Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Московская агломерация заняла второе место в первом глобальном рэнкинге агломераций

06 июля 2017

В глобальном рейтинге Топ-20 московская агломерация находится на 2 месте и демонстрирует более высокие темпы рост, чем в среднем по стране, по 11 из 13 показателей развития. Только агломерация Пекина имеет более высокие показатели – 12 из 13. Второе место с Московской агломерацией делят агломерации Шанхая и Стамбула (11 из 13).

В рамках конгресса Moscow Urban Forum 7 июля будут представлены результаты нового отчета «Эффект масштаба. Первый глобальный рэнкинг агломераций». Основываясь на многолетнем опыте исследования городов, международная сеть PwC разработала методологию сравнительного анализа, которая позволяет определить агломерации (территории опережающего роста), максимально эффективно распорядившиеся имеющимися ресурсами и обогнавшие уровень развития своих стран, а также выявить их сильные и слабые стороны и конкурентные стратегии развития.  

В результате исследования сформировалось два рэнкинга:
·    Топ-20 крупнейших агломераций по динамике их развития;
·    Топ-10 агломераций по эффективности развития.

По данным исследования PwC до 2030 года в крупнейших агломерациях – с населением более 1,5 млн человек – будут жить 7 из 10 городских В городах с населением более 300 тыс. чел. жителей или 24% мирового населения, а доля крупнейших агломераций в мировом ВВП увеличится с 38% до 43%.

Вклад агломераций в социально-экономическое развитие мира

Агломерации представляют собой “локомотивы” экономического развития своих стран – экономика агломераций растет на 0,3 п.п. быстрее, чем экономика стран, в то время как прирост населения в агломерациях происходит на 0,5 п. п. быстрее, чем в целом по странам. В этой связи не последнюю роль в успехе агломерации играет наличие межмуниципальной координации в управлении и пространственным, экономическим и транспортным развитием агломераций.

В глобальном рейтинге Топ-20 московская агломерация находится на 2 месте и демонстрирует более высокие темпы рост, чем в среднем по стране, по 11 из 13 показателей развития. Только агломерация Пекина имеет более высокие показатели – 12 из 13. Второе место с Московской агломерацией делят агломерации Шанхая и Стамбула (11 из 13).

В агломерациях доходы населения за период с 2001 года по 2016 год выросли больше на 4,7 тыс. долл. США по сравнению с доходами в странах. Агломерации более привлекательны с точки зрения условий труда, что выражается в более высоком приросте занятых на 1000 человек – больше на 20 занятых.

Эффективность развития агломераций

В исследовании представлены следующие ключевые особенности и факторы, оказывающие влияние на успешность агломерационного развития:
•    специализация экономики;
•    сниженные транзакционные издержки и комплиментарность;
•    концентрация интеллектуального капитала;
•    высокое качество жизни;
•    сбалансированная система расселения и транспортного обеспечения (жилье и транспорт);
•    эффективные подходы к управлению агломерационным развитием.

Лидером глобального рэнкинга по факторам развития стала агломерация Нью-Йорка, которая обеспечивает сбалансированное развитие своей территории и занимает первые строчки по большинству показателей социально-экономического развития. Московская агломерация заняла 6 место, оказавшись лидером группы агломераций развивающихся стран.

Московской агломерации свойственен высокий уровень развития человеческого капитала, что выражается в высоких результатах системы образования и самых высоких темпах роста в креативных отраслях экономики агломерации. Московская агломерация стала лидером по количеству обеспеченных рабочих мест за пределами агломерации, а также отметилась значительными усилиями в формировании условий предпринимательской активности.

Значительный объем потребления на территории агломерации стимулирует развитие прочих территорий страны. Наибольшим влиянием на экономику регионов страны обладают агломерации Сиднея (7,3 тыс. долл. США) и Москвы (6,1 тыс. долл. США), что обусловлено низкой долей потребления товаров локального производства и импортных товаров. Агломерация Нью-Йорка, несмотря на низкую долю потребительских товаров (16%) в общей структуре потребления и высокую долю потребления товаров локального производства (53% от объема потребительских товаров), также входит в 3 лидеров по этому показателю (4,2 тыс. долл. США).

Московская агломерация обеспечивает работой 3,5 млн человек в регионах России, являясь абсолютным лидером по созданию рабочих мест за своими пределами. Прежде всего, это связано с низким уровнем производительности труда в прочих регионах России. Обратный пример, агломерация Сиднея, значительный объем влияния в абсолютном выражении которой, обеспечивает создание лишь 0,08 рабочих мест за пределами агломерации, что связано с высоким средним уровнем производительности труда в экономике Австралии – в целом требуется меньшее количество работников для создания требуемого объема товаров. Пример таких агломераций Китая, как Пекин и Шанхай, интересен тем, что при относительно низком уровне влияния (1,6 и 1,2 тыс. долл. США, соответственно) они обеспечивают создание большего количества рабочих мест вне агломераций (0,12 и 0,09 рабочих мест) в связи с более низким уровнем производительности труда в целом по стране.

Сектор финансовых и бизнес-услуг – ключевой в экономике агломерации, однако наибольший рост производительности труда наблюдается в секторе промышленности. Несмотря на то, что доля сектора промышленности в экономике сокращалась, его размер в период с 2001 года по 2016 год значительно вырос по всем сравниваемым агломерациям (от 31% в агломерации Парижа до 595% в агломерации Буэнос-Айреса). В структуре экономики Московской агломерации преобладает сектор финансовых и бизнес услуг (37%), доля промышленности же в экономике достаточно низкая (17%). Однако с учетом принципиального преобразования промышленности – увеличения экологичности и производительности труда в ней за счет роботизации – рост ее доли в структуре ВВП Московской агломерации может увеличить общую производительность труда и сделать экономику более устойчивой к кризисам за счет увеличения уровня диверсификации.

Креативный сектор – новый драйвер развития экономик, центром которого выступают агломерации, в большинстве которых (Лондон, Москва, Пекин, Нью-Йорк) темпы роста валовой добавленной стоимости, создаваемой креативным сектором, за последние 5 лет опережали темпы роста остальной части экономики. Московская агломерация – лидер по темпам роста креативного сектора (+22% в год) среди сравниваемых агломераций. Темпы роста креативного сектора агломерации Москвы в 1,7 раза выше уровня динамики остальных секторов ее экономики (+13%). При этом в Московской агломерации одни из наиболее дефицитных специалистов – специалисты сферы креативной экономики, когда как в агломерациях развитых стран рынок труда более сбалансирован – найти работников дефицитных специальностей проще, чем в среднем по стране.

Московская агломерация входит в группу лидеров по условиям предпринимательской активности (19,6), что подтверждается одним из самых высоких показателей предпринимательской активности (72 предприятия на 1 тыс. человек). Московская агломерация лидирует по уровню потребительской покупательной способности и выделяется низкими издержками для ведения бизнеса. Лидерами по данному показателю являются Сеул (38,7) и Лондон (22,2).

Большая даже относительно исследуемых агломераций территория и высокая концентрация экономической активности сказываются на показателях транспортной доступности и производительности труда Московской агломерации. Чем равномернее распределены рабочие места по территории агломерации, тем меньше времени затрачивают жители на то, чтобы добраться до работы, и тем больше производительность труда. В агломерациях Пекина, Шанхая и Москвы, где среднее время в пути до работы составляет в среднем более 45 минут, основная доля рабочих мест сконцентрирована в центральных районах агломераций.

Создание дополнительных рабочих мест на периферии Московской агломерации в целях «перенаправления» трудовых потоков из центральной части агломерации к ее окраинам может положительно сказаться на транспортной доступности Московской агломерации, а также увеличить производительность труда. Уже сейчас в Московской агломерации значительные усилия направлены на развитие новых центров занятости – как в Новой Москве, так и в Московской области, а программа реновации жилого фонда создаст новые возможности для размещения рабочих мест «у дома» в нынешних спальных районах.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.