Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 14 февраля 2017

Последняя русская телеком-выставка

Международная выставка-форум CSTB.Telecom & Media`2017– единственное значимое прибежище телекоммуникаций на экспозиционных площадях в России.

Много обстоятельств способствовали такому результату выставочной деятельности. И неудачи «Связи» с «Экспокоммом» последних лет, которые из былых многолюдных форумом связистов превратились в скромные инфраструктурные экспозиции. И давно уже отменивший сам себя пропагандистский «Инфоком». И определенный кризис выставочного жанра на развитом рынке услуг: что показывать, когда все есть на сайте? что выставлять, когда все в инете? с кем знакомиться, когда все уже между собой давно знакомы? – остается состязаться в размерах и пафосности стендов. Стоит признать и тот факт, что сам телеком с приобретением статуса базисной индустрии не пребывает нон-стоп в топе новостей высокотехнологичных рынков.

Поэтому появление больших и не очень операторов-старожилов рынка телекоммуникаций и ТВ, в большинстве теперь универсальных поставщиков услуг, греет душу и атмосферу на дискуссионных площадках московского «Крокуса». Соседство с телеканалами разных мастей только делает действо более веселым и театральным, вносит элемент условности и снимает лишний налет серьеза.

Выставку и деловую программу «держит» старое доброе кабельное ТВ и их спутниковые и сотовые коллеги, которых в совокупности называют неловким термином «платное ТВ» (ведь на деле любое ТВ для пользователя платное, даже эфирное от РТРС, просто это принято не замечать). 

И «держат» профессионально, используя немалую площадку и для лоббирования своих интересов, и в целях  «тимбилдинга» профессионального сообщества, и для подведения итогов, и для демонстрации услуг, и для выплеска эмоций и вербализации трендов.

Китай как замещение потерянного рынка Украины, новое медийное поколение, которое нельзя потерять, ОТТ, разъедающий рынок, –  лишь несколько пульсирующих зон на большом рынке телесмотрения.

Ждет ли наше ТВ судьба Витаса в Китае?

Этот вопрос, ставший актуальным после потери для российского ТВ-контента украинского рынка, большим хором решали в аудиториях CSTB.Telecom & Media`2017, вспоминая, что российского  певца боготворят в Поднебесной и даже поставили в Шанхае небольшой памятник.

«Китай – партнер сложный, требует большого терпения и системной работы. До двух лет проходит от первых контактов до договора», – предупреждает Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций, сопредседатель Российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области СМИ. По его информации, в прошлом году «Экипаж», первым из отечественных фильмов, попал в российскую квоту. До того даже сделавший рекордные сборы в Китае «Сталинград» ($11,82 млн) в прокате шел в составе жестко ограниченной  иностранной квоты.  Музыка, российское и старое советское кино и технологические платформы – то, что, по мнению регулятора, должно найти спрос за Великой китайской стеной. «Мы все работали на китайском железе, но софт у нас лучше», – убежден А. Волин.

На зарегулированность и инерционность китайского рынка указывают все, кто его «попробовал», как и на невозможность заочных контактов в Китае – там предпочитают личные продажи. «Бизнес-метаболизм с Китаем занимает два года, он медленный, но верный», – подтверждает Дарья Хубова, представитель компании «Первый канал. Всемирная сеть», которая летом 2016 г. подписала соглашение о сотрудничестве в сфере обмена телеконтентом с китайской компанией Shaghai Oriental Pearl Media Co., «дочкой» Шанхайской медиагруппы, которая, в свою очередь, в начале прошлого года заключила аналогичное соглашение с «Газпром-Медиа». В прошлом году меморандум шел за меморандумом. В мае 2016 г. четырехсторонний меморандум об экспорте российского медиаконтента на рынок Китая подписали руководители китайской компании LeEco, Российского экспортного центра, Института развития интернета и компании «Цифровое телевидение», которая осуществляла полную локализацию контента. LeEco планирует инвестировать в российский проект свыше $100 млн.

Уже вышло в эфир совместное шоу – всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку. Из России в Китай отправятся передачи о жизни животных, детей и музыка. Хотя, как свидетельствуют профессионалы, наш контент пока проигрывает локальному производству, но его смотрят. В Китае, говорят, сильная документалистика. Но флаг российско-китайского сотрудничества дверей не открывает, превалирует коммерческий профит, и если ваш продукт не уникален…

Лю Либо

Нам стоит еще помнить, что Китай с полутора миллиардами потенциальных телесмотрящих – лакомый рынок не только для России, но и для других телеиндустрий, прежде всего для Голливуда. Так что новый рынок – новая конкуренция.

Масло в огонь в аудитории, собравшей российских представителей PayTV,  подлил вице-президент по операторскому рынку Huawei в России Лю Либо,  назвав всего несколько цифр: в 2016 г. кассовый сбор в кинотеатрах Китая составил $8 млрд, а рынок домашних и частных развлечений – $80 млрд, количество абонентов платного ТВ у восточного соседа измеряется 440 млн домохозяйств. «Потребности в видео и медиа стали базовыми наравне  с потребностями в воде, еде и пр. Китайские операторы связи надеются на сотрудничество с зарубежными операторами. Мы можем помочь вам сократить время входа на рынок до одной недели», – загадочно пообещал  Лю Либо и покинул круглый стол «Медиа без границ» под аплодисменты и крики «любо!».

Китайская компания проявила знаковую активность на CSTB`2017. Онлайн-кинотеатр Tvzavr прошедшей выставке стал первым ее партнером из сегмента онлайн-видео – соглашение касается  технологического сотрудничества в развитии экосистемы 4К в России. Нuawei займется производством интерактивной ТВ-платформы и инфраструктурных решений для передачи видеоконтента и абонентских устройств, а  Tvzavr представит свои ресурсы в области контента 4К. В поддержку этого и других проектов Нuawei начала сотрудничество с китайским производителем UHD-телевизоров BOE, который в конце марта планирует открыть дочернее предприятие в Москве и обеспечить стоимость телеприемника на 20% ниже, чем сейчас на рынке. С гибридной платформой интерактивного ТВ, поддерживающей технологии IPTV, DVB-C/S, OTT и multiscreen для абонентов фиксированных и мобильных операторов, Нuawei стала победителем 8-й Национальной премии в области многоканального цифрового ТВ «Большая цифра».

Платное ТВ меняет философию

и перестает плакаться, что делало последние лет пять, и начинает искать резервы морального и физического роста. Оттолкнуться все же есть от чего. Рост рынка по доходам – 8,3% (до 72,8 млрд руб.), по абонентам – 3,7% (40,8 млн), проникновение по России в целом – плюс 3%, до 72% (данные iKS-Consulting). Возможности органического роста отводят «Ростелекому» и спутниковым операторам. Прогнозы аналитиков, конечно, подъема темпов роста не обещают, скорее, наоборот, 2020 г. может стать годом насыщения и начала стагнации.

Как этого избежать? Первое – изменить методики подсчета, при которым абонбаза меряется по оплаченным контрактам. «Кто сказал, что насыщение рынка платного ТВ – это 10О%? – возмущается Алексей Холодов, гендиректор «Триколор ТВ», компании с 20%-ным ростом в 2016 г.  – В сотовой связи насыщение возникло при проникновении в 200%! Строго говоря, рынок надо мерить по количеству телеприемников, а не человек и домохозяйств. В России 53 млн домохозяйств, а телевизоров – 106 млн». В крупных городах в домохозяйствах по 2,5—2,7 телеприемников – есть смысл бороться за новые подключения! «Тем более, если с правообладателями расплачиваться по числу договоров», – смеется президент ГК «Акадо» Сергей Назаров.

Второе – рост ARPU, среднее значение которого в 152 руб. (оценка iKS-Consulting) хоть и означает прибавку в 5% за год, на деле меньше, чем в Китае, Индии, Казахстане и США с их рекордным ARPU в $103. Участники индустрии дружно видят возможности повышения средней выручки с пользователя в добавлении новых сервисов, удобстве их потребления, повышении уровня контента. Телесмотрение должно качественно поменяться – твердят операторы не первый год.

Как и за счет чего? В ответе на этот вопрос PayTV-сообществу взялся помочь  замгендиректора ВГТРК, председатель совета директоров «Цифрового телевидения» Дмитрий Медников, предложивший пересмотреть базовую философию сектора: «Наша индустрия – один из драйверов будущего роста России. Мы планируем стать стратегическим партнером для операторов связи. PayTV становится системообразующей частью мультимедийной экосистемы. Феноменальное конкурентное преимущество платного ТВ – высоко лояльная аудитория и высокая компетенция по работе с ней». Качество и количество российского видеоконтента растет, он начинает конкурировать с зарубежным.

А главное – дети, которые вот-вот начнут определять успех медиаиндустрии и смежных с ней бизнесов.  По словам Д. Медникова, «идет самое медийное за всю историю поколение», которое нельзя потерять. Игры, фестивали, внеэфирные события… «С приходом новой аудитории, которая родилась с тем, к чему мы вынуждены были адаптироваться, нас ждет 15 лет устойчивого роста, если мы найдем с ней общий язык», – предупреждает он.

Итак, медиаиндустрии, PayTV, производителям контента, операторам с появлением нового, медийного поколения предстоит начать сначала, только теперь с 25-летним опытом бизнеса. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.