Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 19 апреля 2017

Россияне встали на цифровой путь

Аналитический департамент Sberbank CIB выпустил первый «Цифровой индекс Иванова». Значение усредненного показателя "цифровизации" жизни россиян составило 51%.

Аналитики Сбербанка в партнерстве с Kantar TNS оценили проникновение цифровых технологий в жизнь условных "Ивановых" (среднестатистических россиян в возрасте от 14 до 65+ лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек) по пяти параметрам: доступ в интернет, человеческий капитал (наличие знаний и опыта, необходимых для использования цифровых технологий), пользование интернетом, коммерческие сервисы и электронное правительство.

Электронное правительство - в авангарде
 
Россияне встали на цифровой путьСамое высокое значение в индексе - у блока «электронное правительство» (61%). По мнению разработчиков индекса, это говорит о том, что усилия, предпринимаемые в области развития государственных онлайн-услуг, не пропали даром. Несмотря на то, что перечень электронных госуслуг не так велик, как в более развитых странах, он вполне достаточен для решения основных вопросов (оплата услуг и налогов, подача заявлений, и т.д.).

Светлана Суханова, старший аналитик, директор Sberbank SIB, одна из создателей отчета, отмечает, что все показатели данного блока имеют нормированное значение выше 55%, что свидетельствует о том, что общий уровень онлайн-услуг в стране весьма высок и равномерен. В целом по стране 49% людей (или 58% интернет-пользователей) получали госуслуги через интернет.

Однако, обращает на себя внимание неравномерное распределение пользованием электронных госуслуг по округам. Если в Центральном ФО проникновение электронных госуслуг составляет 56%, то в Южном ФО этот показатель составляет 40%, а в Северо-Кавказском - и вовсе 31%. Именно развитие услуг в "отстающих" округах аналитики называют точкой роста для этого сегмента.

Доступ в Сеть: фиксированный интернет пока в лидерах

Второе максимальное значение в индексе - у блока «доступ в интернет»  - 58%. Это говорит о том, что у большинства "ивановых" есть технические и финансовые возможности для пользования цифровыми услугами через Сеть.

По данным, полученным в результате опроса, на настоящий момент 85% "ивановых" пользуются интернетом (проникновение интернета в стране по данным МСЭ на 2015 год составляло 70%), при этом перевес явно на стороне проводного интернета  - ему отдают предпочтение 76% опрошенных, в то время как мобильным интернетом пользуются 63%, а 54% используют оба вида.

Ожидаемо, наибольшее проникновение интернета наблюдается среди 14-34-летних россиян (98%), они же активнее других пользуются мобильным интернетом.

По словам С. Сухановой, если сравнивать проникновение интернета в России и в экономически развитых странах, то отставание очень заметно - проникновение интернета в Великобритании, лидирующей по этому показателю, составляет 92%, в Японии - 91%, в Южной Корее - 90%.

Также очень заметно отставание по уровню прониковения смартфонов. Если в России этот параметр, по данным GSMA, составляет 53%, то у лидера - Сингапура - проникновение смартфонов составляет 83%, в Гонконге - 81%, в Австралии и Южной Корее - 80%.

Что касается скорости мобильного и фиксированного интернета, то она также серьезно уступает таковой в странах-лидерах (это Южная Корея со скоростью порядка 27 Мбит/c в оласти фиксированного интернета и Великобритания со скоростью 24 Мбит/c в области  мобильного интернета, у России эти параметры 12 и 10 Мбит/c соотвественно), но при этом скорость и мобильного, и фиксированного доступа в Росссии все равно заметно выше среднемировой.

Ожидаемая точка роста в этом блоке - развитие мобильного интернета, которое непременно будет происходить вместе с увеличением распространения смартфонов.

В общении пока побеждает офлайн

Блок «человеческий капитал»  имеет нормированное зачение 45%. Наибольший вклад в этот показатель вносит такой параметр как "среднесуточное пользование интернетом" - "ивановы" выходят в Сеть все чаще и остаются там все дольше. Здесь также пока заметна ведущая роль фиксированного интернета (нормированное значение 67% простив 33% у мобильного интернета), однако интенсивность пользования фиксированными и мобильным интерентом, по полученным данным, довольно близка - 86% и 82% соотвественно, что подтверждает возрастающую роль мобильного интернета в жизни среднего россиянина.

Интересен параметр соотношения онлайн- и офлайн-активностей. Его нормированное значение в блоке составляет 40% - все еще значительная часть  россиян общается с друзьями, читает новости и совершает покупки в офлайне. Но не стоит обольщаться, говорят аналитики. Это значит лишь то, что имено этот сегмент будет меняться особенно активно в ближайшем будущем.

В целом, по данным Sberbank SIB, лишь 26% российских интернет-пользователей можно назвать "продвинутыми" - они не реже раза в неделю публикуют посты и заметки в блогах и соцсетях, активно делятся информацией (тексты, музыка, фото, видео и т.д.). Порядка 43% пользователей делают это не реже раза в месяц. Однако, например, в Бразилии сетевая активность намного более выражена: свыше 70% пользователей в стране активно делятся музыкой, видеороликами и фотографиями и порядка 40% ведут блоги или пишут статьи. Так что в этом направлении российским пользователям есть куда расти.

Интересен тренд по "перетеканию" активности из офлайн-среды в онлайн. Так, почти целиком "ушел" в сеть поиск информации - больше 60% людей предпочитают "гуглить", а не листать справочники. Примерно равное соотношение у тех, кто предпочитает онлайн и офлайн в таких областях как просмотр новостей и чтение газет и журналов, а вот покупка непродовольственных товаров, заказ такси и общение с друзьями пока в явных офлайн-лидерах - большинство опрошенных приедпочитают делать это "в реале".

Поиск и e-mail - лидеры интернет-сервисов

Как показывают данные блока "пользование интернетом", на сегодня проникновение чтения в онлайне газет и журналов соствляет 64%, нормированное значение показателя - 54%. Однако, самые распространеные сетевые активности - это поиск (78% "ивановых" и 92% интернет-пользователей), использование электронной почты (нормированное значение 69%) и социальных стетей (57%). При этом мессенджеры в России пока занимают долю в скромные 27% (при этом 47% используют их только на мобильных устройствах). По даным Kantar TNS, распространенность мессенджеров в той или иной стране больше связана не с благосостоянием населения или его интернет-грамотностью, а с культурными и специфическими факторами.

Россияне все охотнее смотрят фильмы и слушают музыку в интернете - этот показатель составляет 51% с тенденцией к росту, причем 63% опрошенных сказали, что предпочитают не скачивать контент.

Финансы в интернете - не для контента

Обращает на себя внимание нежелание россиян платить за контент: за чтение новостей и информационные услуги платили  5% опрошенных, 9% опрошенных платили за скачивание мобильных приложений, 15% - за разовое скачивание музыки, фильма или сериала. Доля россиян, которые платят за видео- или музыкальные стриминговые сервисы не превышает 6%. При этом в Швеции - родине Spotify - таких пользователей 47%, а минимальный показатель - у Венгрии (3%).

Как можно заметить, оплата контента не входит в число наиболее популярных коммерческих интернет-сервисов. Лидерами среди таких услуг аналитики называют мобильный и онлайн-банкинг (63% опрошенных пользователей пользуются ими не реже раза в месяц), а также покупку товаров и услуг онлайн - за последний год покупки в интернете совершали 66% пользователей, что сопоставимо с уровнем развитых стран, а 23% покупают и продают в интернете не реже раза в месяц.

В целом, отмечают создатели индекса, сейчас можно наблюдать переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь "ивановых": с одной стороны, уже многие из них имеют техническую возможность и компьютерную грамотность, попробовали те или иные цифровые услуги и пользуются ими, с другой – все еще есть большой потенциал роста и проникновения технологий.

Александр Базаров, член Правления, старший вице-президент Сбербанка, соруководитель Sberbank CIB, отметил, что Запуск нового digital-ориентированного продукта Sberbank Investment Research отражает растущую роль сектора “новой экономики”». Задача исследования, которое будет проводиться регулярно, - определить место России в мире по отношению к цифровым технологиям, проследить за динамикой развития и найти точки роста для различных индустрий.

По словам Базарова, показатель цифровизации 51%, полученный в первом исследовании, очень символичен. Он показывает, что впереди еще очень длинный путь, но при этом "контрольный пакет" уже принадлежит будущему.

Цифровой индекс Иванова разработан в дополнение к популярному и широко используемому Потребительскому индексу Иванова и призван оценивать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян. Индекс разрабатывался с учетом глобальных индексов цифровизации и инноваций и запускался в партнерстве с Kantar TNS. В соответствии с лучшими мировыми практиками индекс определяется для всего населения, а не только для активных пользователей интернета. За основу взяты данные телефонного опроса около 2400 респондентов.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.