Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 07 июня 2018

Цифровизация зернового рынка уже началась

В России создается полнофункциональная цифровая отраслевая платформа, объединяющая участников сельскохозяйственного рынка.

Smartseeds -- так называется онлайн-платформа для торговли и логистики в сфере сельского хозяйства -- это российская разработка, в которую инвестировали Артем Кузнецов, председатель совета директоров  «РК-Строй», ранее занимавший руководящие должности в групе "ГУТА", и партнеры (их имена не раскрываются). Создатели позиционируют ее в качестве «Uber'a для зернового рынка» и собираются с ее помощью активно включиться в решение таких его застарелых проблем, как фрагментация и низкий уровень доверия между участниками, непрозрачность, длинные цепочки с большим количеством посредников, низкий уровень автоматизации и развития инфраструктуры (транспортной, логистической, финансовой).

Ключевыми клиентами платформы являются экспортеры зерна. По словам руководителя проекта, Кирилла Подольского, ее тестирование начали Glencore и «Зерно-Трейд». И поскольку основным процессом, в оптимизации которого такого рода заказчики нуждаются, является логистика, начать цифровизацию зернового рынка решено было именно с нее.  

Известно, что 70% перевозок зерна в России осуществляется автотранспортом. В регионах, где сегодня внедряется и будет внедряться в ближайшее время SmartSeeds (в Ростовской области, в Краснодарском крае и на Ставрополье), основными игроками на рынке таких перевозок являются индивидуальные предприниматели, многие из которых чаще всего одновременно являются и владельцами, и водителями КАМАЗов-зерновозов. Сегодняшнюю емкость парка такого специализированного транспорта в  этих субъектах РФ Кирилл Подольский оценил в более чем 50 тысяч машин.

Ввиду большого количества ИП крупные компании-экспортеры и сельхозпроизводители вынуждены работать с ними через посредников, что сказывается на показателях эффективности.  Это с одной стороны. С другой стороны, сами индивидуальные предприниматели постоянно находятся в поиске заказов от экспортеров и сельхозпроизводителей. Кроме того, они очень заинтересованы в сокращении времени ожидания разгрузки в зерновом терминале в том или ином порту. (В Краснодарском крае несколько портов, из которых зерно отправляется на экспорт, – Новороссийск, Тамань, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ). По словам Кирилла  Подольского, в сезон очереди из КАМАЗов, ожидающих разгрузки, растягиваются у зерновых терминалов на 10 км. Так что, бывает, водителям приходится буквально жить в своих машинах по шесть-семь дней.

Для решения этих проблем в цифровой платформе SmartSeeds разработаны отдельные модули «Лучшее место поставки» и «Электронная очередь». Благодаря первому  фермер и перевозчик получают полную информацию о том, где может быть продана его продукция с максимальной выгодой с учетом всех накладных расходов. При этом система учитывает множество факторов — расположение производителя и покупателя, количество продукции, которую фермер хочет продать, и объем продукции,  необходимой покупателю.  

Модуль «Электронная очередь» оперирует информацией о пропускной способности всех зерновых терминалов в регионе и их мощности, а также об их текущем состоянии, на основе которых выделяет для водителей временные слоты для разгрузки. В случае, если водитель не успевает вписаться в выделенный интервал времени, он может его изменить.  

Подключение к платформе для всех категорий игроков сельхозрынка бесплатное. Более того, поскольку весь документооборот SmartSeeds  электронный, каждый новый участник за счет платформы обеспечивается усиленной квалифицированной электронной подписью. После завершения процедуры регистрации в сервисе перевозчики устанавливают в свои автомашины GPS-трекеры, которые также предоставляются им безвозмездно, и могут ими пользоваться. За год в платформе SmartSeeds зарегистрировалось более 2 тыс. перевозчиков.  

Провайдеры платформы рассчитывают, как и Uber, на получение от участников комиссии. Ее размер Кирилл Подольский оценил в 15--20%. Впрочем, предусмотрен и тестовый период, в течение которого компании могут пользоваться сервисом бесплатно. Также в планах – дорастить SmartSeeds до полнофункциональной отраслевой цифровой платформы со своей экосистемой, включающей в себя партнеров и клиентов (производителей сельскохозяйственной продукции, перевозчиков, экспортеров, поставщиков инфраструктурных услуг).  

Стратегическая цель  – превратить ее в одну из десяти цифровых интеллектуальных платформ, создание которых предусмотрено к 2024 году госпрограммой «Цифровая экономика Российской Федерации», чтобы сделать зерновой рынок прозрачным. Для ее достижения руководство сервиса готовится к участию в создании правил торговли на этом рынке, типизации и стандартизации всех бизнес-процессов, без которых цифровизация невозможна.  

«Мы хотим построить, с одной стороны, систему дистрибуции зерна и других сельскохозяйственных культур, а с другой – клиринговый центр, который  обеспечивал бы надежность сделок и проводил расчеты по ним», -- обрисовал перспективу Кирилл Подольский. После закрепления успехов в Ростовской области, а также Краснодарском и Ставропольском краях можно ожидать расширения географического присутствия сервиса SmartSeeds на Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую и Белгородскую области.  

Ожидаемым результатом внедрения онлайн-платформы для торговли и логистики зерна должно стать повышение эффективности и прозрачности всей зерновой индустрии.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.