Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Государство берет под контроль конкуренцию в новой экономике

09 февраля 2018

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала пятый антимонопольный пакет, целиком направленный на регулирование цифровой среды.

В распоряжении “Коммерсанта” оказалась рабочая версия так называемого пятого антимонопольного пакета, который ФАС разработала при участии Института права и развития ВШЭ—Сколково. Поправки вводят в законодательство понятие «сетевые эффекты», которые станут критерием признания хозяйствующего субъекта доминирующим, даже если его доля на товарном рынке не превышает 35%. Доступ к данным о потребителях, собранным цифровыми платформами, должен будет стать недискриминационным. Ужесточится согласование крупных сделок, предписания ФАС к которым придется строго соблюдать, особенно иностранным компаниям. Иначе они рискуют утратить иммунитет по защите интеллектуальной собственности на территории России.

Кроме того, в законодательство вводится термин «ценовой алгоритм» — софт, с помощью которого компании могут проводить мониторинг цен на товарном рынке или совершать действия на торгах. Использование таких алгоритмов для нарушения закона станет отягчающим обстоятельством.

Сами идеи, заложенные в пятый антимонопольный пакет, ФАС уже тестировала. Так, в ноябре минувшего года служба вмешалась в глобальную сделку между фармацевтической Bayer и сельскохозяйственной Monsanto объемом $63,5 млрд. ФАС отказалась ее согласовывать до выполнения сторонами требований, среди которых предоставление российским компаниям доступа к базам данных. Дело в том, что сделка между Monsanto и Bayer позволит создать в сельском хозяйстве цифровую платформу по типу Uber, которая может изменить эту отрасль так же радикально, как изменилась с приходом Uber транспортная отрасль, пояснил “Ъ” директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов.

Другой пример — дело ФАС против LG, возбужденное в июне 2017 года. Служба заподозрила российскую «дочку» южнокорейской компании в координации цен на смартфоны с применением цифровых алгоритмов. «Российская дочерняя компания LG использовала специальную программу, которая анализировала цены на смартфоны у всех реселлеров и сообщала о случаях несоблюдения “рекомендованных” цен, что позволяло LG незаконно координировать ценообразование контрагентов. ФАС в ходе исследования на рынке обнаружила множество таких программ»,— говорится в готовящейся к публикации книге «Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху» ФАС и Института права и развития ВШЭ—Сколково.

По словам Алексея Иванова, сетевой эффект — это распространенная экономическая категория, есть формулы, позволяющие его оценить. А сетевой эффект цифровой экономики вместе с контролем больших данных приводит к особому уровню контроля рынков, которого в традиционных отраслях бизнеса просто не бывает. В то же время интернет-компании могут рассчитывать и на послабления по сравнению с традиционными: «Если обычная ценовая координация запрещена законом всегда, то в отношении цифровых платформ предлагается дать возможность антимонопольному органу оценивать положительные социальные эффекты от их работы».

Пятый антимонопольный пакет будет внесен в правительство в течение весны 2018 года, рассчитывает замглавы ФАС Сергей Пузыревский (см. интервью). Проект уже отправлен в целый ряд отраслевых ассоциаций, ассоциацию антимонопольных экспертов и экспертам рабочей группы госпрограммы «Цифровая экономика», рассказал Алексей Иванов. По его словам, предложения поддерживают в первую очередь малые и средние компании, а сопротивление чувствуется со стороны «монополистически ориентированного бизнеса».

В Евросоюзе рынок онлайн-торговли уже регулируется целым рядом специальных документов, напоминает издание. Основополагающей стала директива об электронной торговле, принятая еще в 2000 году. Именно она определяет правила игры на всем рынке ЕС для компаний и потребителей. В мае 2015 года Еврокомиссия представила стратегию по созданию Единого цифрового рынка. Она предусматривает 16 инициатив, которые затрагивают интернет-торговлю и телекоммуникационный рынок. В частности, Еврокомиссия объявила о намерении установить единые правила заключения контрактов, единые нормы прав потребителей и, самое важное, запрет на блокировку доступа пользователей онлайн-магазинов к тому или иному сайту на основании его местонахождения. И в своем докладе от 10 мая 2017 года Еврокомиссия подтвердила обнаружение многочисленных случаев нарушений антимонопольного законодательства со стороны онлайн-ритейлеров. Впрочем, имена нарушителей названы не были.

Второй блок предложений Еврокомиссии касался телекоммуникационной сферы. В первую очередь он предполагает изучение прозрачности механизмов поисковиков, ценовой политики различных онлайн-сервисов, вопроса использования персональных данных, которые попадают в распоряжение таких компаний. Именно с алгоритмом выдачи результатов поиска связано самое громкое дело в сфере интернет-торговли. В июне прошлого года Еврокомиссия оштрафовала Google на €2,42 млрд за то, что та предоставляла преимущество в результатах поисковой выдачи собственному продукту Google Shopping в ущерб другим агрегаторам товаров. Ссылки на этот сервис оказывались наверху страницы с результатами поиска, тогда как позиции конкурирующих сервисов намеренно занижались. Так, в среднем ссылка на наиболее популярный агрегатор товаров, не принадлежащий Google, оказывалась лишь на четвертой странице поиска.

Аналогичные претензии к Google и его сервису Google Shopping были и у американских властей. Обвинения в адрес компании были выдвинуты еще в 2011 году, однако два года спустя Федеральная торговая комиссия США пришла к выводу, что даже если Google и причинила вред конкурентам умышленно, то она в любом случае сделала это для того, чтобы лучше обслуживать клиентов. В итоге дело так и не было возбуждено. Однако попытки наказать корпорацию за возможное недобросовестное использование своего доминирующего положения на рынке интернет-поисковиков не прекращаются. В числе последних Google призвали к ответу власти штата Миссури. Прокуратура намерена проверить, не нарушают ли действия Google права потребителей штата и законы о конкуренции. В частности, ей предстоит выяснить, что Google делает с собираемой пользовательской информацией, а также проверить подозрения в том, что компания удаляет потребительскую информацию с сайтов конкурентов и манипулирует результатами поиска для своей выгоды.

За манипулирование ценами в США была наказана и Apple. Компания была признана виновной в сговоре о завышении стоимости электронных книг и нарушении антимонопольного законодательства. В рамках этого дела Минюст США рассматривал соглашения, подписанные Apple с пятью издательствами (Penguin, Macmillan, Simon & Schuster, Hachette и HarperCollins) в 2010 году, когда корпорация запускала первый iPad и стремилась положить конец доминированию Amazon на рынке электронных книг. Для этого Apple предложила издательствам перейти на агентскую модель продаж, когда розничную цену на книги назначают сами издатели, а не ритейлеры, как это принято в оптовой модели продаж. При этом Apple, продавая книги по назначенной издателями цене в своем интернет-сервисе iBooks, забирала 30% вырученных средств. В итоге покупатели платили в среднем от $12,99 за электронную версию книги, в то время как до вступления в соглашение цена составляла $9,99. В итоге Apple согласилась выплатить $400 млн в виде штрафов и компенсаций представителям потребителей 33 американских штатов.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.