Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Россия идет к цифровой экономике

04 мая 2017

Достижение целей цифровой экономики путем развития услуг связи, устарнения цифрового неравенства, доступности электронных услуг и всеобщей информатизации в Минкомсвязи называют главной стратегической задачей на ближайшие годы.

 Состоялась годовая расширенная коллегия Минкомсвязи России. В мероприятии приняли участие более 300 представителей органов государственной власти, субъектов РФ и руководителей инфокоммуникационной отрасли. С отчетным докладом об итогах работы в 2016 году и предстоящих задачах на ближайшую перспективу выступил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.

О связи
 
Глава Минкомсвязи начал доклад с ситуации в отрасли связи, без которой  невыполнима задача формирования цифровой экономики. "Безусловно, с учетом территории Российской Федерации именно связь является самой базовой инфраструктурной задачей", - заметил министр.
 
Современная технология связи четвертого поколения LTE уже доступна на территории, где проживает 70% россиян. Доступность услуг широкополосного доступа по итогам 2016 года тоже превысила 70%. К 2024 году, в рамках совместной работы с компанией “Ростелеком” по устранению цифрового неравенства, должен быть достигнут уровень доступности современных услуг связи на уровне 97% населения.
 
"Такое стремительное распространение современных услуг связи в нашей стране было отмечено не только с точки зрения их фактической доступности и возможности их оказания в той или иной местности, в том или ином населенном пункте, но и доступности с точки зрения низкого уровня цен. Это исследование Всемирного экономического форума, где Российская Федерация по уровню цен на мобильный интернет и сотовую связь заняла второе место в мире после Гонконга, территория которого сопоставима с Москвой и который по населению меньше Москвы более чем в два раза", - заявил Николай Никифоров.
 
Сейчас Россия занимает 10 место по уровню цен на услуги широкополосного доступа в интернет. Также сохраняются привлекательные цены на мобильную связь при значительном улучшении ее качества.
 
Министр отметил "поступательное движение" Российской Федерации в “Индексе готовности к сетевому обществу”. С 2012 года по 2016 год Россия продвинулась в рейтинге на 15 мест и занимает сейчас 41-е место.
 
Говоря об устранении цифрового неравенства, Н. Никифоров сказал, что на данный момент построено почти 35 тысяч км волоконно-оптических линий связи, в 71 субъекте Российской Федерации идут работы. Подписаны отдельные соглашения, где прямо упомянуты конкретные населенные пункты, уже с 42 субъектами РФ. Глава Минкомсвязи призвал представителей органов власти, ответственных за развитие связи в субъектах РФ,  завершить подписание этих соглашений для того, чтобы пообъектные пункты для проведения работ были понятны на всей территории страны.

В 2012 году, когда начинали реализацию программы, в РФ насчитывалось 32 населенных пункта с численностью населения более 10 тысяч жителей каждый, в который не приходила волоконно-оптическая линия связи. Из 32 сегодня осталось всего четыре.
 
Важным достижением 2016 года министр назвал тот факт, что возможность использования скоростного интернета получили жители субъектов на Дальнем Востоке. "Я хотел бы упомянуть про известный проект прокладки подводной волоконно-оптической линии связи от Сахалина до Магадана и от Сахалина до Камчатки. Хочу подчеркнуть, что сделано было это в рамках инвестиционной программы компании “Ростелеком”: прямого отдельного финансирования за счет бюджетных средств здесь не осуществлялось", - отметил Никифоров.
 
Продвинулись в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и в арктической зоне. Это отдельное направление работы, связанное с особыми инфраструктурными затратами. Обеспечили универсальными услугами связи 21 населенный пункт в трех субъектах. Это Мурманская область, Ненецкий автономный и Ямало-Ненецкий автономный округа.
 
Всего планируется обеспечить точки доступа в 86 населенных пунктах.
 
Продолжает развиваться гражданская спутниковая группировка. Были заключены новые контракты на производство российских спутников, которые планируется вывести на геостационарную орбиту до 2020 года. В целом группировка гражданских спутников связи РФ сегодня насчитывает 12 аппаратов по линии ФГУП “Космическая связь”, плюс еще четыре принадлежат акционерному обществу “Газпром космические системы”.
 
В области повышения уровня доступности услуг предпринят целый ряд системных нормативных решений, в том числе вопросы, касающиеся совместного использования инфраструктуры связи на территории РФ. В 2016 году приняты поправки в федеральный закон “О связи”, где содержатся принципы совместного использования радиочастот. Это потенциально сокращает издержки операторов, особенно в малых населенных пунктах, где строительство отдельной инфраструктуры для каждого оператора просто экономически нецелесообразно.
 
Одно из приоритетных направлений — развитие современных услуг связи, в том числе связи 4G. Из нововведений, которые получили свой старт в мае 2016 года — сеть связи LTE в диапазоне 450 МГц. Первыми регионами, где такая сеть заработала, стали Тверская и Новгородская области. Считаем, что у этого диапазона также есть определенные серьезные перспективы с учетом особенностей Российской Федерации.
 
Всего по состоянию на февраль 2017 года в России действует более 120 тысяч базовых станций формата LTE.

На заседании Совета по региональной информатизации было рекомендовано субъектам принять специальные нормативные акты, которые подразумевают упрощенный порядок доступа операторов связи к объектам государственной и муниципальной собственности, которых у нас немало. По состоянию на февраль 2017 года такие акты приняты более чем в 50 субъектах Российской Федерации. "Инвестиции операторов не заставляют себя ждать и сразу мы видим серьезную динамику по обеспечению услугами связи новых объектов, новых территорий", - заявил глава Минкомсвязи.
 
Продолжает пользоваться популярностью услуга по переносимости номера. Причем по отношению к 2015 году количество желающих воспользоваться услугой MNP выросло на 42%. "Я считаю, что ни на каких лидирующих позициях в рейтингах Всемирного экономического форума мы не оказались бы, в том числе и без такой функции отмены мобильного рабства", - сказал Никифоров.
 
Продолжается развиите системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Так, 1 мая 2017 года вступили в силу правила определения местонахождения пользовательского оборудования при совершении вызова. Для его реализации было необходимо добиться технологической готовности сетей. Сегодня можно констатировать, что в субъектах, где “Система-112” работает в промышленной эксплуатации, а это — Калужская и Курская области и Республика Татарстан, фактически новые правила уже работают.

Электронное правительство
 
В развитии этого сегмента Минкомсвязи руководствуемся 601-м майским указом Президента РФ, который определил нам ключевую задачу — доля граждан, пользующихся механизмом получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в 2018 году должна достигнуть 70%.
 
Плановая задача на 2016 год составляла 50%. По итогам года этот показатель был немного превышен - среднее значение по стране составило 51,3%, согласно исследованию Росстата. "Но по-прежнему вызывает тревогу достаточно серьезный разброс показателей по целому ряду субъектов", - заявил министр. Если  32 субъекта Российской Федерации достигли планового значения, то 53 субъекта планового значения не достигли.

В двух субъектах РФ - это Республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ - фактически уже досрочно достигнуто плановое значение, на два года ранее обозначенного срока. Но  есть субъекты Федерации, в которых показатель не достигает даже 20%. Это Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкессия и Еврейская автономная область.
 
Работа по переводу услуг в электронный вид и популяризация данного направления, проводится не только с регионами, но и с федеральными органами исполнительной власти. На конец 2016 года 43 ведомства, которые оказывают услуги, утвердили соответствующие ведомственные планы по достижению данного показателя. Причем  99% всего объема федеральных услуг (учитываются факты заявлений граждан) оказываются восемью ведомствами.
 
Каждый второй пользователь российского сегмента интернета зарегистрирован на Едином портале государственных и муниципальных услуг. За прошедший год появилось почти 18 млн новых пользователей. Ежемесячный прирост достигает почти 2,5 млн человек.  На начало мая на портале зарегистрировано 45 млн человек.  В 2016 году заказано 380 млн государственных и муниципальных услуг.  Объем оплат через ЕПГУ превысил 8 млрд рублей, причем только за первый квартал 2017 года оплачено еще более 3,5 млрд рублей.
 
Важным решением, которое способствует популяризации, является и объективное решение о предоставлении своего рода скидки на оплату государственных пошлин в электронном виде, отметил Никифоров. "Сегодня действует понижающий коэффициент — 0,7. Это целый ряд таких популярных направлений, как, например получение загранпаспорта нового образца. Со скидкой это составляет 3,5 тысячи рублей, что на одну тысячу рублей меньше, чем, если пройти все стадии подачи и получения документа в очном формате посещения госорганов".
 
Чтобы отработать технологию предоставления документов в бизнес-структуры в электронном виде, был реализован специальный проект с Пенсионным фондом, который предоставляет целый ряд документов, которые необходимы в том числе для оформления тех или иных кредитных отношений с Банком Российской Федерации.
 
Что касается системы межведомственного электронного взаимодействия, то к ней подключено более 13,5 тысяч участников. Во всех субъектах РФ, включая Крым, созданы и функционируют региональные сегменты. Почти 10 млрд запросов отработано в 2016 году. Доля межведомственного взаимодействия, которое идет именно в электронном виде при предоставлении услуг, составляет почти 92%.

Выполнены все основные мероприятия подпрограмм, выполнено подавляющее большинство запланированных мероприятий, на которые затрачено 99,3% бюджетных средств.
 
Инфраструктура электронного правительства сегодня объединяет все федеральные органы власти, региональные структуры. Поэтому требуется необходимый системно-архитектурный подход к ее дальнейшему развитию. По словам Никифорова, для этого разрабатывается системный проект. Документ содержит описание стратегических целей до 2020 года, причем все это планируется в связке с новым стратегическим документом — программой цифровой экономики, которая будет учитывать и сферу информатизации самих государственных органов. Сейчас идет работа над данной программой.
 
Информатизация
 
Переход на обмен документами в электронном виде в органах госвласти начался в 2012 году. К концу 2016 года 37 федеральных органов власти обеспечили готовность к обмену документами в электронном виде с применением электронной подписи. Пять федеральных органов исполнительной власти обеспечили долю обмена документами в электронном виде, которая превысила 70%.
 
В 2016 году была продолжена работа над единой федеральной межведомственной системой учета контингента обучающихся. В 49 субъектах Федерации были получены специальные субсидии на создание региональных сегментов этой системы. По результатам предоставления субсидий в среднем около 82% обучающихся в 92% образовательных организациях охвачены этой межведомственной системой.
 
Отдельно министр упомянул проект “Безопасные дороги”, реализуемый вместе с Минтрансом, МВД, МЧС и рядом других структур. Отличие этого проекта заключается в том, что мы консолидировали определенные государственные сведения, предоставили их в режиме открытых данных и для представителей интернет-индустрии. В качестве примера хотел бы проинформировать о заключении соответствующего соглашения с компанией “Яндекс”, которая эти данные использует и предоставляет, в том числе, уже широкой интернет-аудитории. "Считаем, что это яркий пример такого сотрудничества, который нужно, безусловно, изучать и тиражировать на иные сферы взаимодействия", - доавил Никифоров.
 
В рамках Евразийского экономического союза создается и развиваетсянациональный сегмент соответствующей информационной системы, которая связывает наши процессы взаимной и внешней электронной торговли.
 
В 2016 году было успешно завершено межгосударственное тестирование информационного взаимодействия национального сегмента Российской Федерации. Сейчас налоговые службы России и Республики Беларусь взаимодействуют друг с другом в рамках пилотного проекта по отслеживанию контрольных идентификационных знаков на предметах одежды и меховых изделиях.
 
18 сентября 2016 года в России состоялись выборы в Государственную думу в единый день голосования. Были обеспечены ставшие уже своего рода традиционными технологии видеонаблюдения за происходящими выборами. Почти 17 тысяч избирательных участков в 17 субъектах Российской Федерации были охвачены данной системой.  В 2018 году аналогичная задача будет реализована и на выборах президента Российской Федерации.
 
В рамках реализации программы “Информационное общество” продолжена разработка стандартов для нормативно-правового регулирования информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов власти.
 
Для повышения уровня информационной безопасности и обеспечения устойчивой работы органов государственной власти утвердили план перехода в 2016–2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения. Сейчас отечественное программное обеспечение тестируют не менее восьми ведомств. Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации, который утверждает требования, предъявляемые к составу и функциональным характеристикам соответствующего программного обеспечения.
 
В 2016 году продолжилась работа по планам информатизации. 87% ведомств, согласовавших планы информатизации, обеспечили предоставление информации в специальной федеральной государственной информационной системе по координации. Более того, организована стыковка этих систем с системой “Электронный бюджет”. "Смысл очень прост: пока план информатизации не согласован, происходит соответствующая блокировка расходования средств непосредственно в бюджетной системе Российской Федерации", - пояснил министр.
 
В целом прошло более 1400 документов по информатизации, 342 документа на сумму 148 млрд рублей первоначально получили отрицательное заключение и дорабатывались. Уже в перспективе это позволило весьма существенно сократить бюджетные затраты на реализацию данных проектов.
 
Реализуется пилотный проект создания единой сети передачи данных, он используется в 14 органов федеральной власти. Общий бюджет на использование сети передачи данных составил 4,2 млрд рублей.
 
Также министр рассказал о переводе на отечественное программное и аппаратное обеспечение сегмента государственной системы “Мир”, которая отвечает за выдачу документов, удостоверяющих личность, в том числе и паспортов граждан РФ, заграничных паспортов. Это крупнейший на сегодня пример реального промышленного использования отечественных процессоров. Речь идет о процессорах “Эльбрус”, которые установлены в более чем 130 серверов. Также в системе используется российское программное обеспечение.
 
"Что касается проектов по информатизации, которые мы реализуем совместно с федеральными органами власти, хотел бы отметить совместную координацию федеральных структур вместе с Советом по региональной информатизации. В нем участвуют вице-губернаторы и профильные ведомства от 85 субъектов РФ. Целый ряд приоритетных проектов получили поддержку с помощью соответствующий субсидий. Это и проект АИС “ЗАГС” и АИС “Охотничий билет”, это связано с популярными госуслугами. В целом на 2017–2019 годы мы выводим в качестве приоритета именно популяризацию получения услуг в электронном виде.
 
Субъекты РФ дополнительно получат порядка 300 млн рублей на каждый год, что, на наш взгляд, позволит привлечь дополнительно более 12 млн граждан к использованию услуг в электронном виде", - отметил Никифоров.
 
На Министерство связи и массовых коммуникаций традиционно возложены задачи по обеспечению базовой ИТ-инфраструктуры Чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, которые пройдут в 2017 и 2018 годах. Ожидается около 800 тысяч зрителей на Кубок конфедераций и больше трех миллионов — на Чемпионат мира, много зарубежных гостей. Для обеспечения ИТ-инфраструктуры Минкомсвязи реализует волоконно-оптические линии связи,причем впервые они будут обеспечивать передачу изображения для вещания, в том числе в формате ультравысокой четкости, целый ряд базовых сервисов, который обеспечивает непосредственное функционирование и проведение самого мероприятия.
 
Также министр отметил проект “Паспорт болельщика”, или FAN ID. Это система идентификации, которая была апробирована и использована на сочинской олимпиаде, но теперь она тиражируется уже на все города, принимающие Чемпионат мира и Кубок конфедераций. Она позволяет упростить процедуру контроля и прохода посетителей мероприятия на входе на объект на стадион за счет проведения всех предварительных проверок и использования соответствующих систем физической и электронной защиты самого паспорта.
 
Нормотворчество
 
Минкомсвязи ведет работу по регулированию облачной квалифицированной электронной подписи. "Есть Постановление Правительства Российской Федерации №1104 от 29 октября 2016 года. Будет проводиться специальный пилотный проект, мы считаем, что он важен в целом для популяризации и продвижения данной технологии уже в широкий бизнес-оборот, оборот гражданских лиц. Продолжим в 2017 году развивать это так называемое единое пространство доверия", - рассказал Никифоров.

Также он остановился напроекте ГИС ЖКХ, который является сегодня одной из крупнейших в РФ государственных информационных систем. "Цель его очень проста — сделать так, чтобы каждый гражданин по каждому домохозяйству мог получить всю информацию обо всем перечне оказываемых услуг, тарифах начислениях. Обо всем спектре взаимоотношений гражданина, управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций", - пояснил министр.  Система введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года. Поступает информация из федеральных и региональных информационных систем. Зарегистрировано уже 74 тысячи организаций в сфере ЖКХ, в том числе 75% товариществ собственников жилья, 88% ресурсоснабжающих организаций.
 
В 2017 году вступает в силу целый ряд норм закона, который, в том числе, определяет обязанность предоставления данной информации, а с 1 января 2018 года — в том числе ответственность за ее непредоставление. В этой области уже наметились регионы-лидеры. Это Белгородская, Мурманская и Тульская области, Республики Калмыкия и Хакасия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра.
 
Рассказал Никифоров и о системе “Независимый регистратор”. На основе этой системы, которая независимым образом протоколирует то, что происходило на электронных площадках, появляется возможность проанализировать и отследить цепочку событий, в случае возникновения тех или иных споров. Речь идет о миллиардах, даже триллионах рублей. Более 870 запросов к “Независимому регистратору” позволили расследовать те или иные дела на площадке Федеральной антимонопольной службы.
 
Одно из приоритетных направлений работы министерства — развитие отрасли информационных технологий. Самым ярким событием 2016 года стал реестр отечественного программного обеспечения. В реестр включены сведения о более чем 3300 российских программных продуктах от более чем тысячи отечественных компаний-разработчиков.  Включает их в реестр специальный Экспертный совет.
 
На регулярной основе проводится мониторинг госзакупок, видно, какими серьезными темпами растет доля отечественного ПО в закупке федеральных и региональных структур, в том числе и в закупке работ. "Мы прекрасно понимаем, что очень часто закупается не просто лицензия на тот или иной программный продукт, а закупаются некие комплексные работы", - отметил Никифоров.
 
Отдельно министр рассказал о решении продлить до 2023 года льготы по страховым взносам, принятом президентом. Это наиболее критичный и чувствительный параметр для российских ИТ-компаний и политическая поддержка крайне важна для того, чтобы российская ИТ-индустрия продолжала активно развиваться.  Сегодня уже более 6,9 тысяч компаний получили соответствующую аккредитацию и многие из них активно применяют данную льготу. Предоставление льгот, на самом деле, ведет к увеличению взносов в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды.
 
Комплексная программа по созданию технопарков в Российской Федерации продолжалась более семи лет. Созданы 12 технопарков в десяти субъектах Российской Федерации. В  2016 году насчитывалось суммарно 987 компаний-резидентов, 17,5 тысяч рабочих мест, более 63 млрд рублей годовой выручки в этих компаниях.
 
Пока сохраняется дефицит кадров в ИТ-отрасли, поэтому госзаказ на подготовку ИТ-специалистов увеличивается. Благодаря совместной работе с Минобрнауки количество ИТ-специалистов с 2014 года по 2016 год выросло более чем на 70%: с 25 тысяч до более чем 42,5 тысяч.

Учрежден специальный Российский фонд развития информационных технологий. Цель — создать быстрые и доступные инструменты прямого действия по поддержке наших разработчиков и субсидиями на разработку системного программного обеспечения и, возможно, в случае принятия соответствующих финансовых решений, технологий, так называемых льготных займов для проектов импортозамещения и поддержки экспорта.
 
"Мы выполнили все поставленные перед нами публичные цели в сферах медиа и интернет-экономики на 2016 год", - отметил Никифоров. Благодаря комбинации цифрового эфирного телевидения, спутников, кабельного телевидения, IPTV, так называемых ОТТ-сервисов практически все население РФ сегодня имеет техническую возможность принимать 20 и более телеканалов в цифровом качестве.
 
Отдельно возможность принимать каналы первого мультиплекса имеют 94% населения, второго мультиплекса — почти 65% населения. 40 млн из 52 млн домохозяйств являются абонентами платного телевидения, где доступны уже на выбор клиента те или иные услуги премиального сегмента.
 
В продукции каналов первого мультиплекса, которые у нас имеют особый статус обязательных, общероссийских, общедоступных, продолжает увеличиваться доля детских, юношеских и образовательных программ. В 2016 году она достигла 21%, по сравнению с 2013 годом было лишь 14,8%.

Рунет
 
Объем экономики Рунета в 2016 году составил почти 1,6 трлн рублей. В целом объем отраслей, зависимых от интернета, которые используют инфраструктуру цифровой экономики для своего экономического развития и оказания услуг, составляет 19% от общего ВВП страны.
 
Аудитория российского интернета в 2016 году достигла 86,7 млн человек. При этом почти 66 млн человек выходят в сеть с мобильных устройств.
 
Продажи онлайн-видео в интернете выросли за год на 20%, музыки — на 20%, игр — на 14%, электронных книг — на 43%. Считаем, что это тоже комбинация с одной стороны мер поддержки и популяризация, с другой стороны — определенных ограничений, которые вводятся в наше законодательство. В том числе, вводится ответственность.
 
Уровень медиаграмотности в стране достиг 35%, увеличившись на 5% по сравнению с прошлым годом.

“Почта России”
 
В 2016 году выделено более восьми млрд рублей на увеличение зарплаты сотрудников. Рост заработной платы составил 11%. Это значительно превышает темпы инфляции. Рост заработной платы “Почты Крыма” — это отдельный ФГУП — достиг 23,2 тысяч рублей, что на 27,7% выше показателя 2015 года. 

Важна динамика, с которой реализуется проект “Почта Банка”. За оказание банковских услуг в почтовых отделениях поступил инфраструктурный платеж в размере 750 млн рублей. Причем, темп поступления инфраструктурного платежа от “Почта Банка” в “Почту России” каждый год будет значительно увеличиваться по мере открытия соответствующей сети отделений.

За 2016 год почти семь тысяч окон обслуживания "Почта банка" открылись в 5,5 тыс. отделений. Субъекты РФ очень позитивно воспринимают проект, потому что банковские услуги приходят в населенные пункты, где уже закрылись все банки или их никогда не было. Получение банковских услуг связано с тем, что зачастую нужно добираться до райцентра и часто это сотни километров.

В целом объем инфраструктурного платежа до 2023 года от “Почта Банка” в “Почту России” составит не менее 47 млрд рублей. Плюс это еще будет и половина дивидендов от “Почта Банка” “Почте России” как от соответствующего акционера. Таким образом, это в том числе и задача по поиску альтернативных источников финансирования проводимых реформ на “Почте России”, которая никакой поддержки из бюджета РФ, никаких видов субсидий не получает.
 
Обработка международных почтовых отправлений выросла по сравнению с 2012 годом более, чем в десять раз. "Все это было бы невозможно без динамичного развития инфраструктуры логистических сортировочных центров, собственного авиапарка. 

Идет борба с так называемой “серой почтой”. Принят целый ряд дополнительных норм правового регулирования. Отдельный приказ №368 утвержден в 2016 году, который определяет порядок применения франкировальных машин. Необходимо также навести порядок и со знаками почтовой оплаты. Это способно обелить рынок, исчисляемый миллиардами рублей. Эти средства также пойдут на совершенствование инфраструктуры “Почты России” и повышение заработной платы сотрудникам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.