Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

В России создается государственная блокчейн-платформа для обмена знаниями

09 октября 2017

Министерство образования и науки Российской Федерации объявило конкурс на создание и запуск цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами. Стоимость проекта оценивается в 90 млн рублей.

Как отмечают в министерстве, эпоха единого цифрового пространства, в которую вступили экономически развитые страны, трансформирует сознание общества, выводя как материальные, так и в большей степени нематериальные отношения на наднациональный уровень. Катализатором изменений является комплекс информационных, технологических, политических и социальных практик, создающих в разных уголках мира точки бурного развития качественно иных пространств личностного (научного, инженерного, просветительского и др.) роста, что заметно по интенсивному развитию цифровых индустрий США, Сингапура, Японии и др.

По мнению ведомства, цифровое информационное пространство является уникальной средой для производства, воспроизводства и оборота результатов интеллектуальной деятельности, и в первую очередь – объектов авторского права: произведений науки, литературы и искусства. И если практика цивилизованного оборота сложилась в отношении книг, музыкальных, аудиовизуальных произведений, то в отношении не менее значимых для научно-технологического развития объектов патентного и авторского права (публикации, препринты, трехмерные объекты и модели, объекты и фрагменты данных, описание фрагментов генетической информации, фотографии и др.) такая практика отсутствует.

Более того, сегодня устоявшиеся механизмы фиксации прав на такие объекты или их фрагменты не сформированы, отсутствуют и механизмы эффективного управления такими правами. В то же время именно на эти объекты сегодня приходится все большее количество неформальных транзакций, происходящих в научно-образовательном сообществе. Де-факто речь идет о формировании «черного рынка» обмена знаниями в профессиональной научно-исследовательской и образовательной среде с использованием нетипичных объектов или их фрагментов, которые не являются объектами учета и управления.

Крупнейшими центрами, создающими, воспроизводящими и использующими объекты авторского права, по данным минобра, выступают академические центры и университеты. В России последние, генерируя, по разным оценкам, до 80 % научно-образовательного контента (НОК), одновременно являются значимой инфраструктурой его освоения, использования и переработки. При этом до настоящего момента общие подходы даже внутри университетской среды как в части фиксации возникновения, так и в части оборота авторских прав, не сформированы.

Отсутствие соответствующей культуры и удобных средств решения указанных задач формирует условия для развития посредников, считают в министерстве. Это, в свою очередь, создает парадоксальную ситуацию – авторы, одновременно являясь потребителями произведений, не получают существенного вознаграждения, но при этом их работодатели – вузы – вынуждены тратить достаточно ощутимые средства для обеспечения доступа авторов к такой информации, приобретая ее у посредников (издательств «Лань», «Инфра-М», «Юрайт» и др.). Сравнивая себестоимость произведений науки, литературы (искусства) в университетской среде, стоимость лицензирования или отчуждения прав на них и стоимость приобретения конечного продукта у издательств, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент формируется несправедливая модель оборота прав для вузов и научных организаций, препятствующая научно-технологическому и в целом творческому развитию.

Эта проблема характерна не только для России, заверяют в министерстве образования. Она актуальна и для всего международного научно-образовательного сообщества, которое ищет способы и механизмы быстрой фиксации авторства, свободного или условно-свободного оборота произведений и при этом обеспечения справедливого вознаграждения автора, ведь эффективное производство качественного контента невозможно без выработки адекватной системы материального поощрения автора. При этом классическая модель взаимодействия с авторами через заключение авторских договоров, договоров на создание служебных произведений, формирование системы коллективного управления правами не отвечает скорости оборота научно-технической информации в цифровой среде.

Ситуация в научно-образовательной сфере осложняется и тем, что общепринятая форма оборота объектов в виде цельных (законченных) произведений является достаточно консервативным механизмом потребления знаний. Эпоха цифровых технологий минимизирует значение объема данных в пользу удобства доступа, скорости обработки и возможности оперативного применения, что радикально повышает спрос на отдельные фрагменты произведений, контекстно соответствующих решаемой потребителем задаче.

Это предъявляет дополнительные требования к информационным системам управления знаниями, которые должны оперировать не целостными документами, а минимальными неделимыми единицами знаний (квантами). Более того, необходимо обеспечивать последующую генерацию новых знаний на основе таких фрагментов с фиксацией последовательностей использования тех или иных объектов права, включая учет сложных цепочек оборота фрагментов и возможное «ветвление» собственников, авторов, соавторов и различных версий результата.

Развитие современных технологий создает не только проблемы, но и уникальные технологические возможности оборота прав интеллектуальной собственности:
  • использования гибких форматов и способов описания объектов в цифровой среде, в том числе допускающих декомпозицию и использование фрагментов таких объектов;
  • фиксации факта создания или использования, переработки объектов права без участия человека с помощью технологий, аналогичных блокчейн, с гарантией достоверности соответствующей информации;
  • мгновенного заключения договоров без специальных знаний в области юриспруденции и автоматического контроля выполнения их условий на основе «умных контрактов».

Использование указанных технологических возможностей способно решить обозначенные выше проблемы через создание сетевой платформы, позволяющей управлять произведениями в виде цифровых объектов интеллектуальной собственности и правами на них.

По мнению представителей минобра, платформа должна обладать как контролирующими, так и социальными функциями за счет интеграции блокчейн-технологий, технологий взаимного цитирования, обмена знаниями и удаленной экспертизы новизны объектов. В дальнейшем создание единой системы цифровых правил, интегрированных в платформу, создаст возможности организации обособленной виртуальной экосистемы, позволяющей повысить прозрачность и результативность ученого (коллективов, коллабораций) и ввести элементы естественного стимулирования и поддержки творчества, введения объектов в оборот как в свободный, так и в коммерческий.

Разработка цифровой платформы позволит:
  • обеспечить своевременное признание как новых форм цифрового описания объектов, охраняемых интеллектуальным правом, пригодных для использования, в том числе для производства, так и объектов права;
  • упростить ввод объектов в оборот непосредственно авторами, при этом дать возможность научным и образовательным организациям – работодателям видеть объем потребления и определять ценность тех или иных объектов права;
  • формировать новые модели прямого и косвенного вознаграждения (монетизации) субъекта права за научную и иную творческую деятельность;
  • интенсифицировать рецензирование и независимую экспертизу новизны объектов;
  • автоматически отслеживать сложные цепочки использования, переработки и создания новых объектов.

Цель проекта – создание цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами на основе агрегации объектов авторского права, создаваемых в высших учебных заведениях, и обеспечения оборота таких объектов и прав на них на базе технологий распределенных реестров.

Поскольку на сегодняшний день отсутствуют законодательные, да и иные практики использования цифровых платформ для решения указанных задач, ключевым создателем и потребителем решения должны стать именно университеты, которые внутри собственной экосистемы смогут сформировать и апробировать новые подходы.

В результате реализации проекта будет создана совершенно новая университетская сетевая платформа, позволяющая:
  1. Создавать и правомерно вводить в оборот значительный по объему, достоверный и актуальный по содержанию комплекс информационных ресурсов, включающий в себя «критическую массу» электронных научных, учебных и учебно-методических ресурсов.
  2. Обеспечить авторам «безбарьерный» ввод знаний в систему, минуя традиционные механизмы создания и публикации контента и предлагая автоматическое участие в последующих цепочках обращения объекта интеллектуальной собственности.
  3. Исключить из процессов оборота интеллектуальной собственности для нужд науки и образования посредников, повысив рациональность использования финансовых ресурсов университетов для информационного обеспечения.
  4. Повысить качество образовательной и научной деятельности за счет организации коллаборационной деятельности сотрудников университетов по созданию научных, учебных и методических материалов, введения в оборот данных исследований.
  5. Ввести систему объективной оценки востребованности произведений науки, литературы и искусства по множеству показателей (скачиваемости, цитируемости, используемости и др.), сформировав тем самым принципиально новую систему метрических оценок в университетской среде.
  6. Ввести элементы геймификации системы, привязав внутреннюю активность к комплексу материальных и нематериальных поощрений, обеспечив заслуженное вознаграждение, прозрачность и общественный контроль над знаниями, оборачиваемыми в формируемой экосистеме.
  7. Внедрить эффективные механизмы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в университетах, соответствующие гражданскому законодательству РФ, и одновременно – сформировать принципиально новую, прогрессивную культуру работы с интеллектуальной собственностью, необходимую для решения задач развития цифровой экономики.
  8. Сформировать эффективную систему распределенного депонирования и фиксации прав на основе технологий блокчейн, обеспечив агрегацию и легализацию оборачиваемого в университетской среде цифрового контента.
  9. Создать обособленную виртуальную экосреду на основе системы цифровых правил, позволяющую не только повысить прозрачность и результативность ученого (коллективов, коллабораций), но и получить необходимый опыт и апробировать практики, которые станут основой для развития всей национальной системы интеллектуальной собственности.

Для ввода в промышленную эксплуатацию платформы будет проведена апробация не менее чем в пяти вузах с дальнейшим расширением на сеть вузов-участников Ассоциации ведущих университетов.

Внедрение технологий распределенного реестра хранения, а также интеграция экономической модели на основе комбинации фиатных денег и криптовалют и других форм стимулирования должны будут апробироваться экспертным сообществом университетов (не менее трех), располагающих соответствующими лабораториями (центрами), по согласованию с Минобрнауки России.

В ходе выполнения и апробации проекта будет сформирован банк объектов интеллектуальной собственности – научно-образовательного контента в объеме не менее чем 10 тыс. объектов. Сервис поиска должен исполнить за период апробации не менее 10 тыс. запросов.

Новизна проекта будет заключаться:
  • в создании комплексной платформы, реализованной в русле парадигмы открытой науки (Open Science), построенной на распределенном реестре, сочетающей фиксацию авторских прав, депонирование объектов, систему поиска и безвозмездного и (или) условно безвозмездного обмена объектами между обучающимися, преподавателями и исследователями, работающими в ведущих университетах;
  • замещении экономического института посредничества платформой, предоставляющей потребителям возможность осуществлять прямое взаимодействие с производителями контента, в том числе гибкое изменение их ролей;
  • формировании экосистемы, где в качестве основы экономических отношений будет апробирована система реального и виртуального стимулирования на основе принципов геймификации социальных систем.

Весь проект разбит на пять этапов. Последний должен быть завершен в ноябре 2019 года.

Заявки на конкурс принимаются до 26 октября 2017 года. В этот же день состоится их рассмотрение.

Источник: TAdviser

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

25.10 5:04 Сейсенбек Рысбеков :
Надо создать координирующий орган по запуску цифровых платформ для комплексного подхода решения всех назревших проблем общества. Цель - улучшение социально-экономической ситуации в стране и обеспечение поступательность и устойчивость развития экономики.
25.10 4:53 Сейсенбек Рысбеков :
Все это хорошо. Забывется главное. Первым делом, следует запустить ЦП по поддержке предпринимательства и бизнеса, активных граждан в сфере материального производства, по созданию для них комфортные условия ведения бизнеса, по переформатированию деятельность правительства и его структур как сервисную службу и т.п. Бизнес и поавительства должны работать как единый механизм по поаышению экономической мощи и благосостояния всего населения страны. Все остальные являются частью этой большой работы.