Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Российский ИТ-рынок на пути трансформации

08 декабря 2017

Аналитики говорят о "существенной внутренней трансформации " ИТ-рынка в России. В частности, отмечается растущая роль облачных технологий и сервисов, а также развитие технологий автоматизации бизнес-процессов.

По оценке J’son & Partners Consulting, ближайшие 3-5 лет станут благоприятными для инвестиций в перспективные российские ИТ-компании. Объем российского ИТ-рынка по итогам 2017 года вырастет до 733 млрд рублей. При этом доля ИТ-услуг в общем объеме рынка увеличится до 20,7%. Такие данные были представлены в отчете «Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка».

«Наступившая эпоха цифровой трансформации повышает спрос на разработки российских ИТ-компаний и при этом создает потребность в привлечении ими капитала для инвестиций в создание новых продуктов и технологий, развитие каналов сбыта, включая глобальные рынки. Есть все предпосылки для размещения ИТ-компаний на Московской бирже: эффективная инфраструктура, присутствие разных типов российских и иностранных инвесторов, инструменты поддержки от государства, в том числе, налоговые льготы для инвесторов в инновационные компании, доступ к средствам пенсионных фондов. И число успешных размещений компаний среднего размера постепенно растет» - комментирует результаты исследования Александр Афанасьев, председатель правления Московской Биржи.

В рамках исследования был также проведен анализ рынка информационных технологий и оценены перспективы его развития:
  • Уровень проникновения облачных сервисов автоматизации бизнес-процессов может вырасти в ближайшие пять лет с нынешних 1-3% до 25-30% от общего количества российских предприятий.
  • Пока еще низкий уровень проникновения многопользовательских приложений автоматизации производственных и бизнес-процессов может рассматриваться как потенциал существенного роста российского рынка ИТ-услуг в ближайшие 10 лет (с нынешних 20% до 80%).   

"Где-то в 2014 г. мы стали замечать признаки довольно существенной внутренней трансформации рынка, трансформации его структуры без изменения объемов. Вот эта история может быть даже более интересной инвесторам, чем, собственно, рост. Здесь имеет смысл внимательно посмотреть на новую парадигму предоставления, развёртывания программных приложений, которые условно называются облачными, и на то, что сейчас принято называть цифровизацией. При этом, рынок находится в начальной стадии трансформации, внутри этого рынка существуют рынки – доноры и рынки – реципиенты. Собственно, уменьшение рынков – доноров компенсируется ростом рынков – реципиентов, поэтому мы не видим общего увеличения объема рынка", - отмечает Александр Герасимов, руководитель департамента ИТ и облачных сервисов J’son & Partners Consulting.



Что касается потенциала российского рынка, то, как отмечают в J’son & Partners Consulting, его очень интересно оценивать с точки зрения сопоставления долей соответствующих сегментов IT рынка с соответствующими сегментами рынка, например, в США. Если сравнить телеком-рынки двух стран, то имеет место паритет, когда доля телеком-рынка в общей структуре экономики России и соответствующая доля в США практически равны. Но если посмотреть на сегмент айтишного железа, то можно обнаружить, что ситуация существенно хуже. "Причём если разделить этот сегмент на пользовательское железо, персональные компьютеры, ноутбуки и так далее, то мы увидим, что здесь тоже примерный паритет. То есть у нас и с широкополосным доступом все нормально, и с пользовательской техникой, а вот с корпоративным железом, которое является основой для следующего сегмента, гораздо хуже" , - говорят аналитики.
 
Самая плохая ситуация, но при этом самая потенциально интересная - это доля IT-услуг. Эта доля в девять раз меньше, чем таковая в США.  Это говорит о том, что существуют какие-то очень существенные сдерживающие факторы, которые не позволяют это сделать, но при их устранении возможен просто взрывной рост. И, опять же, пример телекома показывает, что паритет вполне возможен. Более того, как отмечачют в J’son & Partners, девятикратную разницу паритета умножить ещё на пятнадцатикратную разницу экономики России и США, то можно увидеть, что  российский рынок IT услуг в 134 раза меньше, чем таковой в США.



С точки зрения структуры, российский рынок ИТ-услуг в основном образован услугами по внедрению корпоративного ПО, бизнес приложений. Это ERP-системы, это ECM, PLM системы и так далее, все виды многопользовательских корпоративных информационных систем. "То есть объем рынка IT услуг – это, фактически, объем потребления многопользовательских бизнес-приложений в России. Практически можно знак равно поставить. Так вот, у нас проникновение таких систем в России в четыре раза меньше, чем таковое в США, и именно это определяет разницу объемов. А почему меньше? Дело в том, что у нас также примерно четырёх – пятикратная разница в производительности труда. Что это означает? Это означает, что при одинаковой численности персонала объем выручки компании в России в четыре раза меньше. А это означает, поскольку IT бюджет считается от выручки, примерно 1 % составляет, что у российских компаний одного и того же размера в четыре раза меньше денег на финансирование IT", - заключают эксперты.
 
"Дело в том, что при классической модели внедрения бизнес приложений существует очень большой входной порог, связанный с необходимостью внедрения этого приложения, который для компании относительно небольшого размера является непреодолимым препятствием. Эта планка в России в четыре раза ниже, чем таковая в США. В США множество компаний проходит над этой планкой, у нас нет. Возникает такой замкнутый круг, когда, у нас, с одной стороны, низкая производительность труда, которая в значительной степени вызвана недостатком средств и уровня автоматизации и оптимизации  процессов, но при этом недоступность средств автоматизации определяет низкую производительность труда".

По мнению экспертов, изменить ситуацию может новая парадигма предоставления программных приложений, которые условно называются облачными, и цифровизация.
 
Видно, что переход от классической модели внедрения к облачной существенно увеличивает долю добавленной стоимости, которая создается российскими компаниями. Это именно тот фактор, который очень сильно влияют на мультипликатор выручки. Например, если классическая модель развёртывания, предполагающая наличие железа на стороне потребителя системы составляет сейчас, примерно, 420 млрд. рублей, там доля добавленной стоимости, которая создается российскими компаниями крайне невелика. Она составляет менее 15 %.


 
Если мы посмотрим на ту же инфраструктуру, но в формате облачного сервиса IaaS, мы увидим, что доля, несмотря на то, что этот рынок составляет пока всего лишь около 8 млрд рублей, доля добавленной стоимости, создаваемая российскими IT компаниями, здесь кардинально выше. И та же самая ситуация со всеми другими рынками.

Отдельно аналитики отмечают большой рынок, 208 млрд рублей, ориентированный уже не на российский рынок, а на экспорт, то есть это часть уже глобального рынка. "Это тоже очень перспективный сегмент, но он здесь показан условно, потому что это не часть российского рынка. Давайте посмотрим на то, как может вырасти российский рынок бизнес-приложений с точки зрения проникновения. Сейчас мы видим, что существующее проникновения таких многопользовательских сложных бизнес-приложений без учёта бухгалтерских систем составляет в России всего около 21 %. Это данные, полученные путём косвенных оценок на основе данных компании Parallels, но мы их перепроверили по данным наших коллег. Они в 2015-м году провели очень большой опрос российских корпоративных пользователей IT систем, например, у какой доли из них установлены такие сложные системы и кто планирует их устанавливать. Так вот, у них получились схожие данные, там даже менее 21 % получилось проникновение. Очень важный момент состоит в том, что те, у кого нет этих систем, ответили отрицательно на вопрос о том, планируют ли они внедрять такие системы. Это говорит о том, что модель внедрения onpremises таких систем себя исчерпала, то есть этот потенциально огромный рынок можно взять только с облачной модели", - отметчает А. Герасимов.
 
Что касается прогноза развития основных рынков и основных видов облачных сервисов в России, то аналитики видят два сценария. Согласно консервативному сценарию, рынок будет развиваться так, как он развивается в основном за счёт собственных средств компаний, как это происходит сейчас. По более агрессивному сценарию будет привлекаться внешнее финансирование. "При этом, если мы посмотрим на строчку проникновения, агрессивный сценарий, мы увидим, что он никакой не агрессивный, и в 2021-м – 2023-м году он предполагает, что уровень проникновения SaaS без учёта сервисов обязательной отчётности будет составлять меньше 20 %, а уровень проникновения IaaS - чуть более 15 %. То есть с точки зрения роста выручки – да, это агрессивный сценарий, потому что, например, по SaaS выручка возрастает более, чем в 10 раз, а вот с точки зрения проникновения – это не агрессивный сценарий, у него есть ещё огромный потенциал роста", - добавляет эксперт.




Относительно сдерживающих факторов эксперты отмечают, что действительно серьезным ограничителем является малый размер российского рынка IT-услуг и корпоративных информационных систем в ситуации фактического отсутствия российских IT компаний на рынках внешнего финансирования. Это очень сильно отличает российский рынок именно от рынка США, где очень сложно найти крупную успешную IT компанию, которая ни разу бы не привлекала внешнее финансирование. "У нас, скорее, ситуация обратная - из огромного количества вполне успешных найти компании, которые ни разу к этому не прибегали", - говорит Герасимов.
 
Это означает, что практически единственным источником для развития новых продуктов и услуг для российских IT компаний сейчас являются собственные средства, что очень сильно сдерживает динамику развития даже внутреннего российского IT рынка.
 
С другой стороны, этот же фактор существенно препятствует  выходу российских компаний на глобальный рынок. Дело в том что старые рынки большого объема, там очень высокая конкуренция, они низкомаржинальны, соответственно, они обладают очень ограниченным источником собственных средств на развитие, а новые, хоть и гораздо более маржинальные, но они очень малы по объему, потому что трансформация в России началась с существенным запозданием относительно мира.



"Сейчас очень важный момент, когда внешний инвестор может эту ситуацию ускорить, улучшить. Резервы для развития за счёт собственных средств компаний практически исчерпаны, с одной стороны, с другой стороны необходим рывок, потому что та возможность, которая сейчас открылась, понятно, не будет открытой вечно. 7 – 10 лет – всё.  Потом этот рынок опять превратится в камень, где будет просто не пробиться". - предупреждает эксперт. - "На наш взгляд, в настоящее время складывается весьма благоприятная ситуация для вхождения капитала перспективных IT компаний".


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.