Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Телеком-рынок в России вернулся к росту

26 июня 2018

В 2017-м рынок мобильной связи в России вырос на 3,4% к прошлому году, и это стало сильнейшим ростом с 2013-го года. Причину роста эксперты видят в отказе операторов от безлимитных тарифов.

"С учетом того, что в 2016-м в «зеленом нуле» рынок удержался только за счет погожего денька 29-го февраля, можно говорить не просто о рекордном росте, но и о развороте тренда", - говорится в отчете о состоянии рынка мобильной связи в России по итогам 2017 года, подготовленным аналитиками "ВымпелКом".

В отчете отмечено, что в 2017-м рост шел не только за счет двузначного прироста Теле2. «Большая тройка» тоже в целом оказалась в хорошем плюсе.


Математически главным фактором разворота рынка стал рост ARPU - этот показатель вырос впервые с 2013 года. У «большой тройки» он вырос на 2,1%, а у четверки федеральных операторов рост ARPU был еще выше – 3,1% к 2016-му году.  По мнению экспертов, реальной и главной причиной возврата рынка к росту можно назвать прекращение продаж безлимитных тарифных планов. На фоне отказа от «безлимитов» рост потребления мобильного интернета, наконец, начал способствовать росту ARPU.

ARPU рос и за счет снижения абонентских баз крупных игроков. Сильнее других просела МТС - если в конце 2016 года количество абонентов оператора превысило 80 млн, то по итогам 2017 абонентов у МТС было уже почти на два миллиона меньше.


При этом, указывается в отчете, базы «большой тройки» снижаются не в пользу растущей Теле2 - МТС и Мегафон стали существенно меньше продавать, "и это скорее позитивный фактор", считают аналитики. В 2016-м продажи «тройки» оцениваются в более чем 100 млн SIM-карт, а в 2017-м продажи сократились до 90 с небольшим млн. В 2018 году сокращение продаж продолжится, полагают в "ВымпелКоме", причем следом за продажами будут сокращаться и абонентские базы.

Отказ от "безлимита"

Сокращение продаж является логичным результатом намного более консервативной ценовой политики всех четырех федеральных операторов. Уже в первом квартале 2017-го вслед за Yota и Мегафоном от «безлимитов» отказались Билайн и МТС. Примерно в это же время федеральные операторы под действием очевидного смещения фокуса своих клиентов с «голоса» на «дату» окончательно переориентировались с «pay as you go» на пакетные тарифные планы. Все операторы выстроили четкие линейки пакетных тарифов по модному и разумному принципу «more for more». Эти движения вместе привели к фактическому уходу с рынка продаж тех клиентов, которые постоянно искали более выгодные предложения. В прошлом году выгоднее всего было не менять оператора и тариф, поскольку новые предложения были зачастую не такими привлекательными, как некоторые «архивные» тарифные планы.

"Уход с рынка безлимитных тарифов сам по себе заложил интересный новый тренд в российском «тарифостроении», - отмечают аналитики.- Полные «безлимиты» сменились отсутствием ограничений трафика по направлениям. Причем, помимо сравнительно «легких» с этой точки зрения сервисов (мессенджеры, например), появились и безлимитные социальные сети, и даже безлимитное видео. Скорее всего, изначально это был способ смягчить шок от отмены полных «безлимитов». То есть, это по-прежнему история про бесплатный трафик. Однако, такие тарифы заложили фундамент для появления новых конвергентных тарифных пакетов, сочетающих в себе платный трафик и бесплатный доступ к различным OTT-сервисам. Свежим примером такого предложения является акция МТС с бесплатным доступом к Apple Music. Такая модель представляется нам более перспективной.  Оператор стимулирует одновременно лояльность и потребление клиентов,оставляя себе возможность зарабатывать
на растущем трафике".

"Именно возможность расти по выручке вместе с ростом трафика стала главным фактором возврата рынка к росту, - говорится в отчете. - Вряд ли неконтролируемая загрузка сетей является основным негативным эффектом «безлимитов». Их проблема в другом. «Безлимиты» покрывают с запасом все потребности, подходят всем клиентам, не зависимо от их уровня потребления. Значит, со временем, и, как показала практика 2016-го года, очень быстро, все клиенты с высоким трафиком переходят на «безлимиты», существенно оптимизируя свои расходы на услуги связи. Бренды, оригинальные концепции тарифов, реклама, конвергентные пакеты, фокусная работа с клиентами на основе «биг дата» – все уходит на второй план, а вся конкурентная борьба сводится к цене «безлимита», который становится доступным для всё большего количества абонентов. Даже качество перестает играть роль в конкуренции, поскольку падает у всех до более-менее одного, и весьма непривлекательного, уровня".

Выручка в приоритете

В прошлом году приоритетом «большой тройки» было не количество клиентов, а выручка.

Даже Теле2, влекомый целью выхода на положительный денежный поток, также фокусировался не столько на росте абонентской базы, сколько на продаже существующим клиентам услуг, построенных ранее сетей 3G и 4G. Выручка Теле2 выросла на замечательные даже по меркам конца нулевых 16,2%, в то время как абонентская база лишь на 4,2%. Средний абонент Теле2 стал тратить на 11,3% больше. На этом фоне имидж дискаунтера стал тесен оператору, и Теле2 нацелилась на его расширение до уровня дисраптора. Явно взяв на вооружение позитивный опыт T-Mobile US, компания объявила переход к «другим правилам», которые, впрочем, были тут же приняты, подхвачены и даже усугублены конкурентами. «Другие правила» быстро стали общими правилами. Тем не менее, по итогам года Теле2 своей цели достигла: выдающийся рост выручки почти целиком перетек в EBITDA, и вместе с «высушенным» CAPEX дал обещанный ноль в операционном денежном потоке. Скудная на детали отчетность Теле2 не позволяет нам по достоинству оценить мастерство финансового блока компании, но долгосрочный долг сократился примерно на 15 млрд руб., растекшись по другим строчкам баланса, и это снизило отношение долга к EBITDA с пугающих почти 8 по итогам 2016-го до примерно 4 по итогам прошлого года.

Доли рынка: ситуация стабильна

Теле2 оказалась значительно устойчивее, чем казалось, и теперь можно уверенно говорить, что российский мобильный рынок стал  рынком четырех федеральных игроков.

Доли рынка внутри «большой тройки» менялись незначительно. Билайн и МТС продолжили укреплять позиции за счет Мегафона, который с 2015-го года потерял уже один процентный пункт. В условиях насыщенного рынка перераспределение долей просто математически не может идти быстро. Разница в позициях операторов сформировалась, и в этой ситуации прямые лобовые атаки могут скорее привести к сжатию рынка, как это было в 2016-м. При этом маловероятно, что прирост доли на насыщенном рынке сможет окупить его обесценение. Даже существенный относительно «низкой базы» рост Теле2 не сулит в ближайшем будущем серьезного изменения долей «тройки».


В такой ситуации все федеральные игроки пытаются сформулировать новые стратегии конкурентной борьбы. Например,  МТС в 2017-м году объявила о развитии собственной разработки софта, о развитии «биг дата», закрыла несколько заметных сделок по приобретению интернет-компаний. В отчетности МТС за первый квартал этого года мы уже виден более чем миллиардный вклад новых бизнесов в рост общей выручки.

Билайн также вышел в цифровую сферу. Запуск приложения VEON летом прошлого года стал масштабным событием. К концу года на фоне стабильно высоких рейтингов в AppStore и Google Play у VEON было уже более двух миллионов загрузок.

Мегафон в феврале прошлого года объявил о приобретении контроля в группе Mail.ru. В след за этим была объявлена новая стратегия оператора, где анонсировались синергетические проекты с принадлежащими Mail.ru крупнейшими российскими социальными сетями. Однако, один из таких проектов - виртуальный оператор VKMobile - уже свернут. Кроме того, компания объявила о снижении своей доли в Mail.ru.



Структура доходов операторов

Услуги мобильной связи по-прежнему занимают львиную долю в выручке и прибыли всей четверки федеральных операторов. И в этом традиционном сегменте в 2017-м году также произошел масштабный стратегический сдвиг. Билайн и Мегафон объявили о планах по разделению Евросети. При этом Билайн более чем удвоил количество собственных салонов, работающих под «полосатым» брендом, а Мегафон стал владельцем «блокпакета» в «крупнейшей в мире розничной сети», которая будет работать под брендом «Связной». Как видим, операторы разошлись не только во взглядах на партнерство в Евросети, но и в своем видении развития дистрибуции SIM-карт.

До сих пор лидирующая позиция в монобрендовой рознице была основой стабильного положения МТС на рынке мобильной связи. Но к середине этого года Билайн займет прочное второе (а в ряде регионов и первое) место по размеру собственной розницы, сохранив при этом продажи в Связном, которых нет у МТС. Мегафон при этом сокращает собственные и «франшизные» салоны, делая ставку главным образом на продажи в Связном. В то же время продажи «большой тройки» продолжают сокращаться, продажи Теле 2 также существенно не растут и, по большому счету, весь сотовый ритейл для новых цифр продаж выглядит явно избыточным.

Рынок фиксированного ШПД в 2017-м показывал "здоровые, но скучные тренды". ARPU игроков возобновил рост на фоне увеличения проникновения «multi play» и снижения остроты конкуренции. Однако в целом, ШПД-операторы замерли в ожидании подробностей и реальной практики по «пакету Яровой». Простая логика подсказывает, что раз при меньшем среднем счете операторы ШПД передают каждому абоненту на два порядка больше трафика, чем мобильные, значит затраты на хранение этого трафика будут для них более чувствительны, чем для мобильных операторов.  Как будут вести себя проводные операторы в этих условиях, будет понятно лишь в конце текущего или даже в начале следующего года. "Мы говорим не столько о судьбе конкретных игроков и ускорении продолжающейся консолидации этого рынка. Скорее, мы ожидаем развития новых бизнес-моделей и углубления кооперации фиксированных операторов между собой и с мобильными операторами", - говорится в отчете.

К моменту выхода этого отчета Билайн остается самым мощным конвергентным оператором как на B2B-рынке, так и на массовом. Уже более 900 тысяч пользователей домашнего интернета Билайн платят только за мобильную связь. Однако, летом этого года МТС и МГТС начали обновлять свои конвергентные предложения, что можно расценивать как возможность для роста популярности таких предложений на рынке в целом.

Источник: ВымпелКом

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.