Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 28 апреля 2016

Грамотный заказчик как стратегический актив

Российский рынок услуг дата-центров, несмотря на макроэкономические проблемы, растет в рублях. Растет и качество возводимых объектов, что невозможно без грамотных заказчиков.

На конференции Data Center Design & Engineering 2016, которую традиционно в апреле проводит журнал "ИКС", основатель агентства iKS-Consulting Татьяна Толмачева, рассказывая об очередном исследовании российского рынка коммерческих дата-центров , в первую очередь отметила проявившееся в 2015 году изменение поведения потенциальных заказчиков при выборе ЦОДа (исследовались российские компании среднего и крупного бизнеса, имеющие более 150 сотрудников). Оказалось, что корпоративный потребитель за прошедший год стал более зрелым, что проявляется в его фактически по-настоящему системном подходе к выбору дата-центра. Если раньше связь между выбором площадки и стратегическими целями компании, можно сказать, не просматривалась, то теперь корпоративный клиент научился прогнозировать свою работу на несколько лет вперед и увязывать свои бизнес-задачи с ИТ-требованиями к ЦОДу. Кроме того, многие заказчики научились переводить ИТ-требования к дата-центру на язык параметров инженерных систем, либо обращаются за таким "переводом" к консультантам. Еще одним свидетельством возросшей зрелости заказчика является то, что ЦОД он теперь рассматривает в комплексе, а не как совокупность разрозненных систем, и поэтому требует документального подтверждения отказоустойчивости и других характеристик всего комплекса ЦОДа.

В принципе практически все игроки рынка дата-центров готовы помочь заказчику  и с выбором коммерческого ЦОДа, и с постройкой своей корпоративной площадки. О типичных ошибках при проектировании, строительстве и эксплуатации дата-центров рассказал консультант по сопровождению жизненного цикла инфраструктуры ЦОД Schneider Electric Юрий Драбкин. Он также напомнил, что, поскольку в ходе эксплуатации могут меняться задачи бизнеса, то даже изначально правильно построенный ЦОД должен регулярно проходить комплексный аудит, чтобы оптимизировать  существующее решение для выполнения новых задач. Ну компания Rittal, как отметил менеджер по продукции для ИТ-инфраструктуры Александр Нилов, готова предоставить заказчику даже полноценный демонстрационный ЦОД для практических тренингов его службы эксплуатации.

Качественно изменились и приоритетные факторы выбора коммерческого дата-центра заказчиком. Хотя стоимость услуг ЦОДа для клиента остается на первом месте (она в приоритете у 18%) опрошенных, но при предварительном отборе площадок заказчики сначала интересуются уровнем резервирования, временем автономной работы и системой безопасности ЦОДа и затем уже сравнивают цены площадок, имеющих нужные характеристики. 

В числе приоритетов фигурирует также наличие у дата-центра признанных в отрасли сертификатов, квалификация персонала, соответствие ЦОДа международным стандартам. Раньше сертификаты считались дополнительной статусной опцией, а сейчас они воспринимаются как документальное подтверждение качественных характеристик дата-центра, неким знаком качества и конкурентным преимуществом. Например, сейчас 26 российских дата-центров имеют те или иные сертификаты Uptime Institute и половина из них являются корпоративными ЦОДами.

Кстати, скоро к используемым российскими создателями ЦОДов стандартам (главным образом зарубежным) должны по идее добавиться и отечественные документы. Член правления Ассоциации участников отрасли ЦОД и ответственный секретарь Технического комитета (ТК 120) по стандартизации "Центры обработки данных" Дмитрий Басистый рассказал об успехах попытки создания первого такого стандарта: месяц назад Росстандарт официально объявил о начале публичного обсуждения первой редакции проекта национального стандарта с предварительным названием "ЦОД. Инженерная инфраструктура. Стадии создания". До 28 мая с.г. будет идти ее открытое общественное обсуждение, к активному участию в котором и призвал собравшихся Д. Басистый. Следующим этапом будет подготовка доработанной редакции проекта и ее новое обсуждение. А на подходе проект стандарта "Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификации", заявленная цель которого - формирование и принятие единого, процессно-ориентированного подхода к организации эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОД. Предполагается, что он будет опубликован для публичного обсуждения в мае-июне 2016 г.

Можно также сказать, что российский рынок сейчас переходит некую психологическую границу восприятия самой идеи использования услуг коммерческих дата-центров. По данным iKS-Consulting, 64% опрошенных компаний сейчас используют только свои технологичекие площадки, лишь 10% имеют дело только с коммерческими ЦОДами, а 26% используют смешанную модель, однако часть нынешних пользователей исключительно собственных корпоративных дата-центров уже готовы в ближайшее время рассматривать возможность переноса хотя бы части ресурсов на коммерческие площадки, так что через пару лет клиентами коммерческих ЦОДов может реально стать половина компаний. Этому  способствуют и низкие по мировым меркам цены на услуги colocation в российских дата-центрах, и рост конкуренции среди провайдеров услуг ЦОД.

Правда, в глобальных масштабах российский рынок коммерческих дата-центров с его нынешними 28,7 тыс. стоек по-прежнему выглядит более чем скромно: там объем составляет $22 млрд, у нас - порядка $205 млн (или 13,8 млрд руб.), но потенциал рынка большой , а рост его в рублевом эквиваленте составляет недостижимые для многих отраслей экономики 18%. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.