Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Индустриальному интернету вещей требуются стандарты
27 декабря 2016 |
Аналитики считают, что IoT должен уходить от закрытых протоколов и интерфейсов.
Существует большое разнообразие технологий, протоколов и стандартов для связи устройств IoT даже в пределах одной отрасли. Эксперты J`son & Partners Consuiting пришли к выводу, что необходимо уходить от закрытых протоколов и интерфейсов к решениям на основе стандартов.
В зависимости от дальности действия/зоны охвата и других характеристик условно технологии беспрововодной связи для связи устройств IoT можно разбить на 4 большие группы (Рис. 1):
- персональные сети (PAN, Personal Area Network);
- локальные сети (LAN, Local Area Network);
- районные/городские сети (MAN, Metropolitan Area Network);
- глобальные сети (WAN, Wide Area Network).
Например, к персональным сетям (PAN) относятся такие стандарты и технологии как Bluetooth, ZigBee, Z-Wave, NFC и др., к локальным сетям – Wi-Fi, к районным и глобальным – технологии сотовой связи различных стандартов и поколений (2G/3G/4G), технологии с низким энергопотреблением и большим охватом LPWAN(Low-Power Wide-Area Network), спутниковая связь и пр.
Разработки последних лет в сфере беспроводной передачи данных связаны как со стремлением адаптировать имеющиеся сетевые архитектуры и протоколы, так и с созданием новых системных решений с нуля. С одной стороны, существуют технологии малого радиуса действия, довольно успешно решающие задачи IoT-коммуникаций в рамках одного помещения или ограниченной территории – Wi-Fi, Bluetooth, Z-Wave, ZigBee и т. д. С другой стороны, есть мобильные технологии, которые находятся вне конкуренции с точки зрения обеспечения покрытия (GSM – 90% населенной территории Земли, WCDMA – 65%, LTE – 40%)[1] и масштабируемости. Однако основным недостатком как технологий малого радиуса действия,так и традиционных технологий мобильной связи является ограниченное время работы устройств от аккумулятора. Кроме того, технологии мобильной связи достаточно дороги в использовании, а Wi-Fi, Zig bee и другие технологии малого радиуса действия не обеспечивают достаточного сетевого покрытия и плохо управляемы.
Шаги, предпринятые в рамках развития стандартов мобильной связи, в частности спецификации 3GPP Release 13, направлены, в том числе, на достижение целевых показателей для IoT при сохранении преимуществ использования глобальной экосистемы. Предполагается, что эволюция этих технологий станет основой будущих модификаций стандартов мобильной связи, включая стандарты 5G.
С другой стороны, активно развиваются энергоэффективные технологии низкой мощности для нелицензируемого частотного спектра, такие как LoRa, Sigfox, российская «Стриж» и другие. Большой интерес к интернету вещей есть и у операторов спутниковой связи.
Существует также большое разнообразие технологий проводной связи, которые также достаточно широко используются для подключения устройств телеметрии и IoT – Ethernet, PLC, оптические технологии и пр.
Далее рассмотрим основные технологии, которые используются на отдельных вертикальных рынках – ЖКХ, транспорт, промышленность и др.
Основные технологии и стандарты в системах интеллектуального учета ресурсов ЖКХ
Несмотря на активное развитие технологий интеллектуального учета ресурсов (вода, тепло, газ, электроэнергия) в последние годы, указанная технологическая область продолжает сталкиваться с рядом существенных барьеров на глобальном уровне. Один из таких барьеров - вопросы стандартизации и сертификации. Внедрение таких систем подразумевает потребность в коренной переработке действующих стандартов и разработке значительной части новых стандартов, что влечет значительные временные и финансовые затраты. До недавнего времени отсутствовали единые стандарты, например, в сфере интеллектуальной электроэнергетики (SmartGrid) в различных регионах мира. В настоящее время указанная работа по унификации реализуется, в частности, Международной электротехнической комиссией (МЭК). Тем не менее, в странах ЕС, например, используются различные интерфейсы связи, используемые в системах интеллектуального учета энергоресурсов - GSM/GPRS, PLC- и радиоканалы (Табл. 1).
Отсутствие единой технической политики в сфере стандартизации и планирования развития интеллектуального учета является существенным сдерживающим фактом и в России. Проанализируем основные технологии и стандарты, которые используются в приборах учета электроэнергии, газа, тепла и воды в России.
Электрическая энергия
Далее рассмотрены стандарты и протоколы связи, которые используются в типовых решениях в сфере учета электроэнергии, предлагаемые ключевыми российскими производителями.
АСКУЭ компании "Энергомера"
- На уровне энергоснабжающих организаций
Система АСКУЭ предоставляет пользователям информацию о фактическом потреблении электроэнергии и может быть реализована с применением различных каналов связи (PLС, GPRS, RS и т.д.) и на любом объекте, от подъезда до микрорайона.
- На уровне бытового и коммунального потребителя
o На уровне счетчиков: оптопорт, радиомодуль RF-433 МГц, RS485.
o На уровне устройств сбора и передачи данных: RS485. Передача данных в ЦОИ по Ethernet/GPRS.
o Предполагается также использование технологии ZigBee (проект «Народное АСКУЭ»[1]) (Рис. 2).
- На уровне промышленных предприятий
o Гарантированная доставка информации от прибора учета на верхний уровень: 2 взаимодополняющих канала связи PLC и радио.
o Трехфазный многофункциональный счетчик активной и реактивной энергии: оптопорт, 2хRS232, 2хRS485, GSM/GPRS.
АИИС КУЭ ОАО "Нижегородское НПО им. М.В.Фрунзе"
Дистанционный сбор данных с УСД на сервер сбора и обработки данных осуществляется посредством каналов связи GSM/CSD, GSM/GPRS или Ethernet по расписанию или команде оператора.
Сбор данных с приборов учета осуществляется по различным каналам связи:
- PLC Cenelec A;
- RF ISM 2400 MHz;
- RS-485;
- GSM.
Связь с контроллером сбора и передачи данных осуществляется по каналам связи GSM и Ethernet.
Природный газ
В соответствии с группами потребителей следует выделить два типа телеметрии 1-го, 2-го и 3-го уровней:
- телеметрия, обеспечивающая централизованный автоматизированный сбор данных с крупных промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, организаций, относящихся к сфере ЖКХ, кустовых и поселковых УУГ, — это промышленно-коммунальный сектор, 1-й и 2-й уровни единой системы газоснабжения и учета газа, передача по GSM/GPRS каналам связи;
- телеметрия, обеспечивающая централизованный автоматизированный сбор данных с населения, проживающего в многоквартирных и частных домах, — это бытовой сектор, 3-й уровень единой системы газоснабжения и учета газа, передача по радио/GPRS каналам связи.
Тепловая энергия
В сфере учета тепловой энергии в решениях ключевых российских производителей используются различные технологии проводной и беспроводной связи. Например, в информационно-измерительной системе (ИИС) "Теплоком" для сбора информации используются различные каналы связи: модемные, в том числе GSM и GPRS – модемы; RS232; RS485; Ethernet; комбинации этих сетей и линий.
Вода
Решения компании "Тепловодомер"
ЗАО "Тепловодомер" предлагает реализацию системы диспетчеризации показаний водосчетчиков по радиоканалу с применением технологии Wireless M-Bus (WMBUS).
Радиосистема предоставляет возможность объединения групп приборов в единую беспроводную сеть, позволяющую считывать показания водосчетчиков на различных архитектурных объектах, включая многоквартирные дома, коттеджные поселки, дачные кооперативы.
Разработано несколько способов считывания показаний приборов.
- Инкассаторский способ (обходной). Заключается в том, что инкассатор, оснащенный КПК (PDA) с конвертором, перемещается от объекта к объекту, оснащенных счетчиками воды с радиомодулями. При считывании показаний, присутствие владельцев жилья не обязательно, так как процесс проходит вне жилых помещений. Данный процесс длиться несколько секунд и проходит без непосредственного контакта с считывающими устройствами. Этот способ считывания данных применяется, например, в многоэтажных домах, где счетчики воды расположены в труднодоступных местах. Либо существует проблема с балансированием потребления воды. Данную систему, можно в дальнейшим переоснастить в полную или частично стационарную.
- Стационарный способ. Сбор данных заключается в том, что радиосигналы с радиомодулей счетчиков воды перехватываются специально размещенными ретрансмиттерами, откуда они потом пересылаются к концентраторам. Koнцентраторы, в свою очередь, оборудованы коммуникационными модемами: GSM/GPRS, Ethernet, с помощью которых данные пересылаются непосредственно на сервер.
Система служит для беспроводной передачи данных считываемых c интеллектуальных водосчетчиков нa расстоянии до 300 м в открытой местности. Система работает на радиочастоте 868 МГц, встроенная батарея обеспечивает непрерывную работу модуля до 12 лет.
В устройство встроен протокол коммуникации WMBUS согласно норме PN-EN 13757, регулирующей сферу беспроводного считывания показаний водосчетчиков (опционно - тепло-, газо- и энергосчетчиков), благодаря которому существует возможность двусторонней передачи данных. Примененный коммуникационный протокол, действующий в соответствии со стандартом PN-EN 13757-4 WirelessM-Bus (WMBUS), является открытым протоколом, благодаря чему возможно взаимодействие с устройствами других производителей.
Автоматизированная система комплексного учета "Водоприбор учет" ОАО "Завод Водоприбор"
Первичное передающее устройство (ППУ РМ) предназначено для передачи по радио (GPRS/GSM 900/1800 МГц) показаний счетчиков воды, тепла и электроэнергии различных производителей, оборудованных импульсными выходами для снятия показаний. ППУ РМ представляет собой электронный блок со встроенным радио приемопередатчиком.
Вторичное приемно-передающее устройство ВППУ РМ предназначено для сбора показаний по радиоканалу 868 МГц с радиоинтерфейсных устройств системы "Водоприбор Учет" таких как: первичные передающие устройства сбора информации с квартирных счетчиков воды, газа (ППУ РК), датчиков температуры и влажности, распределителей тепла. ВППУ РМ имеет возможность передачи собранной информации на сервер по интерфейсу GPRS/GSM 900/1800 МГц с привязкой к реальному времени. ВППУ РМ имеет 32 радиоканальных входа с возможностью расширения, периодичность передачи данных на сервер – один раз в сутки, при отсутствии подтверждения приема производится повтор передачи.
Мобильная система съема показаний с приборов учета энергоресурсов "Водоприбор-учет Мобиль", предназначена для дистанционного съема текущих показаний с приборов учета энергоресурсов имеющих импульсный выход, подключенных к приборам ППУ-РК-02, в зоне прямого радиодоступа устройств ВППУ-РК-01 и ППУ-РК-02. Система является мобильной и работает в режиме "Обходчик".
Вторичное приемо-передающее устройство ВППУ-РК-01 предназначено для сбора по радиоканалу измерительной информации от средств измерений (СИ) посредством приема радиотелеметрической информации от устройств ППУ-РК, подключенных к СИ, и передачи ее во внешние информационные системы с использованием USB-интерфейса и (или) GPRS-модема.
Таким образом, для подключения интеллектуальных счетчиков учета ресурсов (электричество, тепловая энергия, вода и газ) используются различные технологии и стандарты проводной (RS232; RS485; Ethernet, PLC …) и беспроводной связи (GPRS/GSM, WMBUS, ZigBee, LPWAN …). Отсутствие единой технической политики в сфере стандартизации и планирования развития интеллектуального учета являетсясущественным сдерживающим фактом в России и в мире.
За рубежом для подключения водосчетчиков также используются технологии LPWAN, в частности Sigfox. Одним из примеров является установка «умных» водосчетчиков в Антверпене, Бельгия (Рис. 5). На этапе тестирования, в течение первого года, планировалось установить 1000 счетчиков. В случае положительного результата в течение четырех лет (до 2020 г.) – 205 тыс. счетчиков по всей территории страны.
В России системы телеметрии для ЖКХ разрабатывает компания «СТРИЖ Телематика» на базе беспроводных решений и устройств класса LPWAN (Low-Power Wide-Area Network).
Основные технологии и стандарты на транспорте
Интеллектуальные транспортные сети (ИТС)
Для подключения объектов ИТС – т.н. периферийного оборудования (детекторы транспорта, светофоры, видеокамеры, оборудование пунктов взымания платы и пр.) используются различные технологии проводной и беспроводной связи. Наиболее распространенными технологиями для подключения устройств являются технологии сотовой связи (GSM/GPRS).
Например, в Санкт-Петербурге 285 светофорных объектов (37%) подключено по проводным линиям связи, 486 светофорных объектов (63%) - по каналам сотовой связи (GSM/GPRS). В Екатерингбурге все 583 светофорных объектов подключены к диспетчерскому центру по каналам GPRS.
Решения производителей автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) позволяют использовать различные протоколы и способы подключения. Например, АСУДД «Автоматика» для обмена данными с периферийным оборудованием используются:
- выделенные линии связи (в протоколе АСС-УД) - 48 линий или 96 дорожных контроллеров на каждый КРЦ;
- по радиоканалу (скорость передачи 4800 бит/с);
- по модемному каналу (скорость передачи 1200 бит/с);
- по оптоволоконному каналу (скорость передачи 100 Мбит/с);
- по интернет-каналу (скорость передачи 100 Мбит/с);
Существенным сдерживающим фактором является фактическое отсутствие национальных стандартов в области ИТС. Тем не менее, работа по стандартизации уже началась. Так, в конце 2015 г. экспертный совет по ИТС при Министерстве Транспорта РФ анонсировал планы по подготовке проекта перечня национальных стандартов в области ИТС.
Подготовкой стандартов занимается технический комитет. По данным ИТС-Россия, в 2015 г. введено в действие более 14 ГОСТов в области ИТС. Еще ряд ГОСТов находятся в разработке.
«Подключенный» автомобиль
Технология Dedicated Short-Range communications (DSRC)
Серьезно повлиять на рынок мобильных сервисов на базе V2V и V2I может технология Dedicated Short-Range communications (DSRC) — вид связи стандарта 802.11p, его иногда называют «автомобильный Wi-Fi». Стандарт был принят в 2010 г. В отличие от сетей сотовой связи он позволяет стабильно передавать данные при движении транспортного средства со скоростью до 250 км/ч. Предполагается, что благодаря «автомобильному Wi-Fi» будет возможно если не полностью предотвратить столкновения автомобилей, то значительно снизить их вероятность. Кроме того, технологии на базе DSRC позволят недорого и быстро строить одноранговые сети и, таким образом, снизить нагрузку на сети сотовой связи.
Настоящий бум в использовании технологий V2Х, которые предполагают установку прямой связи между машинами и объектами на дороге, минуя спутники, сотовые вышки и другое «промежуточное» оборудование, ожидается, когда регулирующие органы в различных странах всерьез озаботятся предотвращением столкновений и использованием «активной» дорожной инфраструктуры для регулирования транспортных потоков. В течение ближайших 20 лет DSRC-связь появится в каждом транспортном средстве, включая легковые автомобили. Она будет дополнять технологии, обеспечивающие позиционирование в пространстве и передачу данных по сетям сотовой связи.
Фактически большинство задач, характерных для транспортных систем управления и связи, технология DSRS позволяет решить с учетом совместного применения технологии динамической маршрутизации для построения одноранговых сетей (Delay & Disruption-Tolerant Networking, DTM) и систем глобального геопозиционирования GPS/ГЛОНАСС. Фактически осуществляется кооперация с мобильной и наземной связью, когда скорости, надежности и гибкости других систем связи оказывается недостаточно, — получаются совершенно новые решения.
В Америке данная технология строится на архитектуре, получившей название Wireless Access for the Vehicular Environment (WAVE), которая позволяет обеспечить стандартизацию беспроводного доступа в транспортных системах, регламентирует взаимодействие всех участников процесса, включая производителей транспортных средств и компонентов, организации, обеспечивающие общественную безопасность, и транспортные компании. Технология используется как основа для DSRC-проектов в США. В 1991 г. была создана комиссия по «интеллектуализации» дорожного движения (Intelligent Transportation Society, ITS America). В США в 1999 г. Федеральная комиссия по связи (FCC) выделила 75 МГц в диапазоне 5,9 ГГц (5,875–5,925) для беспроводных сетей малого радиуса действия (DSRC) исключительно в целях безопасности дорожного движения — технологии коммуникаций транспортных средств на ближних расстояниях.
Коммуникационные протоколы для V2X стандартизированы IEEE. Физический и MAC- уровни определены в спецификации IEEE P802.11p. Верхние уровни описываются группой протоколов IEEE 1609x, и вместе они образуют технологию под названием «беспроводной доступ для транспортной среды» (WAVE). В следующей таблице сравниваются DSRC/WAVE c возможностями других беспроводных технологий. Иногда технологию WAVE называются CALM M5. Стандарт IEEE 802.11p определяет физический и канальный уровень и принят в июне 2011 г. как дополнение к основному стандарту IEEE 802.11.
В Табл. 3 сделано сравнение DSRC/WAVE и других беспроводных технологий.
В 2015 г. представитель исследовательской группы, проводившей двухгодичное тестирование DSRC в США, а также представитель национального управления безопасностью движения на трассах США сообщили, что для спектра DSRC должна быть гарантирована доступность и надежность, не должно возникать интерференции с нелицензируемым Wi-Fi. В исследовании участвовали 47 компаний и 2843 транспортных средства, собраны 115 млрд сообщений.
Европейская стандартизация получила название ETSI ITS-G5 и отличается от WAVE в основном в верхних слоях архитектуры, есть отличия и в терминологии. Тем не менее, она также основана на стандарте IEEE 802р. Важными являются различия в структуре приема-передачи станции ITS-G5 и WAVE. В ЕС выделена полоса шириной 30 МГц в диапазоне 5,9 ГГц (5,875– 5,905). Возможно также использование 20 МГц в промышленной, научной и медицинской полосах частот ниже 5,875 ГГц.
Японский стандарт 5,8 ГГц DSRC значительно отличается от американской технологии WAVE 5,9 ГГц, так как он используется только для взаимодействия автомобилей с придорожным оборудованием. Для V2V-коммуникаций выделено 10 МГц в диапазоне 700 МГц (так, например, все оборудование, разработанное по заказу Toyota, также работает на данной частоте).
Современные устройства DSRC, работающие на частоте 5,9 ГГц, стараются выпускать с комплексной поддержкой нового европейского стандарта ETSI ITS-G5 и американского WAVE, классических стандартов IEEE 802.11p, IEEE 1609 (IEEE 1609.2, IEEE 1609.3, IEEE 1609.4, IEEE 1609.11). Сообщения, как правило, идут в соответствии с набором, определенным в стандарте SAE J2735. Интерфейсы бортового устройства — Bluetooth, GPS, LED, звуковое оповещение и шифрование.
В России в 2011 г. вышло постановление ГКРЧ, согласно которому решено:
- Выделить полосу радиочастот 5855–5925 МГц для разработки, производства и модернизации юридическими и физическими лицами РЭС интеллектуальных систем на транспорте (ITS) без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного типа РЭС при условии, что основные технические характеристики разрабатываемых, производимых и модернизируемых РЭС соответствуют основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению ГКРЧ (не приводится)производимых и модернизируемых РЭС соответствуют основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению ГКРЧ (не приводится).
- Выделить полосу радиочастот 5855–5925 МГц для применения юридическими и физическими лицами придорожных и автомобильных РЭС интеллектуальных систем на транспорте (ITS) без оформления отдельных решений ГКРЧ.
Применение РЭС интеллектуальных систем на транспорте (ITS) в выделенной в п. 3 настоящего решения ГКРЧ полосе радиочастот должно осуществляться при выполнении следующих условий:
o соответствия технических характеристик, применяемых РЭС интеллектуальных систем на транспорте (ITS), основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению;
o получения для придорожных РЭС интеллектуальных систем на транспорте (ITS) в установленном порядке разрешения на использование радиочастот на основании заключения экспертизы радиочастотной службы о возможности использования заявляемых РЭС и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.
Кроме того, на пунктах взимания платы также применяется DCRS, однако на других частотах (обычно, 5,7975 ГГц, 5,8025 ГГц, 5,8075 ГГц и 5,8125 ГГц).
В мире ведутся работы по интеграции (стандартизации) DSRC различных стран – изначально этим занималась рабочая группа США и Европы SWG, затем к ней присоединилась Япония, также планировали присоединиться Австралия и Южная Корея.
Используемые технологии в сегменте IoT на транспорте
В России основными технологиями в сегменте IoT на транспорте являются технологии сотовой связи и ГЛОНАСС/GPS:
- В сегменте fleetmanagement (управление автопарком) на транспортное средство клиента устанавливается абонентский терминал GPS или ГЛОНАСС/GPS, который позволяет отслеживать маршрут движения ТС, его скорость, направление движения и другие параметры, которые важны для понимания рентабельности бизнес-процессов. Кроме того, к абонентскому терминалу можно подключить дополнительные устройства и датчики, которые отслеживают объём топлива в баке, безопасность вождения, температуру в рефрижераторе, а также позволяют водителю отправлять сообщения. Данные от терминала по GSM-каналу поступают на сервер оператора.
- В сегменте взимания платы с большегрузных автомобилей (проект «Платон») предусмотрены поставка и установка около 2 млн SIM-карт в бортовые устройства грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
- Технологии сотовой связи и ГЛОНАСС/GPS используются в проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» (автоматический вызов и прибытие экстренных служб в случае ДТП).
Перспективные технологии 5G для использования в сегменте Connected Cars
В феврале 2016 г. на MWC-2016 Qualcomm представлял прототипы использования 5G. В частности отмечалось, что развитие 5G станет основой для резкого скачка в развитии «Интернета вещей» и подключенных автомобилей.
В мае 2016 г. Qualcomm и Daimler AG объявили о стратегическом сотрудничестве в области разработки технологий «подключенного автомобиля». На первом этапе будут использоваться, в частности, технологии 3G/4G.
В августе 2016 г. Qualcomm представил платформу для подключенного автомобиля ConnectedCarReferencePlatform. Решение поддерживает ключевые беспроводные технологии (LTE, GNSS, WiFi, DSRC/V2X, Bluetooth). Qualcomm намерена продвигать собственные LTE-модемы SnapdragonX12 и SnapdragonX5, а в будущем - внедрять поддержку сетей пятого поколения. Референсная платформа использует следующие технологии Qualcomm:
- Модемы Qualcomm Snapdragon X12 и X5
- GNSS-навигацию и систему счисления местоположения (DR)
- Технологию Wi-Fi Qualcomm VIVE
- DSRC-связьдля V2X6 Bluetooth, Bluetooth низкогоэнергопотребления
- Чип Qualcomm tuneX - поддержка аналогового и цифрового тюнера
- Гигабитная Ethernet-связь в автомобиле Gigabit (OABR) с интерфейсами A2B и CAN
Платформа ConnectedCarReferencePlatform, в частности, должна удовлетворять следующим требованиям:
- Готовность к обновлениям аппаратного и программного обеспечения на протяжении жизненного цикла автомобиля, обеспечение простой миграции c DSRC на гибридную/сотовую связь V2Х и или с 4G/LTE на 5G.
- Совместное использование нескольких беспроводных протоколов. Одновременная работа нескольких беспроводных технологий, использующих один и тот же частотных спектр (например, Wi-Fi, Bluetooth и Bluetooth низкого энергопотребления).
Существующие и перспективные технологии, решения и сервисы на базе чипсета Snapdragon от Qualcomm включают (Рис. 6):
- Определение местоположения и навигация
- Телематика на базе сетей 4G LTE / 3G
- Системы помощи водителю
- Потоковый мультимедиа-контент
- Интеграция и обмен мультимедиа-контентом между абонентскими устройствами и информационно-развлекательными системами в автомобиле
- CarPlay
- Android Auto
- Тюнер AM/FM/DAB/HD
- Хопспот Wi-Fi
- Технологии V2X—DSRC
- Bluetooth
Источник
Читайте также:
За восемь лет российский рынок интернета вещей может вырасти до 350 млрд руб.
ИТ в МСБ. Что изменилось в 2023 году
В России утверждён стандарт протокола связи для интернета вещей
С начала года количество атак на умные устройства возросло на 50%
Внедрение технологии «умный» магазин позволит М.Видео-Эльдорадо снизить энергопотребление до 1,5 раз
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.