Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

На российском рынке онлайн-такси создают «национального чемпиона»

19 мая 2017

Онлайн-сервисы по вызову машин уже вызвали революцию на российском рынке перевозок, подчинив многие таксопарки, и теперь продолжают бороться за право стать на нем игроком номер один.

Рынок вызова машин через интернет начал формироваться в России около пяти лет назад, его доля на общем рынке такси постепенно увеличивается, особенно в крупных городах. По данным "Коммерсанта", в  Москве уже свыше 70% поездок на такси совершается путем заказа через онлайн-сервисы. Онлайн-сервисы заказа машины (Ride on Demand, RoD-сервисы) интересны и клиентам, и бизнесу. Последнему они дают возможность увеличить эффективность использования машин, общий парк которых достигает примерно 500 тыс. За минувший год оборот легального сегмента рынка такси вырос примерно на 12%, до 501 млрд руб., оценивает VTB Capital Research. А рынок онлайн-такси увеличился более чем в два раза — с 44 млрд руб. в 2015 году до 105 млрд руб. в 2016 году, оценивает UBS. В результате доля интернет-заказов в обороте рынка такси выросла примерно с 10% до 21%.

Крупных инвесторов до сих пор интересовали прежде всего глобальные RoD-сервисы. Так, DST Global Юрия Мильнера инвестировала в китайскую Didi Chuxing. Среди ее акционеров также Caspian VC Зиявудина Магомедова, рассказал "Ъ" представитель группы "Сумма". Access Technology Ventures Леонарда Блаватника вложилась в Gett, а USM Алишера Усманова и Letter One Михаила Фридмана — в Uber. Но это стоит "бешеных денег", а в России есть и локальные игроки, отмечает управляющий директор Russia Partners Владимир Андриенко. "Это бизнес, который требует очень значительных первоначальных затрат, совсем уж дешевого варианта быть не может. В этой ситуации, принимая решение, надо не нарваться на бесплатный сыр в мышеловке",— констатирует он.

На развитие и продвижение онлайн-такси в РФ требуются существенные ресурсы, подтверждает Renaissanse Capital. По оценке инвестбанка, в текущем году онлайн-такси "сожгут $250-300 млн наличными". Кажется, инвесторы уже готовы согласиться на эти расходы.

Весной на российском рынке такси появился новый крупный игрок. 3 мая компании Fasten и Rutaxi объявили о стратегическом партнерстве. Сделка проходила при содействии фонда прямых инвестиций UFG Private Equity, который стал самым крупным акционером в объединенной компании Fasten, говорит партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. Другими акционерами стали владельцы Fasten и компании Rutaxi, фамилии которых господин Акопьян уточнять не стал. Фонд инвестировал в объединенную компанию сумму "меньше $100 млн" и уже ведет переговоры о привлечении новых средств. "Поднимаем до $200 млн",— уточняет Артур Акопьян.

Fasten уже присутствует на RoD-рынке США — в Бостоне и Остине. В последнем компания начала работать после того, как оттуда ушли Uber и Lyft, несогласные с новыми городскими правилами по дактилоскопированию водителей. Кроме того, как рассказал сооснователь Fasten Inc. и гендиректор ООО "Фастен Рус" Евгений Львов, американская компания также управляет украинским бизнесом под брендом RedTaxi.

Renaissance Capital считает "Сатурн" и Rutaxi традиционными сервисами такси. Это значит, что основную часть заказов эти компании получают по телефону. Но через мобильные приложения поступает уже 20-25% заказов, говорит господин Акопьян. Исходя из того что в декабре прошлого года компания выполнила 40 млн заказов, количество, полученное из онлайна, уже превышает аналогичный показатель Gett, указывает он.  По словам Артура Акопьяна, сделка была задумана в основном именно для усиления позиций в онлайне.

Согласно мартовскому отчету UBS, оценка "Яндекс.Такси" достигает уже $1,2 млрд. По данным инвестбанка, эта компания в 2017 году займет до 60% рынка онлайн-такси, который вырастет на 89,5%, до 199 млрд руб. При этом GMV (gross merchandise volume — то, что платят потребители сервиса) "Яндекс.Такси" достигнет 119 млрд руб.

Как сообщалось ранее,  "Яндекс.Такси" при помощи JP Morgan планирует привлечь $150-200 млн. Исходя из оценки UBS, инвесторам может быть предложен пакет 12,5-16,7% "Яндекс.Такси". Собеседник "Ъ" в инвестиционном сообществе рассказывал, что проводились консультации с компаниями, инвестировавшими в азиатские сервисы заказа машины Didi Chuxing, Ola и Grab — среди них в том числе Softbank Capital, Tiger Global. Другой собеседник "Ъ" говорил, что были и консультации насчет инвестиций в "Яндекс.Такси" автопроизводителей, в частности Hyundai Motor. Деньги нужны "Яндексу" для покупок конкурентов, компания вела переговоры с такси "Максим" и InDriver, рассказывал источник "Ъ". Другой собеседник указывал, что привлечение инвесторов в "Яндекс.Такси" нужно "Яндексу", чтобы получить оценку дочерней компании, которая не воспринимается как отдельный бизнес. Тем самым "Яндекс" может повысить и собственную оценку.

На этой неделе РФПИ подтвердил интерес к "Яндекс.Такси". "Буквально недавно мы подали заявку на инвестицию в компанию "Яндекс.Такси". Скорее всего, Российско-китайский инвестфонд будет инвестировать в эту компанию",— заявил гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев в эфире "России 24".

"В таких бизнесах действует правило: первый номер берет все сливки с рынка. Поэтому, кто будет самым крупным, тот будет и самым привлекательным. И мы видим, что РФПИ решил, что "Яндекс.Такси" имеет шансы стать самым крупным на нашем рынке. Но это также не снимает привлекательности со второго и третьего игроков",— отмечает Владимир Андриенко из Russia Partners.

Инвесторы и участники рынка сходятся во мнении: в ближайшие два-три года рынок такси может ждать консолидация. "Одним из главных драйверов этого процесса выступит желание "Яндекса" повторить историю победы Didi над Uber в Китае за счет создания подавляющего доминирования на рынке",— считает Арсен Томский. Сделка Fasten и Rutaxi, по его мнению, тоже "ориентирована на продажу или дальнейшее объединение с другим стратегическим игроком, в первую очередь тем же "Яндексом", у которого будут и значительные инвестиционные средства, и, главное, стимул получить доминирующее положение на рынке". Рынок динамично меняется, но говорить о дальнейших альянсах и слияниях пока преждевременно, считает Евгений Львов.

Чтобы воплотить амбиции в жизнь, онлайн-перевозчикам придется поторопиться: другим драйвером консолидации может стать выход на российский рынок международных компаний, в частности той же Didi Chuxing. "Эта компания в том или ином виде присутствует на всех стратегических рынках мира, кроме стран бывшего СССР. Между тем компания имеет огромные амбиции, что подтверждает недавняя новость о привлечении ею раунда инвестиций на рекордные $5,5 млрд от консорциума инвесторов, по оценке, более чем в $50 млрд. Логично предположить, что компания проявит себя в том или ином виде на рынке РФ и СНГ",— предупреждает Арсен Томский.

Источник: КоммерсантЪ

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.