Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 15 апреля 2016

Цифровое правительство 2020, перспективы российской версии

Темой цифрового правительства занимаются в более чем ста странах мира. И далеко не везде цифровое правительство оправдывает ожидания граждан.

Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)»  еще в момент своего принятия осенью 2010 г. предполагала реализацию в цифровом виде множества полезных для рядовых граждан и бизнеса функций по их общению с государством. Как водится особенно запомнились первые годы выполнения этой программы и тогдашние ее проекты «Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде» и «Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг». Самыми известными результатами их реализации для граждан стала возможность заказать изготовление загранпаспорта и оплатить штрафы за нарушение ПДД через интернет. В деле цифровизации своей жизни государство не хотело отставать от мира и поэтому в число целевых индикаторов выполнения программы был включен рейтинг развития электронного правительства eGov, который раз в два года определяется ООН. И уже в 2012 г. наше российское электронное правительство с большим запасом перевыполнило план по этому рейтингу: вместо минимально допустимого 58-го места оно заняло 27-е. На том же месте оно осталось и в 2014 г., когда программа разрешала находиться и на 55-м. 

Планы по развитию госуслуг в электронном виде изначально были заявлены просто громадные: на портале Gosuslugi.ru планировалось предоставлять 34 тысячи таких сервисов. Однако в 2013 г. их было только 250, а Минэкономразвития заявило о планах сократить их вообще до 20 под предлогом того, что остальные услуги не пользуются спросом. В принципе такой поворот событий нельзя считать исключительным или нетипичным для мировой практики. Такой разрыв между планами и реальностью наблюдался и в истории нынешнего бессменного лидера рейтинга eGov Южной Кореи. Однако тамошнее правительство поработало над ошибками своей электронной версии и результат не заставил себя ждать.

Эндрю Стотт, эксперт Всемирного банка
Последняя корректировка программы «Информационное общество» была сделана в 2014 г., и она не должна быть последней, поскольку ситуация с развитием цифровых технологий меняется очень быстро и программа не должна отставать от жизни. Недавно состоялось обсуждение проекта доклада «Цифровое правительство 2020: перспективы для России», подготовленного экспертами Всемирного банка в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества, где представлены рекомендации по развитию цифрового правительства, соответствующие лучшим мировым практикам, но при этом учитывающие российские реалии.

Как отметил эксперт Всемирного банка Эндрю Стотт, электронное правительство во многих странах не оправдывает тех ожиданий, которые на него возлагались. В основом граждане обращаются на различные государственные ресурсы для того чтобы получить информацию, не услуги. И Россия не является исключением: исследования показывают, что 40% населения заходят на сайты с госуслугами, но только 4% из них осуществляют там какие-то транзакции. Несмотря на потраченные из госбюджетов деньги (стоимость некоторых проектов составляет даже миллиарды долларов), эффективность созданных онлайновых ресурсов невелика, они явно недозагружены, и при этом многие граждане считают онлайновое взаимодействие с государственными структурами неудобным. Кроме того, те кто инициирует подобные проекты часто забывают, что разработка систем цифрового правительства будет эффективной только в том случае, если она сопровождается административными реформами. Однако все эти трудности не должны сбивать с цели, потому что с экономической точки зрения альтернативы цифровому правительству нет: стоимость цифровой транзакции в 20 раз дешевле заказа услуг по телефону и в 50 раз дешевле личного контакта гражданина с чиновником. Однако присутственные места нельзя будет закрыть до тех пор пока цифровые услуги не станут доминировать.
Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества

Конечно цифровое правительство с точки зрения граждан и государства выглядит по-разному. Граждане считают, что цифровое правительство должно быть доступно всегда, везде и с любого устройства, в том числе мобильного, оно должно быть ориентировано на решение конкретных задач граждан через одно окно, а средства, используемые цифровым правительством, должны вызывать доверие не только с точки зрения безопасности, но и качества сервиса.

Как рассказал председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов, работа над стратегией перехода к цифровому правительству на ближайшие 5 лет началась год назад в соответствии с поручением президента РФ и по заказу Минкомсвязи. Целью этой стратегии является определение путей перехода к использованию цифровых технологий на всех уровнях и ветвях государственной власти. На основе этой стратегии свои планы развития должны разработать все ведомства, потому что стартовые условия у всех разные. Принципы, на основе которых должно строиться цифровое правительство уже понятны. Прежде всего, госуслуги должны быть клиентоориентированными, то есть они должны быть разработаны, исходя из потребностей их потребителей, а не полномочий отдельных ведомств, как это было сделано 5 лет назад. Кроме того, госуслуги должны быть цифровыми от начала до конца. Примеров обратной реализации у нас более чем достаточно: после подачи заявления, например, на загранпаспорт через интернет, начиналась его офлайновая обработка, а потом гражданина по электронной почте уведомляют о том, что пора приходить в офис ФМС за результатом. Также важно, чтобы цифровые госуслуги поддерживали использование любых устройств для доступа к ним, в том числе мобильные устройства.

Одним из ключевых элементов цифрового правительства является единый портал оказания госуслуг, а у нас масса отдельных сайтов с госуслугами у разных ведомств. В развитых странах мира такого уже нет (в свое время в Великобритании было закрыто несколько сотен порталов разных ведомств и осталась одна точка входа для граждан). Потребитель не должен знать где искать нужную услугу (на федеральном, региональном или муниципальном уровне и в каком ведомстве), ему нужно одно окно.

Кроме того, цифровое правительство не должно замыкаться на госуслугах, его эффективность существенно повыситься, если оно будет использоваться в качестве платформы для организации взаимодействия граждан друг с другом и коммерческих компаний друг с другом. А для этого государство должно предоставить всем желающим разработчика набор типовых инструментов для создания новых сервисов и мобильных приложений.

Кстати, появившиеся в последние годы многофункциональные центры (МФЦ) , призванные упростить взаимодействие граждан и государства, отвлекают граждан от использования цифровых услуг. Качество предоставления услуг в МФЦ растет, но в любом случае цифровая услуга обходится в десятки раз дешевле услуги, оказанной через МФЦ, поэтому в других странах аналоги МФЦ перепрофилированы в центры цифрового взаимодействия граждан с властью, где гражданам, испытывающим затруднения с онлайновыми сервисами оказывают первую помощь консультанты с тем, чтобы в дальнейшем граждане могли все делать самостоятельно.

Ю. Хохлов предупреждает, что в деле создания цифрового правительства не надо хвататься за все сразу и гнаться за массовостью (вспомним вышеуказанные так и не реализованные 34 тысячи госуслуг). Необходимо сначала отобрать наиболее массовые услуги, сделать пилотные проекты, убедиться в правильности подходов и эффективности инвестиций и лишь потом распространять опыт на всю страну. Кроме того, надо понимать, что не во всех ведомствах и не во всех органах власти всех уровней  есть достаточно квалифицированные специалисты для внедрения цифровых сервисов, поэтому во время пилотных проектов нужна централизованная поддержка участвующих в них организаций и цифровые десанты специалистов. Во всяком случае так делалось в тех странах, которые сейчас занимают верхние строчки рейтинга eGov, и где граждане теперь общаются с государством главным образом через интернет. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.