Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Гузель КУЛИКОВА 30 января 2018

Смартфон станет главным медицинским гаджетом?

О том, как здравоохранение готовится к оказанию медицинской помощи больным дистанционно, рассказали opinion leaders 74-го заседания рабочей группы ИТ-специалистов медицинских организаций «Виртуальная и мобильная медицина».

Россияне доверяют виртуальным докторам

В 2018 году в России вступил в силу закон о применении телемедицинских технологий. Вместе с тем Минздрав России утвердил порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Соответствующий ведомственный приказ № 965н от 30.11.2017 зарегистрирован Минюстом России 9 января 2018 г.

Однако готовы ли россияне пользоваться услугами телемедицины? На эти вопросы ответила директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. Она констатировала, что телекоммуникационная революция привела к беспрецедентной открытости пациентов: 72% россиян в возрасте 18--44 лет готовы общаться со своим лечащим врачом удаленно из дома, а не в его кабинете; 60% пациентов планируют использовать для этих целей видеосвязь посредством мобильного устройства. Со своей стороны, 81% опрошенных врачей заявили, что мобильный доступ к медицинским записям помогает координировать медицинскую помощь, 58% медработников готовы оказывать некоторые услуги удаленно, 38% врачей уже используют электронную почту, чтобы быть все время в контакте с пациентами, имеющими хронические заболевания.

Кстати, на предложение продолжить фразу: «с использованием телемедицинских технологий я готов…» более 50,6% врачей ответили: «консультировать и назначать лечение первичным пациентам»; 46,2% -- «корректировать тактику лечения первичных пациентов на основе данных мониторинга и медицинских документов»; 68,4% -- «контролировать состояние больного с помощью носимых устройств, зарегистрированных как медицинские изделия»; 60,8% -- «консультировать первичных пациентов для получения “второго мнения”». В целом россияне довольно оптимистично настроены в отношении телемедицины и надеются, что внедрение современных технологий изменит ситуацию в здравоохранении к лучшему. Так, 88% респондентов считают, что использование различных форм телемедицинских технологий так или иначе повысит доступность медицинских услуг. В опросе НИУ ВШЭ приняли участие около 4 тыс. медицинских работников из всех субъектов РФ.

По словам Ларисы Попович, результаты исследования оказались даже оптимистичнее, чем в аналогичных опросах за рубежом. Они свидетельствуют, что российские пациенты и врачи готовы к электронному  взаимодействию.

Руководитель направления цифровой медицины Invitro Борис Зингерман заявил, что телемедицинские технологии должны стать повседневным инструментом прежде всего в руках семейных врачей. Он напомнил слова Евгения Паперного, руководителя проекта «Здоровье Mail.Ru»: «Мобильный телефон -- главный медицинский гаджет».

Для семейного врача важна постоянная связь со своими пациентами. «Не менее важно, чтобы человек, получивший медицинскую помощь, серьезное лечение, после операции, находясь на амбулаторном лечении, всегда имел возможность оставаться на связи со своим врачом. Сегодня такой проект мы реализуем», -- рассказал Борис Зингерман.

Как мотивировать врача использовать телемедицинские технологии? Для этого был разработан медицинский мессенджер Medsenger -- это Saas-платформа, позволяющая медорганизациям и врачам предложить своим пациентам новую платную услугу: дистанционное консультирование (сопровождение, мониторинг) между очными визитами. Главный принцип взаимодействия: пациент задает вопрос, врач отвечает, когда есть возможность. Именно это позволяет встроить новую услугу в плотный рабочий график специалиста. Фактически никакого внедрения платформы не требуется. Отсутствуют также предварительные затраты на внедрение. Необходимо зарегистрировать медорганизацию на данной платформе и получить доступ в свой кабинет администратора.

Согласно закону о телемедицине, консультации, включая дистанционный мониторинг и корректировку назначенного лечения, могут оказываться пациенту только лечащим врачом после установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме. Борис Зингерман обратил внимание, что разработанный мессенджер полностью соответствует принятому закону.

Столкновение двух поколений: Digital Immigrants, Digital Natives

Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что в новых условиях врачу общей практики (персональному, семейному, офисному) отводится особая и значимая роль. Расширяя свой профессиональный функционал за счет инструментов дистанционной медицины и ИТ-ресурсов, такой специалист становится «менеджером здоровья, как для членов семьи, так и трудового коллектива».

О современных трендах, которые будут способствовать развитию превентивной медицины, рассказала декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. Еще в 2010 г. маркетологи отметили, что возможность получения информации из большого количества источников определенным образом отразилась на поведении потребителей. Появилась категория людей, которые интенсивно контролируют свое здоровье. Россияне в возрасте 40-50 лет и старше стали активно заниматься бегом и готовиться к марафонам, причем у большинство из них раньше такого опыта не было. Стремление к здоровому образу жизни проявляется и через велопробеги. «Такие маркеры помогают понять, что население готово менять парадигму. Есть активная часть, порядка 20%, которая осознанно относится к своему здоровью, они в случае возникновения вопросов обращаются к различным медицинским специалистам», -- отметила Татьяна Комиссарова.

Именно эта группа обращает внимание на то, что им хотелось бы иметь «единую точку входа» к медицинским услугам. Вместе с тем у 5% населения мегаполисов, достигших среднего возраста, есть запрос на инструменты мониторинга состояния здоровья: браслеты и гаджеты, измеряющие пульс, артериальное давление, частоту сердцебиения и уровень сахара в крови. Маркетологи отмечают следующую тенденцию: как минимум 20% населения, которые ведут активный, здоровый образ жизни, сфокусируются на превентивной медицине.

Очевидно, что современные технологии существенным образом изменят и систему медицинского образования. О том, как идет подготовка семейных врачей в концепции «4 П» (персонализация, предикция, превентивность и партисипативнось), рассказал Сергей Чудаков, координатор образовательных проектов направления «Превентивная медицина» в «дорожной карте» HealthNet («Хелснет») Национальной технологической инициативы. Напомним, что HealthNet -- долгосрочная межведомственная программа государственно-частного партнерства, направленная на развитие новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 10–15 лет (Прим. ред.: документ был утвержден в декабре 2016 г. Советом по модернизации экономики и инновационному развитию страны при Президенте РФ).

По словам Сергея Чудакова, к 2035 г. в России планируется создание порядка 3,5 тыс. превентивных центров, использующих технологии персонализированной медицины. Цифра не случайна, она пропорциональна количеству населения, исходя из расчета один центр на один муниципалитет. Основная ставка в проекте сделана на семейных врачей, планируется переподготовить порядка 50 тыс. специалистов общей практики. Для этого в 2018 г. на сетевой основе буден создан образовательный кластер -- Университет персонализированной превентивной медицины, который  объединит ресурсы государственных и частных участников образовательного рынка. В 2019 намечен старт подготовки кадров для пилотных регионов за счет смешанного финансировании: гранты -- 30%, средства региональных инвесторов -- 40%, средства обучающихся -- 30%.

Вместе с тем существенным барьером на пути внедрения и применения ИТ в ежедневную врачебную практику является тот факт, что, согласно демографической концепции Марка Пренски, сегодня сталкиваются два поколения пользователей: Digital Immigrants и Digital Natives. Соответственно нужны две стратегии для решения вопросов: в первом случае необходимо объяснять неотвратимость цифровой эпохи и научить элементарным пользовательским навыкам, во втором -- прививать навыки персональной информационной безопасности и сетевой этики, резюмировал Сергей Чудаков.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.