даже на базе крупных и известных 3PL-операторов. Также многие клиенты (российские и зарубежные), планирующие запуск интернет-магазина, сталкиваются с дефицитом e-Commerce-специалистов.

 

 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.