Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли
Николай НОСОВ 05 мая 2017

Облака снижают стоимость лицензирования

Предприятия покупают меньше лицензий, чем в реальности используют. На покупке дополнительных лицензий можно сэкономить от 8 до 22%, применяя приложения из облака.

Годы вступления в ВТО не прошли даром. В России стали покупать лицензионное ПО. При этом появились новые проблемы: нужно вести учет лицензий, контролировать использование и докупать необходимое количество при расширении производства. А с этим справляются далеко не все. Согласно данным исследования Softline, среднее российское предприятие должно потратить 72 тыс. рублей из расчета на каждый сервер и около 4,5 тыс. рублей – на каждую рабочую станцию, чтобы довести уровень лицензионного соответствия по базовому ПО до европейских показателей.

Исследование, инициированное департаментом бизнес-консалтинга группы компаний Softline, охватило более 100 компаний разных масштабов бизнеса и разных форм собственности, принимавших участие в проектах Microsoft SAM Service. При подсчетах учитывалось как серверное ПО (операционные системы, системы виртуализации, серверные приложения и базы данных), так и ПО для рабочих компьютеров (операционные системы и офисные пакеты). За идеал принимался уровень лицензионного соответствия равный 72% – именно такой уровень, согласно исследованию BSA Global Software Survey, является средним по Европе. Данные обрабатывались обезличенно.

Меньше всего на долицензирование нужно потратить ритейлерам (около 35 тыс. рублей на каждый сервер и 4 тыс. рублей – на офисный компьютер), а больше всего – промышленным предприятиям (на один сервер нужно потратить 88,5 тыс. рублей, а на один рабочий ПК – 4 тысячи). Есть проблемы и в области образования (на долицензирование одного сервера нужно потратить 75,4 тыс. рублей, а на один ПК – 3,2 тыс. рублей). Это объясняется отсутствием специалистов по закупке и списанию ПО, а также отношением в академической среде к программам, как к совместно создаваемой интеллектуальной собственности, которой принято делиться, не задумываясь о правовых аспектах применения.

Павел Пучков, Владимир Разуваев, Илья Панкратов

Эксперты Softline объясняют более благополучную картину в ритейле тем, что ИТ-инфраструктуры федеральных торговых сетей централизованы и за ними хорошо следят – в том числе за лицензионным соответствием установленного ПО в дата-центрах. Ошибки в выборе неоптимального стандартного решения для одного магазина умножаются на число этих магазинов. Кроме того, в России довольно много торговых сетей с иностранными корнями, которые привнесли на российский рынок лучшие практики управления программными активами.

Чтобы нормализовать ситуацию с лицензиями, организациям нужно провести учет существующих программных активов и наладить контроль их использования. Если количество пользователей меньше сотни, то учет можно вести вручную. В противном случае будет трудно обойтись без использования автоматизированных систем Software Asset Management (SAM). Это касается не только учета наиболее массовых программ компании Microsoft, но и многих российских импортозамещающих продуктов.

«SAM очень важен для ИТ-подразделения: благодаря учету программных активов ДИТы получают объективный срез состояния ИТ-инфраструктуры состояния в целом», - отметил Владимир Разуваев, директор департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline.

Налаженная система SAM позволяет избежать наиболее типичных ошибок:

  • бессистемной закупки и списания ПО;
  • избыточности лицензий для решения конкретных производственных задач;
  • ошибок лицензирования, связанных с ростом и обновлением ИТ-инфраструктуры, особенно в виртуальных средах;
  • размытой ответственности за использованием программного обеспечения и за контроль над степенью лицензионной чистоты.

Кроме этого, системы SAM позволяет повысить безопасность работы предприятия, причем не только в плане снижения рисков штрафов по итогам проверок, но и рисков ИБ, контролируя несанкционированную установку потенциально опасного ПО на компьютеры пользователей. «Наши исследования показали, что чем больше предприятие использует нелегального ПО, тем больше риск взлома информационной системы», – ответил корреспонденту «ИКС-Медиа» заместитель департамента бизнес-консалтинга Илья Панкратов.

Второй этап – проведение дозакупки лицензий. Это большие деньги, так что к заключению лицензионного соглашения нужно подойти как к отдельной сложной задаче, тщательно выбрав оптимальную модель лицензирования. «Главный способ сэкономить – принимать во внимание облачные сервисы», – предложил Павел Пучков, руководитель направления SAM департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline.

Облачные решения часто заменяют собой целый набор ПО. Например, при закупке офисного софта заказчики чаще всего склоняются к приобретению связки Microsoft Office + Microsoft Exchange Server + Skype for Business, в то время как функциональность этих решений объединена в рамках облачного пакета Office365, использование которого в пересчете на одну рабочую станцию оказывается выгоднее на 10-16% в зависимости от тарифного плана в горизонте двух лет.

Фактический размер экономии в среднем составляет 10-15% и практически не меняется от отрасли к отрасли. Тормозом могут служить компьютеры с устаревшим аппаратным обеспечением. Если объединить обновление парка ПК с переводом части программного обеспечения в облако, то, по мнению экспертов Softline, экономию на лицензиях можно получить в горизонте 3-4 лет.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.