Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости компаний

Количество новостей о науке и образовании за четыре года выросло на 24%

27 декабря 2017

По данным ежегодного исследования динамики развития научной коммуникации в России 2016-2017 гг., проводимого образовательно-нетворкинговым проектом «Коммуникационная лаборатория» РВК в партнерстве с Университетом ИТМО, число публикаций о науке в российских средствах массовой информации растет, повышается доля оригинального контента, сайты ведущих университетов  индексируются мониторинговой системой «Медиалогия» как СМИ.

По данным исследования, наблюдается устойчивый рост количественных показателей медиаполя: суммарное количество новостей по тематике науки и образования с 2013 по 2017 год выросло на 24%, что эквивалентно 110 000 сообщениям. С 2016 по 2017 год суммарное количество новостей по этим же тематикам выросло примерно на 8,5%, или 45 000 сообщений.

Активно прослеживается тенденция к улучшению качества медиаполя научного контента: доля оригинального контента по тематике науки и образования выросла с 2013 по 2017 год на 21% и на текущий период (2016-2017 гг.) составила 77% от общего количества новостных сообщений. Также растет доля публикаций, посвященных точным наукам, — с 2013 по 2017 год доля увеличилась на 22% и на текущий период (2016-2017 гг.) составила 28% от суммарного количества новостных сообщений о науке и образовании.

В числе ключевых игроков медиаполя, связанного с научно-образовательной тематикой, ― МГУ им. Ломоносова и Высшая школа экономики (ВШЭ). При этом по сравнению с предыдущими исследованиями в рейтинге участвуют больше региональных университетов. Научно-исследовательские институты (НИИ) в рейтинге ключевых игроков находятся в меньшинстве, что отражает в целом более низкую представленность НИИ в информационном пространстве по сравнению с научно-образовательными учреждениями.

Для анализа уровня онлайн-внимания к опубликованным результатам научной деятельности ведущих российских вузов впервые был использован наукометрический инструмент Altmetric. В ходе анализа было выявлено, что количество упоминаний научных публикаций университетов Проекта 5-100 к 2016 году в СМИ превзошло аналогичные показатели для остальных ведущих вузов практически в 9 раз. Среди университетов Проекта 5-100 особого внимания заслуживает Московский физико-технический институт (МФТИ), упоминаемость которого в 2016 году радикально превзошла другие вузы (4926) при меньшем объеме научной публикационной активности и меньшем количестве крупных международных коллабораций.

Для анализа собственного видения руководящего состава вузов в отношении развития научной коммуникации в рамках исследования также впервые был использован аналитический инструмент EDGE Assessment Tool. Результаты исследования показали, что большинство вузов считают продвижение научной повестки частью миссии организации. Многие из опрошенных вузов указали на недостаточное развитие инициатив, направленных на поощрение коммуникационной активности своих сотрудников и создание образовательных возможностей в сфере научной коммуникации.

Позитивные тенденции развития отрасли прослеживаются также в увеличении публикаций НИИ в СМИ. Наилучшую динамику за период с 2015 по 2017 год демонстрируют ИМБП РАН, РФЯЦ-ВНИИЭФ, ИНАСАН РАН и НИЦ «Курчатовский институт» из отдельных институтов, а также СО РАН и РАМН из академий наук и отделений РАН.

Согласно семантическому анализу, для которого использовался алгоритм поиска наиболее употребляемых словосочетаний, используемых в СМИ по теме науки и образования, стали темы, связанные с астрономией и космосом, а также с продлением жизни, глобальным потеплением и физикой элементарных частиц. Вместе с тем в повестке новостей университетов по-прежнему преобладают новости, связанные с открытием учебных программ, победами в образовательных мероприятиях и визитами или комментариями чиновников.

Авторы исследования отмечают, что в современную «эпоху постправды» особую роль играют вопросы ценностей и ответственности научных коммуникаторов перед обществом. Также в последние годы актуальным становится вопрос профессиональной самоидентификации специалистов в сфере научной коммуникации. Грани между научными пресс-секретарями и журналистами все больше стираются.

Ежегодное исследование актуального состояния научных коммуникаций в России проводится с целью определения динамики количественных и качественных показателей отрасли и выявления лучших практик работы научных и образовательных организаций с внешними аудиториями. В этом году также отражена картина динамики развития научной коммуникации по некоторым показателям с 2013 года.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.