Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Гузель КУЛИКОВА 24 января 2018

Необходима мягкость

Эксперты Гайдаровского форума вновь искали ответ на ключевой вопрос: что делать для успешной цифровой трансформации общества?

Роль государства в процессе создания цифровой экономики трудно переоценить. Именно поэтому важно выбрать модель взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательского права, считает председатель правления Сбербанка Герман Греф. «Монополизировать какую-то функцию, добавить туда деньги, мне кажется, -- это плохая модель», -- убежден банкир.

Как показывает опыт, ужесточение регулирования приводит к тому, что бизнес становится изворотливее. «Потому что человек научится докладывать тебе то, что ты хочешь от него услышать. А уж государство с маленькими стартапами, с огромным количеством субъектов! Если мы дорегулируем до того, что работать им будет некомфортно, они уедут в другие юрисдикции», -- предупредил глава Сбербанка.

Ключевая задача -- принять «мягкую» модель регулирования, чтобы создать комфортную зону для «воспитания и сохранения здесь мозгов», считает Герман Греф.

Он попытался объяснить представителям правительства, почему Россию массово покидают перспективные ученые и высококлассные специалисты. Герман Греф привел пример из жизни, вспомнив встречу с выпускниками российских вузов во время поездки в Силиконовую долину. «Нам представили «звездочку»: химик и биолог, девушке 30 лет, окончила МГУ, занималась в университете наукой и уехала в Стэнфорд. Я спрашиваю: “Скажите, почему? Понятно, здесь климат не такой, как в Москве”», -- рассказал банкир. Специалист ответила: «У меня короткий период времени на научную деятельность. В МГУ, чтобы заказать реагенты, нужно было написать 5 листов заявок, потом утвердить у начальника лаборатории». В результате реагенты приходилось ждать полтора-два месяца, а там, где она работает сейчас, автоматизация позволяет получить все необходимое уже на следующий день. «Я вечером на компьютере набираю все, что мне нужно, а к 8 утра у меня все есть», -- подчеркнула наша бывшая соотечественница.

Глава Сбербанка обратился к чиновникам с риторическим вопросом: от чего это зависит -- от инфраструктуры, климата или от системы управления?

Стоит напомнить, что в октябре 2016 года эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ), который был создан экс-министром финансов Алексеем Кудриным, подготовили доклад об эмиграции из России с 1989 по 2015 годы. Согласно данным Росстата, в 2014 году из страны уехали 310,5 тыс. человек, в 2015 году -- на 43 тыс. больше. Всего в 1989--2014 годах, по официальной статистике, Россию покинули около 4,5 миллиона человек. Авторы отчета отметили: чтобы получить представление о реальных масштабах эмиграции, эти цифры нужно увеличить в три-четыре раза.

Возникает вопрос: готово ли государство реализовать ту самую «мягкую» модель взаимодействия с теми, от кого напрямую зависит цифровая трансформация?

Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что при регулировании новых технологий государство должно «не утягивать экономику в прошлое». «Волатильность, которая есть у криптовалют, конечно же, делает невозможным их использование в качестве валют в той форме, в которой они существуют сейчас. Но что очень важно, тема привлекает большой объем внимания, новых инвестиций. Эта история позволяет технологии развиваться и двигаться вперед», -- подчеркнул министр. По его словам, путь запрета не способствует развитию технологий, в частности блокчейна.

Генеральный директор ассоциации «Финтех» Сергей Солонин констатировал -- регулирование всегда отстает от технологий. «Есть консенсус: необходимо создание новой среды, «песочницы», в которой мы бы могли новые технологии опробовать, тестировать еще до того, как придумано их регулирование. Я считаю это очень хорошим подходом в целом и применимым, возможно, не только для ассоциации», -- внес предложение глава «Финтеха».

Первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова убеждена, что пришло время, когда нужно «не переписывать и улучшать что-то, а отложить в сторону все, чем жили долгие годы, и совершенно по-новому выстроить порядок взаимодействия между государством и бизнесом». Такой механизм, как «песочница», хоть и не идеален, однако позволяет «прощупать» новые технологии, продукты и услуги. Сейчас ЦБ совместно со Сбербанком, ВЭБ и другими финансовыми организациями выбирает пилотные проекты, которые будут опробованы подобным образом. В экспертный совет войдут представители министерств и ведомств, чтобы сократить бюрократическую волокиту. Регулятор готов к тому, что придется менять большое количество документов по линиям многих министерств и ведомств.

Председатель ВЭБ Сергей Горьков согласен с тем, что «песочницей» надо пользоваться при апробации новых технологий. Вместе с тем он привел в качестве примера швейцарский город Цуг, ставший плацдармом по отработке данного регуляторного механизма: «Они пропилотировали у себя одну из технологий, но как только начали использовать ее в Швейцарии в целом -- регуляторика уничтожила весь проект». Сергей Горьков уверен, что миссия государства в том, чтобы «создать правильную среду», которую будет активно развивать бизнес.

Кстати, во время интерактивного голосования на вопрос: «Что государство должно сделать в первую очередь для развития цифровой экономики России?» большинство участников дискуссии выбрали предсказуемый вариант ответа: «Улучшить бизнес-климат». Как и много лет назад проблема неприкосновенности бизнеса, гарантий прав на интеллектуальную собственность, налоговый режим волнуют россиян куда больше, чем инфраструктура, дефицит кадров, инвестиции в исследования и разработки.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.