Rambler's Top100
 
 
Все новости Новости компаний

Телевидение и телеком - надежды на будущий рост

17 февраля 2017

С 7 по 9 февраля в Москве в Крокус Экспо состоялась международная выставка – форум CSTB. Telecom & Media’ 2017.

В предъюбилейный 19й раз лидеры индустрии, представители отрасли и государственных ведомств подводили итоги 2016 года, который оказался успешнее и позитивнее звучавших ранее ожиданий. Отрасль телеком и медиа приспособилась к законодательным мерам регулятора и смогла продолжить вектор движения в позитивном ключе, оставшиеся нерешенные проблемы эксперты отрасли активно разбирали в течение трех дней на деловых площадках форума. Обсудить острые вопросы с представителями профильных ведомств, договориться о сотрудничестве и анонсировать новые партнерские проекты и телеканалы, а также представить последние технические новинки – все это сделала возможным CSTB. Telecom & Media’ 2017. Выставка, открывающая календарный год, прочно закрепила за собой звание индикатора рынка, выявляющего новейшие тенденции в области телевидения и телекоммуникаций. За три дня выставку посетило 25117 человек. Число брендов, представленных участниками из 29 стран мира, составило более 400.

Круглый стол «Медиа без границ» прошел в первый день работы выставки. Модераторами дискуссии выступили Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, и Яна Чурикова, руководитель каналов молодёжного и музыкального вещания, VIACOM.  Первая часть дискуссии была посвящена русско-китайскому сотрудничеству в области медиа и технологий, в ней приняли участие заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ, сопредседатель Российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области средств массовой информации Алексей Волин, представители ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», «Цифровое телевидение», «Сигнал Медиа», SPB TV, а также вице-президент по операторскому рынку компании Huawei в России Лю Либо. Алексей Волин: «Многие российские компании уже активно взаимодействуют с государством-соседом, более того, для игроков это стало новой возможностью и новым рынком сбыта <..>. Китайский рынок огромен. Лишь у одного из игроков, Шанхайской медиагруппы, годовой бюджет превышает $5 млрд. Но наряду с возможностями, которые открывает это сотрудничество, чиновник отметил, что партнер является сложным. До двух лет уходит на заключение договоров – от «первых ухаживаний» до подписания соглашений».

Во второй части круглого стола в обсуждении приняли участие представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, РТРС, «Триколор ТВ», ГК «АКАДО», МТС, Вымпелком, НТВ-ПЛЮС, ВГТРК («Цифровое телевидение»), Сигнал Медиа, Первый канал.Всемирная сеть, Viacom International Media Networks, VIASAT, ассоциация «Ростелесть». На этот раз тема касалась самых острых вопросов российской индустрии телевидения и телекоммуникаций. Юрий Припачкин, дав короткий анализ ситуации по итогам 2016 года (ARPU вырос на 5% до 152 руб. на человека, количество абонентов платного ТВ достигло 41280000 чел., объем рынка составил порядка 74 млрд. руб.) озвучил болезненный для операторов вопрос – существующую проблему регионального канала (или 21 кнопки). Решение было уже готово у РТРС, которая в ноябре получила план-график вставок региональной рекламы, реализация программы состоится с февраля по июнь 2017 года, за этот период будут проработаны все отложенные проекты и выданы необходимые разрешения. Легко и непринужденно участники решили вопрос с увеличением ARPU: для измерения рынка вместо подсчета количества домохозяйств считать количество телевизоров. Ведь не секрет, что у большинства россиян в доме более одного ТВ. Участники круглого стола с удовольствием констатировали, что индустрия платного телевидения выдержала испытание кризисом и даже показала рост доходов. Этой оптимистичной нотой первое мероприятие деловой части выставки задало направление всего форума – он получился масштабным, щедрым на открытия, интересные выступления и ценные практические советы экспертов отрасли.

На секции форума «Ultra HD: производство и вещание» дискутировали о перспективах развития телевидения сверхвысокой четкости в России, звучали мнения за и против. Модератор Николай Орлов, генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ», рассказал о практике создания адаптированного неэфирного UHD канала на примере телеканала Insight. Причем, канал является самым рейтинговым среди линейки Ultra HD от «Триколор ТВ» и вещает в двух форматах – HD и UHD. На данный момент массовому распространению телевидения сверхвысокой четкости мешает проблема технической неподготовленности – большинство российских телевизоров не предназначено для UHD вещания, не решают проблему и set-top-box, ресиверы цифрового телевидения.

В секции также выступили представители Триколор ТВ, J’son & Partner Consulting, Huawei, Dolby, Panasonic, GS Group, Интерсвязь, Irdeto. Обсудили волнительные перспективы UHD и 4K– первыми массовыми потребителями должны стать дизайнеры, видеооператоры и все, чья работа, в первую очередь, зависит от качества картинки. Стандарт Ultra HD предусматривает частоту кадров от 23,976 до 120 кадров в секунду, 12-битный цвет и цветовой охват, закрывающий 75,8% цветового пространства CIE 1931. Для сравнения: Full HD довольствуется 8-битным цветом, максимум 60 кадрами в секунду и покрытием 35,9% цветового пространства CIE 1931. С точки зрения бизнеса возможности 4К также внушительны. Система U-vMOS от компании Huawei взаимосвязывает пользовательское оценивание контента и показатели сети на основании многоуровневой аналитики, передает оператору собранные данные о качестве контента и видеосигнала. Таким образом, оператор получает мгновенный отклик с показателем удовлетворенности зрителя. Несомненно, Ultra HD представляет телевидение нового образца, но главная сложность на сегодняшний день, о которой говорят все эксперты – это катастрофическая нехватка контента для тв сверхвысокой четкости. По позитивным прогнозам, в 2017-2018гг операторы Pay TV надеются выйти на массовые показатели, о негативных прогнозах стараются не говорить.

О телекоме, медиа и технологиях говорили на двух секциях деловой программы. Первая — «ТМТ индустрия в эпоху «экономики впечатлений» —  осветила вопросы гейминга, дополненной и виртуальной реальности, интернета вещей. Модератор секции, Илья Овчаренко, креативный продюсер медиахолдинга GameShow, рассказал о главном развлекательном тренде нашего времени — индустрии видеоигр. Игровая отрасль в этом году достигла уровня мирового медиа №1, заработав $91 млрд. В России эта цифра составила почти 2 млрд рублей. Игры – это и развлечение, и спорт (ожидается, что рынок киберспорта вырастет до $1 млрд в 2017 г.), в который мировые бренды уже инвестируют баснословные суммы, это полноценная часть жизни, доступная для всех слоев населения. 2016 стал стартовым годом для запуска VR-продуктов в широкую продажу, заработав сразу свыше $2,7 млрд. Среди потенциальных точек роста индустрии эксперты отмечают AR/VR в киноиндустрии, VR-кинотеатры и трансляцию 360 спортивных событий. Отметим также потенциал AR/VR для образовательных кейсов, в индустрии HoReCa, а также развитие технологий, в том числе появление более доступных продуктов. В секции приняли участие эксперты из Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA), компаний Huawei, SPB TV, Vizart, ИРЭ-Полюс, Yandex.Money, РФИ Банк и Ассоциации интернета вещей. Осветили не только тренды и экономику в индустрии AR/VR, но и практические аспекты построения экосистемы, проблемы и решения для доставки VR контента, рассмотрели реальный опыт оперативного создания графического контента для эфира, обратились к вопросам интернета вещей и телекома, определив, что главный источник трафика в телеком сетях – это видео и мультимедийные сервисы. Наконец, закончили финансовыми сервисами и e-commerce для медиа-продуктов.

Название второй секции, посвященной ТМТ, говорит само за себя — «Новые бизнес-модели и подходы в ТМТ индустрии». Модератором выступил Андрей Яценко, генеральный директор, Горсвязь. Спикеры обсудили варианты аутсорсинга и эффективного партнерства в телекоме, а также новые платформы и технологии. Поговорили подробно о плюсах и минусах сотрудничества с подрядчиками для провайдеров, где среди плюсов отмечены автоматизация всего цикла и быстрый запуск сервисных работ по всей РФ. Своим мнением со слушателями поделились представили компаний ООО «Тривон Нетворкс» (Virgin Connect), НПП ЭЛАТ, IPTVPORTAL, SmartLabs, Tvzavr, Смотрешка, Huawei, МегаФон, Elecard, CDNVideo, BroadView Russia, Рэйдикс, Хом-АП.ТВ. Они рассмотрели наиболее эффективные способы решения проблем некрупных региональных операторов, предложив повысить конкурентоспособность за счет сокращения затрат на IPTV-решения, а именно за счет использования партнерских программно-аппаратных продуктов от поставщиков ТМТ-решений, к примеру, готовую к внедрению и работе платформу для предоставления услуг интерактивного ТВ SmartTUBE 5 или других сервисов облачного ТВ с полным набором ТВ и VOD контента для всех платформ и устройств. Разобрали проблемы на рынке видео (оно, к слову, признано драйвером роста доходов и базисным сервисом оператора), которые существуют в России, и пути их решения; а также роль операторского CDN в экосистеме интернет вещания, ведь именно объединение услуг линейного вещания и видео по запросу названо одним из главных трендов мирового телевещания. И конечно, не обошлось без обсуждения правильной монетизации интернет-вещания, которую призвали осуществлять с помощью нового сервиса CDNvideo, позволяющего показывать вместо эфирной интернет-видеорекламу, предоставляемую различными рекламными агрегаторами. Завершили секцию важным докладом о том, как добавить TMT услугу и не потерять абонентов. Разумеется, выходом признано оказание услуг IPTV по агентской схеме через контент-агрегатора.

Еще одним новшеством прошедшей выставки и форума CSTB. Telecom&Media’2017 стал специальный проект OTT.Market / OTT.Future, организованный компанией Мидэкспо и Ассоциацией «Интернет-видео». Этот способ доставки контента стал трендом №1 ушедшего года на телеком рынке, постепенно расширяя экспансию и помогая развивать классические ТВ-сервисы, повышать ARPU операторов и удовлетворить спрос абонентов. На отдельной экспозиции OTT.Market представили все возможности OTT – от услуг до решений. Среди участников – МегаФон, Megogo, Tvzavr, Смотрешка / LifeStream, Okko, Tvzavr, CDNvideo, Vintera / HD Media, Майкроимпульс, Ngenix, Skyway, Touch TV, Nag.Ru/24 часа, Ngenix. Здесь же состоялись презентации участников и их технологических решений.

Секция форума ОТТ. Future была посвящена в том числе двум главным нерешенным проблемам рынка – определению ценовой политики и борьбе с пиратством. Модератором секции выступил Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации интернет-видео. Собравшимся удалось показать динамику и тенденции глобального и особенно российского рынка ОТТ видео, который в 2016 году показал внушительный рост.

На площадке форума была презентована прорывная система дистрибуции и монетизации эфирных каналов в ОТТ среде на примере «Первого канала» в сети SPB TV. Презентация прошла при участии заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, Антона Петухова из Национального Рейтингового Агентства и Дмитрия Филиппова из SPB TV. В результате совместной работы показам рекламы обеспечена защита от блокировок  за счет вставки рекламы на стороне сервера, теперь для всех пользовательских устройств будет работать единый механизм замещения, констатирован рост аудитории Первого канала, получающей адресную рекламу, на 6% за счет мобильных устройств одного ОТТ-оператора, осуществлен контроль реализации рекламной возможности телеканала по замещению рекламы; оператор получает Full-HD версию телеканала, транслируется версия, предназначенная специально для ОТТ, а также телеканал получает данные о телесмотрении.

Наконец, подробно был обсужден вопрос внедрения ОТТ (TV и VOD) сервисов операторами ШПД и кабельного телевидения – чего так не хватало всем игрокам рынка. В секции приняли участие аналитики из ТМТ-Консалтинг, J’son & Partners Consulting, TelecomDaily, РАЭК, iKS-Consulting, а также представители Триколор ТВ, НТВ-ПЛЮС, Мегалабс, MEGOGO, Ростелесеть, Комкор, АКТР, Ланта, Майкроимпульс, Билайн, Irdeto, Орион Экспресс, Skyline Communications, Амедиа, IVI, TVZavr, Tele2. 

Другой важной темой, которую рассматривали во второй день, стало развитие спутниковой отрасли в России и мире. Издательство «Телеспутник» совместно с компанией «Мидэкспо» провели секцию «Мультисервисные спутниковые сети и VSAT». Основные игроки искали ответ на вопрос «Как развивать спутниковый рынок?», излагали собственное видение ситуации, предлагали различные варианты решений – технических и маркетинговых, строили прогнозы. Партнерами выступили компании Hughes Network Systems, Intelsat, Newtec, Skyline Communications и «Газпром Космические Системы». Модератором стал Всеволод Колюбакин, редактор направления журнала «Теле-Спутник». Участники: представители ассоциации Global VSAT Forum, компаний Newtec, ОАО «Спутниковое телевидение»,  ГК «Орион», «Телеком-Проект- 5», «Евтелсат Нетворкс».

Представители спутниковых операторов рассказали о собственных сетях широкополосного доступа, обозначили перспективные спутниковые системы для обеспечения ШПД — среднеорбитальную СКИФ и геостационарную компанию «Энергия-Телеком». Обе системы ориентированы на предоставление ШПД по ценам, конкурирующим с наземными сетями радиодоступа. Дополнительное внимание было обращено на защиту частотного ресурса. На всемирной радиоконференции ВАКР-2015 удалось защитить С-диапазон, на следующей — ВАКР-2019 игроки рынка ожидают серьезную борьбу за другие участки радиоспектра.

Во второй части секции приняли участие Андрей Свинцов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, представители Astra Internet, Intelsat, SES, Skyline Communications, ФГУП «Морсвязьспутник», Фонда «Сколково», Информационного Космического Центра «Северная Корона», «Д.К. Орбитал», ФГУП «Космическая связь».  Представитель регулятора, освещая проблему взаимодействия законодательной власти и телеком-бизнеса, сообщил, что специфика сложных отраслей, в которую входит и телеком, остается неизвестной для законотворцов. В этой связи он призвал присутствующих самим проявлять инициативу и обращать внимание депутатов на специфические аспекты развития технологий и сервисов, а главное, как принимаемые законы повлияют на отрасль. Точка зрения основных игроков была единодушной - государство сильно недооценивает роль спутниковых технологий в реализации программы устранения цифрового неравенства. Использование спутниковых технологий для предоставления ШПД в удаленных и труднодоступных районах поможет значительно снизить затраты, плюс основные необходимые инвестиции уже сделаны.

Основным трендом развития VSAT-индустрии участники назвали появление на рынке многолучевых спутников высокой пропускной способности HTS. Данная технология позволяет в разы снизить стоимость спутникового ресурса, что делает услугу более доступной. Провайдеры отметили, что большее внимание следует уделять системам коллективного доступа. Там, где актуальна VSAT-технология, как правило, низка покупательная способность населения. В целом, за день работы секции были подняты все наиболее актуальные вопросы российского спутникового рынка. Общее мнение игроков таково, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, VSAT-рынок будет расти. Основными факторами роста рынка станут внедрение технологий, которые помогут использовать спутниковый ресурс с максимальной эффективностью и способствовать снижению абонентских тарифов.  

Первая часть Форума региональных операторов была посвящена будничным и насущным вопросам: каково быть маленькими на фоне братьев из большой 20-ки, как операторам продвигать собственный канал, какие рычаги маркетинговых стратегий можно задействовать и о чем вещать операторам с аудиторией меньше 100 000. Наконец, была подробно разобрана тема подключения must carry каналов для региональных операторов. Модераторы: Яна Бельская, главный редактор, интернет-портал "Кабельщик" и Олег Грищенко, президент, Ассоциация РОСТЕЛЕСЕТЬ. Приняли участие представители ТелекомБелМедиа, БелБизнесЧенел, Смотрешка, Первый ТВЧ, Амедиа, Контакт, Ред Медиа, Viasat.

Во второй части Форума региональных операторов серьезное внимание было уделено практике работы с АС «Ревизор». Техническим комитетом ассоциации Ростелесеть были озвучены найденные уязвимости, способные привести к доступу пользователей к заблокированным по решению Роскомнадзора сайтам. Вторым важным моментом является высокая стоимость оборудования для блокировки запрещенных сайтов, которая препятствует  его установке операторами малого и сверхмалого сегментов рынка, что фактически выводит их в нелегальную зону предоставления услуг. Были поводы и для гордости региональщики делились успешным опытом развития бизнеса, в том числе, контакт-центров в регионах, полным спектром аутсорсинговых услуг и ростом партнерских сетей в 2016 году. Главная боль региональных операторов – недостаток информации по рынку и нехватка опыта коллег из других регионов. Решение вопроса необходимости краудфандинга и площадок для обмена опытом  незамедлительно предложила ассоциация Ростелесеть. Приведенный пример передачи команд разработчиков на Cisco компаниям-партнерам и практики экономии  расходов компаниями-участниками ассоциации должны были продемонстрировать участникам плюсы вхождения в ассоциацию. Также в секции приняли участие представители Омега г. Екатеринбург, Уфанет, Телемир г. Липецк, Норси-Транс, Реал г. Астрахань.

Третий день деловой программы был полностью посвящен практике. В течение 5,5 часов Яна Бельская, главный редактор интернет-портала Кабельщик, и Регина Юркина, генеральный директор Медиабренд, выступали модераторами практической конференции «Мастерство создания и продвижения нишевого канала». Участники секции: представители Медит Профи; DSS Lab, Консорциум «3i Technologies»; SDI Media Russia; ООО «Студия Кириллица»;  Амедиа; Пятница, а также независимые эксперты. В новейших реалиях рынка главной маркетинговой ценностью платных каналов в мультимедийной среде становится позиционирование. Для создания личного причастного отношения зрителя идеально подходят инструменты на стыке офлайн и digital продвижения, которые могут быть использованы каналами при грамотной маркетинговой стратегии. Посещаемость интернет ресурсов во много раз превосходит показатели смотрения телеканалов – ТВ пока лидирует только как способ доставки новостей. Ситуация изменилась настолько, что теперь уже телеканалы стремятся заручиться партнерством с крупными интернет площадками. Яна Бельская: «Сегодня digital технологии позволяют филигранно таргетироваться. Дерево репостов с сайта vk.сom всегда производит большое впечатление на телевизионных директоров по маркетингу. Практически сразу видно, насколько хорош ролик, попал ли в ожидания вашей целевой аудитории, как разошелся по репостам. И именно поэтому доскональное знание целевой аудитории сегодня не менее важно, чем сильное позиционирование вашего бренда». Если речь идет о представительстве телеканала в сети, то на первый план выходит грамотная агрегация контента: удобство поиска, мобильные приложения, big data и fb-приложение. Все вместе позволяет отслеживать и контролировать момент коммерческой эффективности маркетинга, который сейчас стал важен как никогда. Итак, самое главное, что нужно выделить – позиционирование, продвижение на стыке офлайн и онлайн, персонификация и удобство поиска в сети, и, конечно, качественный контент, интересный целевой аудитории.  

Что касается последнего, представители продакшен-студий поделились проблемой переработки иностранного контента для российского рынка. Главной сложностью является нехватка квалифицированных кадров, каждый специалист аудиопродакшена в буквальном смысле на вес золота и выращивается «с нуля» в стенах студии перевода. Дополнительные сложности, которые не всегда удается обойти – это соответствие локализации аудитории, например, дети в США привыкли к отличному от российских детей стилю общения и жаргонистики. Тонкости перевода также могут быть связаны с исторической правдой, нравами и традициями страны проката. Нередки случаи отказа больших компаний от перевода некоторых анимационных и кинофильмов. Эти и другие слагаемые только увеличивают стоимость проката адаптированного контента.     

Риски, с которыми сталкивается сфера телеком и медиа и как их минимизировать, правовое регулирование рекламы в Интернете – эти темы затронули специалисты на секции «Юридические консультации. Законодательство в области телекома и медиа». Ведущей по традиции выступила Елена Гультяева, директор юридического департамента «АКАДО Телеком», советник по юридическим вопросам, АКТР. Здесь обсуждались разнообразные вопросы деятельности участников телекоммуникационного рынка. Эксперты в своих выступлениях затронули проблемные правовые вопросы отрасли, возникшие в последние годы, предложили рекомендации сообществу по их разрешению. В секции приняли участие представители юридических компаний Semenov&Pevzner, Capital Legal Services, Пепеляев Групп, Dentons, Катков и Партнёры и адвокатского бюро MGAP.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.