Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 29 апреля 2016

Импортозамещение в ИТ-образовании?

Задачи импортозамещения в области программного обеспечения требуют изменения подготовки ИТ-специалистов. Насколько кардинальными должны быть эти перемены? 

На протяжении последних двадцати лет программы технических вузов в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности были ориентированы преимущественно на зарубежные технологии и продукты. И это, в общем-то, отвечало потребностям ИТ-компаний, которые либо занимались продвижением таких продуктов на российский рынок, либо использовали технологии в качестве платформы для разработки собственных решений. Однако сегодня, когда государство ставит задачу поддержки российских разработчиков программного обеспечения, в том числе за счет увеличения присутствия их технологий и продуктов в органах госвласти, местного самоуправления и госкомпаниях, понятно, что ситуацию нужно менять, усиливая такое направление подготовки молодых специалистов, как Open Source.

«Уж если мы выбрали стратегическим направлением свободное ПО, то и образование нужно поворачивать в эту сторону. Студенты и даже школьники должны понимать, что государству действительно важна эта технологическая сфера, что они могут связать свою жизнь с проектированием и разработками в этой области», – считает Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. По его убеждению, начинать действовать в этом направлении – вносить изменения в образовательные стандарты нужно как можно скорее. Подготовка специалиста в вузе растянута во времени, так что на работку в российские компании выпускники, готовые интеллектуально поддержать процесс импортозамещения, придут не раньше, чем через 4-5 лет.

Вместе с тем, ИТ-индустрия не имеет границ, важно, чтобы при подготовке будущих разработчиков отечественного ПО не утратить связь с лучшими достижениями мировой технологической мысли. По мнению Тагира Яппарова, председателя совета директоров ГК «АйТи», обучать российским продуктам нужно студентов нужно, скорее, в рамках специальных курсов. «Обучение российским продуктам и технологиям, как допобучение или как специализация, безусловно, помогут успеху этих продуктов – говорит он. – и  российские производители, как и международные, должны участвовать в ИТ-обучении и предоставлять вузам свои учебные курсы, но тут все зависит от них самих».

Правда, тут справедливости ради, нужно признать, что возможности российских и зарубежных компаний по подготовке таких учебных материалов и их «донесению» до вузов пока не вполне равны. Есть и другая точка зрения:  ИТ-образование нужно сделать де-факто обязательным для всех, а для подготовки конструкторов ИТ-технологий, архитекторов сложных систем приглашать в вузы профессоров-гуру в этой области из ведущих мировых университетов. Ее придерживается Дмитрий Мариничев, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. 

Вопрос надо ли кардинально перенастраивать систему обучения в вузах на изучение «только российского ПО» дискуссионный, тем более, что такового не так уж и много. И ответ на него зависит от того, насколько системным и продолжительным будет процесс импортозамещения в ИТ-отрасли. Если программа поддержки  российских разработчиков ПО задумывается государством всерьез и надолго, то их спрос на выпускников вузов, специализирующихся в области СПО, будет расти. 

Похоже, это понимают и в штабе сторонников импортозамещения. В перечне поручений Президента РФ о развитии интернета в России отдельным пунктом значится включение в образовательные программы вузов учебных курсов и дисциплин в области информационных технологий, систем и сетей, вопросов, связанных с изучением отечественных разработок. Ответственные за него ведомства Минобрнауки России,  Минкомсвязи России и ИРИ. Срок поручения –  до 1 сентября 2016 г. оставляет участникам рынка время для продолжения дискуссии. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.