Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Российскому рынку труда есть куда развиваться

09 июня 2017

Несмотря на то, что в последние годы на российском рынке труде наметились позитивные измененения, эксперты отмечают ряд существеных ограничений на пути его развития.

В ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в рамках VII Абалкинских чтений состоялась научно-практическая конференция «Какие кадры нужны экономике России».

Открывая конференцию, ректор РЭУ Виктор Гришин призвал бизнес и государство активно взаимодействовать с университетским сообществом для обеспечения эффективного развития страны. В. Гришин подчеркнул: «Основное богатство нашей страны не нефть, не золото, а человеческие ресурсы, и от того, насколько кадры будут подготовлены и будут владеть современными знаниями, зависит то, как будет двигаться экономика и каким образом мы преодолеем имеющееся отставание в развитии».

Этот тезис развила директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Марина Маслова. Она отметила важную проблему современного рынка труда: «72% выпускников вынуждены доучиваться на рабочих местах, а четверти из них работодатели оплачивают дополнительное обучение». По мнению чиновника, «проблему может решить активное взаимодействие компаний с научным сообществом», так как только вместе они «смогут представить действительно актуальную траекторию эффективного развития кадровой политики».

Выступающие эксперты: представители власти, бизнеса, научного сообщества и международных кадровых ассоциаций – в своих докладах отмечали, что вызовы нового столетия, такие как экономические кризисы, стремительное введение новых технологий и непредсказуемая внешнеполитическая среда, требуют делать ставку на качественное развитие человеческих ресурсов, на эффективную и структурированную перестройку ключевых навыков.

Участники конференции отметили, что  в последние годы в Российской Федерации развиваются позитивные процессы обеспечения потребностей экономики профессиональными кадрами, повышения качества человеческого капитала, в том числе за счет проведения эффективной политики государства в области образования и социально-трудовой сфере, развития системы социального партнерства. Россия серьезно продвинулась в выстраивании Национальной системы квалификаций. Сформированы такие ее подсистемы как система разработки, актуализации и внедрения профессиональных стандартов; механизмы независимой оценки квалификаций; справочник профессий, базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и др. В стране принимаются программы повышения региональной трудовой мобильности, поддержки занятости инвалидов, старшего поколения, молодежи, лиц с семейными обязанностями. Развиваются электронные сервисы в сфере труда и занятости, среди которых общероссийская база вакансий «Работа в России». Впервые удалось переломить тенденцию увеличения числа неформально занятых работников. Отмечается положительная динамика показателей в сфере охраны труда, что во многом обусловлено реализацией специальной оценки условий труда.

Вместе с тем остаются и ограничители кадрового обеспечения экономического роста. Это дисбаланс между системой профессионального обучения и потребностями экономики; недостаточное развитие системы непрерывной подготовки кадров; низкий уровень оплаты труда по ряду профессий, прежде всего рабочих; наличие трудоизбыточных и трудонедостаточных субъектов Федерации и муниципалитетов; сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение доли старших возрастных групп; расширение масштабов неустойчивой занятости.

Для преодоления этих ограничений участники конференции разработали рекомендации для органов государственной власти. В частности, в области информационных технологий, эксперты рекомендуют 
  • особое внимание уделять формированию и междисциплинарному развитию информационных и ИТ-компетенций специалистов всех сфер профессиональной деятельности; 
  • развивать цифровое образование на всех уровнях, в том числе для лиц старшего возраста, учитывая рост их доли в составе рабочей силы; 
  • разработать и начать реализацию образовательных программ подготовки лидеров цифровой трансформации в соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года и Государственной программой развития цифровой экономики России до 2035 года; 
  • продолжить реализацию государством мероприятий, направленных на стимулирование интереса и развитие базовых информационных, инженерных и аналитических навыков школьников и молодежи;
  • сформировать программу и определить перечень мероприятий по внедрения в процесс подготовки кадров современных технологий: дизайн-мышления, компьютерного моделирования, компьютерных технологий для сбора и обработки больших данных для принятия эффективных управленческих решений;
  • обеспечить реализацию мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования в области информационных технологий, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Документ также содержит качественные выводы, построенные на исследованиях РЭУ им Г.В. Плеханова, а также на аналитических материалах Министерства труда и ряда крупных компаний. ​


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.