Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Цифровая грамотность россиян не очень высока

21 июня 2018

По данным Аналитического центра «НАФИ», жителям нашей страны нужно повышать компьютерную грамотность, развивать навыки безопасных коммуникаций в среде интернет, а также стараться быстрее осваивать технологические инновации.

Исследовательский спецпроект «НАФИ» «Цифровая грамотность для экономики будущего» реализовывался в соответствии с подходом, предложенным G20 в апреле 2017 г., предполагающим агрегированную оценку пяти индикаторов (информационной грамотности, компьютерной грамотности, медиа- и коммуникативной грамотности, а также отношения к технологическим инновациям).

Под «цифровой грамотностью» при этом понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий людям эффективно решать задачи в цифровой среде. По мере ускорения процесса цифровой трансформации от наличия у населения таких компетенций будет все больше зависеть национальная безопасность страны в целом, и конкурентоспособность на рынке труда каждого ее гражданина в частности.

По словам Гузелии Имаевой, директора «НАФИ», Россия первой из стран двадцатки провела исследование по этой методике. В ноябре 2017 г. состоялся репрезентативный опрос, в котором приняли участие 1600 жителей России из 42 регионов в возрасте от 18 лет и старше.

Опрос показал, что у россиян нет недостатка в навыках работы с информацией, то есть с информационной грамотностью : нужные сведения легко находят в интернете 81% опрошенных. В большинстве своем (74%) они делают выводы на основе данных, полученных из разных источников. Среди респондентов с высшим образованием так действует 86%, среди пользователей, не окончивших вузы, --70%. Правда,  далеко не все участники опроса, получая те или иные сведения, задумываются о пользе или вреде такой информации: 45% опрошенных признали, что этого не делают.

Компьютерная грамотность, предполагающая наличие у пользователей понимания, как устроен и работает компьютер, способности оценить его технические характеристики, а также навыков владения гаджетами на разных платформах тоже зависит от уровня образования и  неодинаков в разных  возрастных группах. Только 40% опрошенных с высшим образованием согласились с тем, что им сложно оценить, насколько современны компьютеры и программное обеспечение, которые они используют. Людей без высшего образования, испытывающих такие же трудности, оказалось больше -- 58%.

И если 90% участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет признали, что работа с компьютером для них – это естественный процесс, не вызывающий затруднений, то в возрастной группе от 55 лет и старше, доля респондентов, давших такой ответ на этот вопрос, уже перевалила за половину —57%.

Кроме того, компьютерная грамотность предполагает еще и знание пользователем принципов защиты информации. А его-то пока  жителям России и не хватает. По данным опроса, 38% респондентов не используют обновление антивирусного программного обеспечения и 22% проводят платежи через публичные WiFi-сети. (В возрастной группе от 18 до 24 лет таких респондентов оказалось еще больше – 36%).

Медиаграмотность предполагает наличие у пользователей знаний об источниках информации в онлайн-среде, навыков поиска новостей и сопоставления их подачи в различных интернет-СМИ. Также важен уровень доверия людей к размещенной на сайтах разных изданий информации. И, как отмечается по результатам исследования, такие знания и навыки не чужды многим россиянам. Более того, 74% респондентов знают, где найти ту или иную новость, 72% осознают, что средства массовой информации могут передавать суть новости неполно. Хотя в этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя: 51% участников опроса признались, что не сопоставляют подачу одной и той же информации в разных  источниках.

В условиях, когда интернет-среда становится полноценным каналом общения людей, все большее значение приобретает коммуникативная грамотность. И для оценки ее уровня у жителей России, респондентам задавали вопросы о том, есть ли у них понимание специфики диалога в цифровой среде? Владеют ли они навыками использования современных средств коммуникаций? Что они думают об этике и нормах ведения диалога и поведения в цифровой среде. Таким образом исследователи выяснили, что 42% наших интернет-пользователей редко анализируют позицию своего собеседника, 75% умеют применять современные средства коммуникаций, 76% считают, что нужно переносить в онлайн этические нормы, принятые в оффлайне, и придерживаться этих «золотых» правил.

И, наконец, последний индикатор – отношение к инновациям – показал, что чуть больше трети россиян – 36% стараются быть в курсе всех технических новинок, 58% респондентов признали, что современные технологии облегчают жизнь, и 53% -- признают, что им достаточно сложно осваивать новые технологии.

В итоге,  отметили исследователи, самым высоким оказался индекс цифровой грамотности в области медиа – 65 п.п., а самым низким в области компьютерной и коммуникативной  грамотности --  46 п.п. А интегральный показатель цифровой грамотности составил 52 п.п. из  100 возможных, то есть чуть выше средних значений.

Что рекомендуется исследователями сделать для его повышения? Во-первых, развивать у россиян компетенции в области критического мышления. Во-вторых, помочь пользователям сформировать культуру защиты информации. В-третьих , -- повышать социальную ответственность медиа, в четвертых, развивать межличностные коммуникации в цифровой среде, и наконец, в пятых, помочь учителям получить необходимые знания для того, чтобы возглавить движение в сторону повышения компьютерной грамотности.

Подготовила А. Крылова

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.