Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Перспективы развития интеллектуальных транспортных систем

17 ноября 2016

Транспортная отрасль является одним из наиболее перспективных направлений реализации концепции Интернета Вещей. Это связано с необходимостью и возможностью автоматизации процессов управления дорожным движением и исключения субъективного человеческого фактора.

J’son & Partners Consulting продолжает цикл исследований в рамках направления Интернета Вещей и представляет краткие результаты исследования основных тенденций и перспектив развития рынка интеллектуальных транспортных систем в России. Основной акцент был сделан на автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Были подробно детально проанализированы десятки проектов в этой области: используемые системы, основные вендоры, состав периферийного оборудования и технологии связи для его подключения.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, общее количество подключенных объектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России увеличится на 46% - с 29,4 тыс. в 2015 г. до 42,9 тыс. в 2020 г. При этом первое место займут комплексы фото- и видео-фиксации (ФВФ), опередив по количеству подключений детекторы транспорта.
 
АСУДД предназначены для централизованного или локального автоматизированного управления дорожным движением (транспортными и пешеходными потоками). Такие системы представляет собой совокупность периферийных устройств, объединенных в единую сеть, с центральным пунктом управления (ЦПУ).
 
Периферийные устройства в составе АСУДД (на примере АСУДД КАД) включают:
- дорожные контроллеры;
- детекторы транспортного потока (дорожного движения);
- знаки и табло переменной информации;
- камеры видеонаблюдения (видеокамеры);
- автоматические дорожные метеорологические станции (метеостанции);
- подсистемы оценочного весового контроля;
- комплексы контроля скоростного режима;
- другие «подключенные» устройства.
 
АСУДД в границах городов также включают «подключенные» светофоры. 
 
На основе исторических и текущих данных, получаемых от датчиков и камер, осуществляется регулирование транспортных потоков (например, назначаются приоритеты). Может происходить как выбор готовых моделей регулирования, так и подстройка отдельных существующих параметров к текущим условиям.
 
По мнению консультантов J’son & Partners Consulting, проекты по созданию комплексных АСУДД будут активно развиваться в нашей стране, в первую очередь, в связи с необходимостью дальнейшей борьбы с «пробками» и в рамках общей стратегии по увеличению безопасности дорожного движения. Немаловажным фактором является возможность пополнения региональных бюджетов за счет автоматизации процессов фиксации и выставления штрафов для нарушителей дорожного движения. В 2016 году ряд крупных городов, например, Нижний Новгород, Самара и др., объявили конкурсы на создание таких систем.
 
По оценке J’son & Partners Consulting, к 2020 году в России будет почти 43 тыс. подключенных объектов в сегменте ИТС. Крупнейшими по количеству подключений останутся такие периферийные устройства АСУДД, как комплексы фото- и видеофиксации и детекторы транспорта.
 
 
Оценка рынка АСУДД и основные тенденции
 
В России наиболее развитые системы ИТС/АСУДД внедрены в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано, в первую очередь, с особым статусом этих городов федерального значения, с острой необходимостью решения проблемы перегрузки автодорожной инфраструктуры и снижения числа ДТП.
 
Так, по данным ГКУ ЦОДД, в настоящее время в составе ИТС города Москвы функционирует:
- более 2 тыс. светофорных объектов,
- более 2 тыс. видеокамер телеобзора,
- более 6 тыс. детекторов мониторинга условий дорожного движения,
- 700 км волоконно-оптических линий связи,
- транспортная модель (80 тыс. зданий и сооружений, более 45 тыс. торговых объектов, 4600 остановок общественного транспорта, 190 тыс. развязок и перекрестков, 1,2 млн поворотов по направлениям и т.д.),
- 157 табло отображения информации,
- 805 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД,
- контролируется более 100 тысяч парковочных мест.
 
Одной из основных тенденций в области ИТС/АСУДД является постепенный переход от зарубежного программного обеспечения и периферийного оборудования - к отечественному (импортозамещение). 
 
В частности, с 2014 г. «Автодорцентр» (один из основных партнеров строительного комплекса Москвы в сфере строительства АСУДД) разрабатывает собственное программное обеспечение и параллельно ищет замену импортных элементов – видеокамер, детекторов, светофоров, контроллеров – на отечественные. Для этого компания работает напрямую с производителями этого оборудования.
 
В Санкт-Петербурге процессы импортозамещения в области АСУДД последние годы продолжались достаточно активно и привели к доминированию российской системы «Спектр». Доля рынка по количеству подключенных к этой системе светофорных объектов в мае 2016 г. достигла 87%.
По оценке J’son & Partners Consulting, в России к середине 2016 г. было введено не менее 50 АСУДД в крупных и средних городах и на отдельных участках автодорог федерального значения.
 
Несмотря на высокие показатели подключенных объектов к АСУДД (до 100% светофорных объектов в отдельных городах), анализ поступающей информации и последующее внесение изменений с детекторов транспорта в режим работы светофорных объектов может осуществляться вручную. Сегодня это значительно снижает ценность таких систем с точки зрения экономии затрат. С другой стороны, переход на полностью автоматизированный сервис требует определенного времени на отработку оптимальных алгоритмов управления, что дальнейшем приведет к уменьшению влияния «человеческого фактора».
 
 
Основные поставщики
 
В исследовании были проанализированы решения наиболее крупных иностранных (SWARCO, Telegra, Cross) и российских («РИПАС СПБ», «Автоматика-Д» и «Комсигнал») поставщиков АСУДД в России.
 
Как было отмечено выше, одной из основных тенденций последних лет становится замещение продукции иностранного производства и рост доли отечественных систем. Например, география использования продукции «РИПАС СПБ» включает такие города как Санкт-Петербург (основной рынок сбыта), Москва, Тверь, Ярославль, Краснодар, Сочи, Казань и другие города. Системы, созданные на базе АСУДД «Микро» (ЗАО «Автоматика-Д»), работает более чем в 10 городах России.
 
Кроме того, появляются и новые разработчики. Например, в настоящее время ведутся работы по созданию АСУДД «ВЗГЛЯД».
 
В условиях экономического кризиса и политики импортозамещения перед российскими поставщиками открылись новые возможности и их доля на рынке будет продолжать расти. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на внедрение продуктов иностранных вендоров.
 
Например, в Казани оборудование одного перекрестка на базе АСУДД от компании SWARCO (Австрия), в среднем, обходилось в 8 - 9 млн руб. Затраты на оснащение оставшихся перекрестков (светофорных объектов) в Казани оценивались примерно в 1,3 - 1,5 млрд руб.
 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.