Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 16 мая 2016

Есть ли будущее у «Связи»?

Развод в выставочном альянсе «Связь-Экспокомм» никому не пошел на пользу.

Разделение некогда славной, широкой и любимой связистами маевки по имени «Связь-Экспокомм» на два выставочно-конференционных мероприятия больше ударило по Expo Comm Russia (организатор  E.J. Kraise & Associates INC). В конце апреля новая выставка дебютно  и немноголюдно обосновалась в Центре международной торговли: в одном небольшом зале – китайско-российская выставка, в зале побольше – конференция преимущественно телекоммуникационной направленности. В будущем году Expo Comm планирует переехать в «Крокус Экспо».

Надежды оставались на выставку «Связь», обретшую исконное название и сохранившее традиционное для последнего десятилетия место и время проведения  –Экспоцентр на Красной Пресне, вторая декада мая. Надежды заключались в том, что главная связистская выставка обретет четкую связистскую направленность, утерянную за последние годы и перераспределившуюся в направлении инфраструктуры. Несмотря на мощную спутниковую операторскую составляющую (ГП «Космическая связь», «Интерспутник», Intelsat, НП «ГЛОНАСС»), участие Россвязи, назвать «Связь-2016» выставкой, представляющей лидеров телеком- и ИТ-индустрий и все возможности современных телекоммуникационных сервисов, сложно. А так хочется.

   

В отсутствии мировых лидеров производства сетевого и абонентского оборудования  и крупных поставщиков услуг громче зазвучали имена и заметно подросли и посолиднели стенды производителей отечественного оборудования: пермского «Мориона», Пермского же телефонного завода, Омского приборостроительного завода им. Н.Г. Козицкого, «Микрана», Zelax, «Натекса», «Элекс-Кабеля»,  СОКК и многих других.

   

    

Из 300 компаний-участников «Связи-2016» 200 – отечественные компании (не считая многочисленных стендов прессы). И около 90 – китайские (если считать вместе с Тайванем). Получилась российско-китайская экспозиция: китайские кварталы были внушительными по размеру (даже без участия Huawei и ZTE), но довольно безликими. А вот остальные полтора десятка стран-экспонентов были представлены  единичными компаниями: по три – Германия и США, по две – Корея, Италия и Белоруссия, по одной – Кипр, Франция, Финляндия, Нидерланды, Бельгия, Израиль, Словения, Канада…

Ситуацию спасали

небольшой круглый стол о спутниковом ШПД, Большой медиакоммуникацийонный форум и форум «Интернет + Медиа», «закрывшие» актуальные телеком-тренды, вызовы времени и объявленное в декабре прошлого года наступление интернета на экономику страны.

Бизнес-посыл разговора: телекоммуникации, медиа, интернет и софт умеют договориться о том, как наращивать свои рынки и число пользователей. Косвенным свидетельством того, что в этой среде умеют договариваться (порой с трудом, но часто с результатом), является развитое саморегулирование, выражающееся в наличии немалого числа общественных экспертных организаций: РОЦИТ, Институт развития интернета, РАЭК, Координационный центр национального домена сети интернет, Медиакоммуникационнный союз, Ассоциация разработчиков программных продуктов. Они фактически являются посредниками между участниками  пищевой цепочки в интернет-среде производства контента: медиахолдингами (150 млрд руб. в год), бизнес которых один его участников характеризует как «жизнь – сложная штука»; операторами связи  (1,7 трл руб. в год) – «жить можно»; глобальными игроками (типа Facebook, Amazon, Netflix) – у них с их долларовыми миллиардами,   по мнению наших игроков, «жизнь великолепна».

Развитие развивающихся

На сегодня доля так называемого чистого интернета в ВВП страны – 2,4%, доля отраслей, связанных с интернет-экономикой, – 16%. Цель совместной деятельности, озвученная главой РАЭК Сергеем Плуготаренко: превратить 16% в 100%, т.е. сделать интернет частью всей экономики страны. Цель в ближайшее время невыполнимая, но стремиться можно.

Пожалуй, первой о взаимном проникновении с интернетом рапортует отрасль медиа. «Мы настолько сильно переплелись, что становимся родственниками», – говорит советник Президента России по развитию интернета Герман Клименко. «Между интернетом и медиа можно ставить большой и жирный знак равенства», – подтверждает замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин и замечает, что «слухи о разногласиях между Минкомсвязи и советником Президента по интернету сильно преувеличены».

Новые качества медиа, обретаемые в сотрудничестве с Сетью, требуют новых определений этой конвергентной области деятельности. «Медиа – производство и дистрибуция профессионального контента, удовлетворяющего потребность людей в получении информации» – определение от А. Волина, где упор сделан на профессиональных создателей контента (не любителей!), а также на то, что контент – товар, на который должен быть спрос. Конвергентная среда рождает конвергентную журналистику: создатель текстов, звукового и видеоряда теперь ориентируется в качестве конечного потребителя не только на человека, но и на девайсы,  для каждого вида – своя подача информации. 

Изменение технологической основы закономерно привело к переделу рынка в среде медиа: digital-агентства «откусывают» куски пирога у агентств полного цикла. Замминистра А. Волин видит выход в том, чтобы традиционные агентства новостей развивали свою digital-составляющую: «Будущее за крупными игроками, консолидирующими отрасль. При этом интернет – та среда, которая позволяет появляться стартапам, новым игрокам. Но ситуация здесь не безнадежная, ее можно охарактеризовать как «развитие развивающихся, а не спасение утопающих». «Будущее за крупными игроками, – согласен и представитель бизнеса, гендиректор АО «Газпром-Медиа Холдинг» Дмитрий Чернышенко, – и мы должны сами становится крупнее. Надо производить свой контент, иначе наше место займут глобальные игроки со своим контентом. Природа не терпит пустоты».

«Своему» контенту может и должно оказать поддержку государство: как известно, в работе законопроект, закрепляющий за региональными программами «21-ю кнопку», что позволит сохранить региональный контент в условиях трансграничной конкуренции цифрового ТВ.

                                                                                                                  * * *

При благожелательном взгляде экспозицию выставки «Связь-2016» можно охарактеризовать как продукт периода импорто- и вендорозамещения. Однако форум, имеющий претензию как минимум на национальный масштаб, должен бы найти ресурсы, чтобы этому масштабу соответствовать. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.