Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

5G не потребует масштабных капиталовложений

22 мая 2018

Даже при очень больших прогнозируемых темпах роста трафика, достижении высоких целевых уровней охвата сетями 5G и сохранении существующих конкурентных моделей развития инфраструктуры отрасль не ждет значительный рост капитальных вложений по сравнению с уже сложившимся уровнем.

Эксперты PwС провели исследование , в котором был рассмотрен целый комплекс аспектов развития 5G в России, таких как влияние нового поколения связи на развитие инновационных цифровых услуг, влияние особенностей стандарта и сервисов 5G на подходы к развитию сетей мобильными операторами, потенциальные сценарии развития сетей пятого поколения и их последствия для отрасли, эффект внедрения 5G на экономику и капитальные вложения игроков отрасли.

В рамках исследования также было выполнено моделирование трафика мобильной передачи данных и уровня капитальных затрат на развитие 5G 2020-2027 гг. С учетом проведенного анализа и результатов моделирования инвестиций в развертывание сетей 5G эксперты PwC предложили свое видение в части развития нового поколения связи и его оптимальных сценариев.

Аналитики отмечают, что, развивая мобильные сети новых поколений в следующем десятилетии, операторы неизбежно столкнутся с такими вызовами, как продолжающийся рост трафика (по оценкам PwC, в 12 – 21 раз в следующие 10 лет), необходимость задействовать новые высокие радиочастотные диапазоны и повышать характеристики услуг связи в условиях серьезной конкуренции и низких темпов роста доходов отрасли.

Технологии пятого поколения предоставят эффективные ответы на данные вызовы, в том числе обеспечат необходимый рост пропускной способности сетей мобильных операторов и позволят развивать их на базе уже существующей инфраструктуры, без взрывного роста количества сот и объема капитальных вложений:
  • 5G будет использовать низкие радиочастотные диапазоны (<1 ГГц) для массового покрытия территорий и зон с низкой плотностью трафика,средние (1 – 6 ГГц) для традиционных сценариев мобильного пользования в городах и населенных пунктах, и высокие (>24 ГГц) в хот-спотах – зонах с крайне высоким потреблением услуг передачи данных и инновационных ИКТ-сервисов.
  • Внедрение технологии Massive MIMO, рефарминг и расширение использования радиочастотного спектра позволят значительно (до 50 – 60 раз) увеличить пропускную способность существующих сот мобильных операторов.
  • Кроме того, при сопоставимых условиях базовая станция 5G с использованием технологии Massive MIMO – активных антенн с формированием диаграммы направленности сигнала – имеет существенно
  • больший радиус передачи сигнала. Например, радиус охвата соты пятого поколенияс использованием радиочастотного диапазона 3,5 ГГц сопоставим с охватом соты LTE 2,6 ГГц или может даже превысить его.
  • Новые технологии построения мультистандартных сетей, централизация сетей радиодоступа, софтверизация и виртуализация сетевых функций обеспечат дальнейшее повышение эффективности капитальных затрат и снижение общей стоимости владения сетью.
В ходе исследования было выполнено моделирование капитальных затрат и стоимости эксплуатации сетей 5G в России на горизонте 2020 – 2027 гг. исходя из трех сценариев строительства сетевой инфраструктуры, идентифицированных в рамках анализа международного опыта:   
  1. Преимущественно самостоятельное развитие сетей телекоммуникационными операторами;
  2. Интенсивное совместное использование («шеринг») активной инфраструктуры сетей мобильными операторами (аналогично текущей модели совместного развития LTE в РФ, но в большем масштабе);Развитие единой национальной сети 5G, используемой всеми прочими операторами на договорной основе (ЕНС).
Результаты моделирования показывают: даже при очень больших прогнозируемых темпах роста трафика, достижении высоких целевых уровней охвата сетями 5G и сохранении существующих конкурентных моделей развития инфраструктуры отрасль не ждет значительный рост капитальных вложений по сравнению с уже сложившимся уровнем.

В сценарии самостоятельного развития сетей общий объем инвестиций мобильной отрасли (в 2020 - 2027 гг.) с учетом задач внедрения 5G может составить 18-22% от общих доходов. Это представляет определённый, но не очень существенный рост по сравнению с историческим уровнем в 18-20 %. Среднее соотношение капитальных затрат к доходам в случае совместного использования («шеринга») активной инфраструктуры сетей мобильными операторами составит 16-20%.

По оценкам PwC, общий рост плотности сетей мобильной связи в России до 2027  года в связи с внедрением 5G при условии выделения необходимых  радиочастотных ресурсов не превысит 20% от охвата сетей предыдущих поколений. Более вероятен рост плотности сетей операторов порядка 4-10%.

Оценка уровня капиталовложений в строительство инфраструктуры 5G в 2020–2027 годах (сеть радиодоступа и дополнительные мощности транспортной сети) по модели самостоятельного развития сетей мобильными операторами составит в среднем 130–165 млрд рублей суммарно для каждого из мобильных операторов, или порядка 550 – 610 млрд рублей в целом по отрасли (то есть около 8%  от выручки отрасли ежегодно).

Практика совместного развития инфраструктуры даст дополнительное сокращение стоимости владения сетями 5G и объема капитальных вложений (до 30 % в случае совместного развития и эксплуатации сетей двумя операторами). Оценка необходимых капитальных затрат в 2020 – 2027 годах на строительство сети  радиодоступа и модернизации последних миль транспортной сети для одного оператора в среднем составляет порядка 110 млрд рублей, суммарные затраты отрасли достигнут 400–445 млрд рублей при дополнительном сокращении операционных затрат.

Вариант шеринга инфраструктуры позволит операторам внедрить 5G при сопоставимых или даже меньших бюджетах капитальных вложений по сравнению с предыдущими поколениями, а также обеспечит минимальную стоимость владения сетью по сравнению с другими вариантами – самостоятельным развитием и созданием единой национальной сети.

Расширение совместного использования и развития инфраструктуры операторами в рамках конкурентной модели будет новой парадигмой отрасли для развития сетей пятого поколения.

Другие сценарии – самостоятельное строительство инфраструктуры 5G или создание единой национальной сети пятого поколения – либо потребуют бóльших финансовых средств и сроков (вариант самостоятельного развития), либо будут сопряжены с рисками снижения уровня конкуренции в отрасли и, как следствие, возможного негативного влияния на потребителя по основным параметрам — цена, качество, инновационность и персонализация услуг, возможность физического резервирования инфраструктуры (вариант единой национальной сети).

Даже без учета инвестиций в инфраструктуру опорной и магистральных сетей расходы на создание единой национальной сети 5G (третий моделируемый сценарий) составят не менее 330 – 365 млрд  рублей. Суммарные ежегодные операционные затраты отрасли увеличатся на 10-19 млрд рублей. Из-за отсутствия преимуществ по  стоимости владения сетью в сравнении со сценарием шеринга и указанных выше рисков модель развития инфраструктуры новых поколений на базе ЕНС используется во всем мире ограниченно. Такие сети действуют в настоящий момент в двух странах: 4G в Руанде и Беларуси. Еще в двух странах - Кении (4G) и Украине (3G) - развитие по этой модели было де-факто остановлено или отложено из-за значительных задержек в разворачивании сетей, а также сложностей в достижении договоренностей в отношении модели развития сети и привлечения финансирования. 

Анализ международного опыта показывает, что страны с высоким уровнем развития цифровой экономики отдают предпочтение конкурентным моделям развития сетей нового поколения, в том числе 5G.

Эволюционное развитие 5G на базе мультистандартных сетей 4G / 5G будет наиболее экономически оправданным  и широко используемым во всем мире вариантом внедрения технологий пятого поколения.

4G сыграет важнейшую роль как драйвер развития новых услуг пятого поколения в средне- и долгосрочной перспективе из-за зрелости технологии, охвата сети, наличия и более низкой стоимости абонентских устройств. 5G создаст основу внедрения самых требовательных и футуристичных сервисов, которые еще только формируются в лабораториях и R&D-центрах, а также вовлечет дополнительные радиочастотные ресурсы и позволит заметно увеличить пропускную способность под перспективный рост трафика передачи данных. Значительная часть уникальных сервисов пятого поколения на начальных этапах развития потребует лишь локального развития сетей в местах спроса на данные услуги (города,
производственные, торговые и деловые зоны).

Предыдущие тезисы подтверждаются практикой: международные операторы уже начали развивать мультистандартные сети с поддержкой технологий пятого поколения, в том числе на основе Massive MIMO. В целом игроки отрасли ожидают сохранения существующей конкурентной модели развития и владения сетевой инфраструктурой 5G, т. е. строительства собственных сетей операторов либо совместного развития активной или пассивной инфраструктуры сетей с другими операторами (результаты международного опроса порядка 750 операторов, проведенного GSMA).

Развитие сети 5G, а также новых технологий и сервисов на ее основе во многом зависит от эффективности отраслевых политик. В России целесообразно распространить ряд наиболее передовых практик, уже применяемых в странах с развитой цифровой экономикой:
  • предоставление необходимого спектра частот с учетом международной гармонизации под все ключевые сценарии использования 5G (< 1 ГГц, 1–6 ГГц, >24 ГГц) и его конкурсное распределение;
  • создание долгосрочной политики развития 5G,
  • в т. ч. с целью формирования прозрачных правил для игроков отрасли и стимулирования инвестиций в подготовку мобильных сетей для внедрения технологий пятого поколения;
  • поддержка конкурентной модели развития мобильных сетей;
  • обеспечение технологической нейтральности использования радиочастотных ресурсов;
  • снижение административных и прочих барьеров строительства сетей;
  • развитие практики шеринга сетей, в т. ч. за счет недискриминационного доступа к инфраструктуре, поддержки совместного использования элементов сети (антенные системы и т. п.), размещаемых на государственной и муниципальной инфраструктуре, на транспорте, а также развития рынка провайдеров антенно-мачтовой инфраструктуры;
  • поддержка инноваций и инвестиций в области создания новых цифровых сервисов на базе технологий пятого поколения.

Источник: PwC

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.