Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Рынок M2M/IoT-решений в России стремительно растет

02 декабря 2016

Даже с учетом предполагаемых эволюционных изменений в сегменте M2M, все без исключения опрошенные эксперты уверены, что операторы смогут продемонстрировать двузначные темпы роста выручки до 2020 года. 

Специалисты AC&M провели исследование российского рынка M2M/IoT-решений с целью сформировать консенсусные оценки и прогнозы развития этого сегмента по результатам интервьюирования основных участников рынка. Представители индустрии – операторы связи, производители устройств и интеграторы решений – оказались единогласны в том, что совокупные затраты корпоративных пользователей, государственных структур и муниципальных образований на реализацию различных M2M-решений (коммерческих и социально значимых) растут двузначными темпами.

x На конец третьего квартала 2016 года в российских мобильных сетях функционирует по крайней мере 10 млн. устройств, которые однозначно можно отнести к категории M2M. За последний год число M2M-устройств выросло более чем на 30%. Консенсусный прогноз опрошенных экспертов указывает на то, что в 2017 сегмент обещает расшириться по крайней мере на 40% в год по числу эксплуатируемых M2M-устройств.

x В отраслевой структуре рынка (по численности задействованных устройств) доминируют транспорт и розничная торговля (беспроводные валидаторы безналичных платежей, кассовые аппараты и банкоматы). Значительная часть устройств используется в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике. Подавляющее большинство участников рынка считают, что структура спроса на M2M-решения будет динамично меняться вместе с расширением потенциальной аудитории – так, сегмент Connected Cars уже в среднесрочной перспективе станет одним из наиболее массовых примеров реализации M2M- технологий.

x В отличие от северо-американского и европейского рынков, весьма узким остается применение M2M-технологий в сельском хозяйстве, здравоохранении, а также в интересах повышения качества муниципальной среды (технологии «Умный город»).

x Более 40% SIM-карт, задействованных в различных M2M-решениях в России, по оценкам AC&M, работают в сети MTС. Второй по размеру армией M2M- устройств управляет «МегаФон» (в сети оператора работает около 35% M2M- карт в России). В значительной степени лидерство обеспечивается за счет масштабных проектов в области транспорта и энергетики.
Опрошенные AC&M представители крупнейших мобильных операторов единогласны в том, что рынок M2M в России будет интенсивно расти на горизонте следующих двух-трех лет. Вот какие оценки мы получили в результате опроса 11 экспертов, непосредственно руководящих реализацией услуг М2М и представлявших всех четырех крупнейших мобильных операторов, «Ростелеком» и пять ведущих системных интеграторов в области M2M:
Диапазон оценок экспертов отличается весьма значительной вариацией. К примеру, ожидания по темпам роста числа SIM-карт, задействованных в M2M-проектах, варьируются от 17% до 50% в год . Вместе с тем, все эксперты единогласны в том, что темпы роста в процентах будут двузначными. Восемь из одиннадцати экспертов отметили, что темпы роста в сегменте в очень значительной степени зависят от того, какую позицию займет государство и насколько активно оно будет способствовать продвижению различных проектов объективного контроля и мониторинга. Это касается и государственных программ мониторинга в области транспорта, и поддержки инициатив smart metering (беспроводных, объединенных сети «умных» приборов учета тепла, электроэнергии, потребления воды и газа).


При оценке темпов роста выручки от услуг M2M для операторов, опрошенные AC&M эксперты оказались чуть более консервативными. Их оценки варьируются в диапазоне от 11% до экстремально оптимистических прогнозов в 30% в год. Однако, следует отметить, что большинство экспертов предполагают снижение темпов роста выручки на 2-3% в год на отрезке 2016-2020 гг. 
По мнению большинства экспертов, усиление конкуренции в сегменте M2M через 3-4 года неминуемо приведет к сокращению удельной выручки, которую могут извлекать операторы сетей. Во-первых, МТС и «МегаФон», на которых сейчас приходится три четверти эксплуатируемых M2M-устройств, будут вынуждены противостоять попыткам отыграть долю рынка со стороны тандема TELE2-«Ростелеком» и «ВымпелКома».

Во-вторых, операторам станет несколько сложнее конкурировать за ту частьсовокупного клиентского бюджета M2M, которую сейчас удается получать в силу недостаточно развитой популяции системных интеграторов и независимых разработчиков приложений. На более развитых рынках выручка от собственно соединения с M2M-модулями и дистанционного управления (мониторинга) занимает всего 10-12% от общего бюджета клиентов. Львиная доля затрат приходится на компании, создающие софтверные решения и предоставляющие комплексные услуги на базе M2M. На современном российском рынке роль интеграторов и операторов приложений также исполняют операторы (особенно в случае с крупными корпоративными клиентами, эксплуатирующими сотни тысяч или даже миллионы M2M-устройств). В перспективе операторам станет сложнее сохранять абсолютно доминирующие позиции в этом звене value chain.

Как показывает мировой опыт при массовом использовании десятков миллионов устройств и датчиков, выручка от сетевых услуг (соединение и удаленное управление M2M устройствами) в общем бюджете M2M решений занимает не более 6-7%. Если операторы ограничились бы исключительно предоставлением базовых услуг их роль в реализации IoT революции оставалась бы весьма скромной. Тем не менее, многие глобальные операторы, которые приобрели или с нуля создали внутри себя экспертизу системного интегратора оказались весьма заметными игроками на рынке M2M. Это наблюдение в полной мере относится и к российскому рынку – в идеальном сценарии масштабные M2M приложения может развивать оператор с солидными возможностями в области системной интеграции и создания самостоятельных софтверных продуктов. Трое из одиннадцати экспертов уверены, что эволюционные процессы в индустрии не смогут остановить взрывной рост, который последует за масштабным вовлечением в сферу M2M десятков и сотен тысяч новых потребителей, вынужденных выполнять требования государства по администрированию различных сборов. В качестве иллюстрации они приводят систему “Платон” и оснащения средствами дистанционного контроля ЕГАИС кассовых аппаратов в точках розничной продажи алкоголя.

Одной из важнейших задач исследования было установить какие, по мнению участников рынка, факторы оказывают наиболее сильное позитивное и негативное влияние на развитие и распространение технологий M2M. Эксперты, опрошенные AC&M, упоминали в совокупности более 30 факторов, которые, по их мнению, должны придавать российскому рынку M2M впечатляющую динамику и 16 факторов, которые сдерживают рост в сегменте. На графиках ниже отражены факторы, которые наиболее часто упоминались в ответах респондентов.
В результате опроса удалось определить две самых важные «болевые точки»российского M2M-бизнеса:
ƒ - у клиента нет собственной экспертизы;
ƒ - внутри компаний, даже крупных, некому продвигать новые технологические решения.

Многие респонденты были откровенны и говорили о страхе менеджмента и недоверии к современным предикативным моделям, основанным на сборе big data через тысячи и сотни тысяч беспроводных датчиков. Однако, помимо субъективной инерции, есть немало объективных факторов: устройства M2M остаются достаточно дорогими, и не все корпоративные клиенты могут обосновать экономическую целесообразность их внедрения. Особенно удручает то обстоятельство, что кризисные явления в российской экономике делает неквалифицированные трудовые ресурсы еще более дешевыми по сравнению с автоматическими устройствами мониторинга, что заставляет искать новые возможности повышения эффективности M2M-решений и пока существенно сокращает область их применения.

Четыре из 11 опрошенных экспертов считают, что пока развитие M2M сдерживается технологическими факторами. В самом деле, сложно ожидать, что клиенты смогут использовать в автоматизации процессов сотни тысяч или миллионы беспроводных модулей (датчиков или дистанционно управляемых устройств) если их стоимость и стоимость их обслуживания составляет несколько сот или даже тысяч рублей. Для того, чтобы обеспечить высокую эффективность масштабного M2M решения, устройства должны потреблять очень мало энергии и работать от портативного элемента питания несколько месяцев или даже несколько лет, а их себестоимость не должна превышать нескольких долларов. В этом направлении сейчас работает большинство глобальных производителей и операторов, хотя общие стандарты индустрии в области узкополосной M2M связи для маломощных устройств еще на оформились окончательно. Российский рынок – не исключение. Операторы экспериментируют с новыми платформами для подключения как широкополосных, так и узкополосных устройств. МТС в третьем квартале совместно с Nokia продемонстрировали возможности нового радиоинтерфейса Narrow Band IoT (NB-IoT) в диапазоне LTE 1800 МГц. Новый стандарт за счет большей емкости сети, энергоэффективности и высокой чувствительности радиомодулей позволяет подключать к одной базовой станции десятки тысяч устройств в сложных условиях прохождения сигнала без замены элементов питания
на устройствах в течение нескольких лет. «МегаФон» также испытал на своей сети NBIoT решение, которое предлагает Huawei. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.