Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Екатерина ШЛЫК | 19 апреля 2017 |
Россияне встали на цифровой путь
Аналитический департамент Sberbank CIB выпустил первый «Цифровой индекс Иванова». Значение усредненного показателя "цифровизации" жизни россиян составило 51%.
Аналитики Сбербанка в партнерстве с Kantar TNS оценили проникновение цифровых технологий в жизнь условных "Ивановых" (среднестатистических россиян в возрасте от 14 до 65+ лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек) по пяти параметрам: доступ в интернет, человеческий капитал (наличие знаний и опыта, необходимых для использования цифровых технологий), пользование интернетом, коммерческие сервисы и электронное правительство.Электронное правительство - в авангарде
Самое высокое значение в индексе - у блока «электронное правительство» (61%). По мнению разработчиков индекса, это говорит о том, что усилия, предпринимаемые в области развития государственных онлайн-услуг, не пропали даром. Несмотря на то, что перечень электронных госуслуг не так велик, как в более развитых странах, он вполне достаточен для решения основных вопросов (оплата услуг и налогов, подача заявлений, и т.д.).
Светлана Суханова, старший аналитик, директор Sberbank SIB, одна из создателей отчета, отмечает, что все показатели данного блока имеют нормированное значение выше 55%, что свидетельствует о том, что общий уровень онлайн-услуг в стране весьма высок и равномерен. В целом по стране 49% людей (или 58% интернет-пользователей) получали госуслуги через интернет.
Однако, обращает на себя внимание неравномерное распределение пользованием электронных госуслуг по округам. Если в Центральном ФО проникновение электронных госуслуг составляет 56%, то в Южном ФО этот показатель составляет 40%, а в Северо-Кавказском - и вовсе 31%. Именно развитие услуг в "отстающих" округах аналитики называют точкой роста для этого сегмента.
Доступ в Сеть: фиксированный интернет пока в лидерах
Второе максимальное значение в индексе - у блока «доступ в интернет» - 58%. Это говорит о том, что у большинства "ивановых" есть технические и финансовые возможности для пользования цифровыми услугами через Сеть.
По данным, полученным в результате опроса, на настоящий момент 85% "ивановых" пользуются интернетом (проникновение интернета в стране по данным МСЭ на 2015 год составляло 70%), при этом перевес явно на стороне проводного интернета - ему отдают предпочтение 76% опрошенных, в то время как мобильным интернетом пользуются 63%, а 54% используют оба вида.
Ожидаемо, наибольшее проникновение интернета наблюдается среди 14-34-летних россиян (98%), они же активнее других пользуются мобильным интернетом.
По словам С. Сухановой, если сравнивать проникновение интернета в России и в экономически развитых странах, то отставание очень заметно - проникновение интернета в Великобритании, лидирующей по этому показателю, составляет 92%, в Японии - 91%, в Южной Корее - 90%.
Также очень заметно отставание по уровню прониковения смартфонов. Если в России этот параметр, по данным GSMA, составляет 53%, то у лидера - Сингапура - проникновение смартфонов составляет 83%, в Гонконге - 81%, в Австралии и Южной Корее - 80%.
Что касается скорости мобильного и фиксированного интернета, то она также серьезно уступает таковой в странах-лидерах (это Южная Корея со скоростью порядка 27 Мбит/c в оласти фиксированного интернета и Великобритания со скоростью 24 Мбит/c в области мобильного интернета, у России эти параметры 12 и 10 Мбит/c соотвественно), но при этом скорость и мобильного, и фиксированного доступа в Росссии все равно заметно выше среднемировой.
Ожидаемая точка роста в этом блоке - развитие мобильного интернета, которое непременно будет происходить вместе с увеличением распространения смартфонов.
В общении пока побеждает офлайн
Блок «человеческий капитал» имеет нормированное зачение 45%. Наибольший вклад в этот показатель вносит такой параметр как "среднесуточное пользование интернетом" - "ивановы" выходят в Сеть все чаще и остаются там все дольше. Здесь также пока заметна ведущая роль фиксированного интернета (нормированное значение 67% простив 33% у мобильного интернета), однако интенсивность пользования фиксированными и мобильным интерентом, по полученным данным, довольно близка - 86% и 82% соотвественно, что подтверждает возрастающую роль мобильного интернета в жизни среднего россиянина.
Интересен параметр соотношения онлайн- и офлайн-активностей. Его нормированное значение в блоке составляет 40% - все еще значительная часть россиян общается с друзьями, читает новости и совершает покупки в офлайне. Но не стоит обольщаться, говорят аналитики. Это значит лишь то, что имено этот сегмент будет меняться особенно активно в ближайшем будущем.
В целом, по данным Sberbank SIB, лишь 26% российских интернет-пользователей можно назвать "продвинутыми" - они не реже раза в неделю публикуют посты и заметки в блогах и соцсетях, активно делятся информацией (тексты, музыка, фото, видео и т.д.). Порядка 43% пользователей делают это не реже раза в месяц. Однако, например, в Бразилии сетевая активность намного более выражена: свыше 70% пользователей в стране активно делятся музыкой, видеороликами и фотографиями и порядка 40% ведут блоги или пишут статьи. Так что в этом направлении российским пользователям есть куда расти.
Интересен тренд по "перетеканию" активности из офлайн-среды в онлайн. Так, почти целиком "ушел" в сеть поиск информации - больше 60% людей предпочитают "гуглить", а не листать справочники. Примерно равное соотношение у тех, кто предпочитает онлайн и офлайн в таких областях как просмотр новостей и чтение газет и журналов, а вот покупка непродовольственных товаров, заказ такси и общение с друзьями пока в явных офлайн-лидерах - большинство опрошенных приедпочитают делать это "в реале".
Поиск и e-mail - лидеры интернет-сервисов
Как показывают данные блока "пользование интернетом", на сегодня проникновение чтения в онлайне газет и журналов соствляет 64%, нормированное значение показателя - 54%. Однако, самые распространеные сетевые активности - это поиск (78% "ивановых" и 92% интернет-пользователей), использование электронной почты (нормированное значение 69%) и социальных стетей (57%). При этом мессенджеры в России пока занимают долю в скромные 27% (при этом 47% используют их только на мобильных устройствах). По даным Kantar TNS, распространенность мессенджеров в той или иной стране больше связана не с благосостоянием населения или его интернет-грамотностью, а с культурными и специфическими факторами.
Россияне все охотнее смотрят фильмы и слушают музыку в интернете - этот показатель составляет 51% с тенденцией к росту, причем 63% опрошенных сказали, что предпочитают не скачивать контент.
Финансы в интернете - не для контента
Обращает на себя внимание нежелание россиян платить за контент: за чтение новостей и информационные услуги платили 5% опрошенных, 9% опрошенных платили за скачивание мобильных приложений, 15% - за разовое скачивание музыки, фильма или сериала. Доля россиян, которые платят за видео- или музыкальные стриминговые сервисы не превышает 6%. При этом в Швеции - родине Spotify - таких пользователей 47%, а минимальный показатель - у Венгрии (3%).
Как можно заметить, оплата контента не входит в число наиболее популярных коммерческих интернет-сервисов. Лидерами среди таких услуг аналитики называют мобильный и онлайн-банкинг (63% опрошенных пользователей пользуются ими не реже раза в месяц), а также покупку товаров и услуг онлайн - за последний год покупки в интернете совершали 66% пользователей, что сопоставимо с уровнем развитых стран, а 23% покупают и продают в интернете не реже раза в месяц.
В целом, отмечают создатели индекса, сейчас можно наблюдать переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь "ивановых": с одной стороны, уже многие из них имеют техническую возможность и компьютерную грамотность, попробовали те или иные цифровые услуги и пользуются ими, с другой – все еще есть большой потенциал роста и проникновения технологий.
Александр Базаров, член Правления, старший вице-президент Сбербанка, соруководитель Sberbank CIB, отметил, что Запуск нового digital-ориентированного продукта Sberbank Investment Research отражает растущую роль сектора “новой экономики”». Задача исследования, которое будет проводиться регулярно, - определить место России в мире по отношению к цифровым технологиям, проследить за динамикой развития и найти точки роста для различных индустрий.
По словам Базарова, показатель цифровизации 51%, полученный в первом исследовании, очень символичен. Он показывает, что впереди еще очень длинный путь, но при этом "контрольный пакет" уже принадлежит будущему.
Цифровой индекс Иванова разработан в дополнение к популярному и широко используемому Потребительскому индексу Иванова и призван оценивать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян. Индекс разрабатывался с учетом глобальных индексов цифровизации и инноваций и запускался в партнерстве с Kantar TNS. В соответствии с лучшими мировыми практиками индекс определяется для всего населения, а не только для активных пользователей интернета. За основу взяты данные телефонного опроса около 2400 респондентов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Читайте также:
Экономический эффект Сбера от сотрудничества с исследовательскими центрами ИИ превысил 1 млрд руб.
Сбер готов интегрировать свои сервисы в мультимедийную систему автомобилей Lada
МТС отключила сеть 3G в диапазоне 2100 МГц внутри ЦКАД
Казахстан экспортировал IT-решения в области развития электронного правительства в Таджикистан
Сбер и Сеченовский университет будут вместе разрабатывать цифровые медицинские технологии
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.