Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Российским инновациям не хватает коммерциализации

16 июля 2018

Невысокий уровень коммерциализации научных разработок — одно из ключевых ограничений инновационного развития России.  

Об этом говорится в ежегодном Национальном докладе об инновациях в России-2017. Выращивание новых успешных команд технологических предпринимателей и формирование устойчивого финансирования этой деятельности, в том числе через венчурные инструменты, является необходимым условием развития инноваций в стране.

Национальный доклад об инновациях ежегодно дает оценку текущего состояния российской инновационной экосистемы, а также определяет основные направления корректировки федеральной инновационной политики. Темой третьего доклада, представленного РВК совместно с Министерством экономического развития России и Экспертным советом при Правительстве РФ, стало «Привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ через инструменты венчурного рынка».

В основу документа легли результаты широкого экспертного обсуждения состояния национальной венчурной индустрии, а также результаты комплексного социологического исследования, в котором приняли участие более 200 респондентов, работающих в инновационной сфере: инвесторы, технологические предприниматели, представители федеральных органов власти. Доклад станет аналитической базой для разработки Стратегии развития венчурного рынка и рынка прямых инвестиций РФ, проект которой должен быть представлен РВК до конца 2018 года.

Динамика национальной инновационной системы

Выводы о развитии инноваций в России авторы доклада делают на основе дэшборда — «панели управления» (англ., dashboard). В дэшборде проанализирована динамика 108 показателей, характеризующих изменения в инновационном развитии России по сравнению со странами-бенчмарками.

За последние годы России удалось значительно улучшить свои позиции в ведущих международных рейтингах инновационной активности. Так, позиции страны существенно укрепились в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index: Россия поднялась с 63 в 2010 г. до 38 места в 2017 г., рост показателя за год составил +5 позиций. За прошедшие восемь лет Россия прибавила 19 позиций в рейтинге развития инноваций Global Innovation Index, где по итогам 2017 года заняла 45 место. А в рейтинге Doing Business Россия только за прошедший год поднялась на 16 позиций – до 35 места.

Детальный анализ дэшборда позволяет отследить изменение положения России по трем группам индикаторов инновационной деятельности по итогам 2017 года:

  • индикаторы условий для развития инноваций (человеческий капитал, инфраструктура, зрелость отраслей, институты и ценности): продвижение России к странам-лидерам по 22 показателям из 62;
  • ресурсное обеспечение инноваций (финансовое и материальное обеспечение, спрос и предложение технологий, кооперация науки и бизнеса, инновационная активность, роль государства): продвижение России к странам-лидерам по 7 показателям из 15;
  • результативность инноваций (научные публикации, патентные заявки, технологии, инвестиции, выпуск инновационной продукции): сохранение статус-кво России по сравнению с другими странами.

Обсуждение динамики показателей дэшборда с экспертным сообществом позволило сделать несколько выводов, объясняющих особенности национального инновационного развития. Во-первых, опыт создания и внедрения рыночных инноваций в России ограничивается 20-25 годами. В странах-лидерах накопление институциональных практик инновационной деятельности и создание эффективной инновационной экосистемы заняло существенно более продолжительное время. Участники в целом с оптимизмом смотрят на перспективы инновационной деятельности и отмечают необходимость сохранения системной работы по развитию инноваций, выращиванию новых команд.

Во-вторых, государственная политика стимулирования инноваций в России долгое время сохранялась в формате многополярной деятельности. Масштабные программы поддержки инноваций в промышленности, создание инновационных кластеров и экосистемы, поддержка прикладных исследований в вузовской и академической системах проводились во многом независимо: разными ведомствами, через разные государственные программы. В связи с этим инструменты государственной инновационной политики пока не сложились в полноценный и сбалансированный портфель (Policy Mix).

В-третьих, эксперты отмечают дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций. Несмотря на позитивные сдвиги в структуре ресурсов, результирующие показатели коммерциализации – такие как доля экспорта технологий и доля венчурных инвестиций в ВВП, средний чек венчурной сделки – растут крайне скромными темпами. Согласно выводам доклада, именно этот блок инновационной экосистемы сегодня требует максимального сосредоточения усилий со стороны государства.

Характеристики Российской венчурной индустрии

В рамках продвижения коммерциализации одной из ключевых задач инновационной политики становится развитие в России зрелого венчурного рынка. Всесторонний анализ текущего состояния российской венчурной индустрии, а также определение системы мер для ее перехода в перспективе 5-7 лет к стадии зрелости стали центральной частью доклада.

«Венчурный рынок обеспечивает инвестиции в технологические компании с высоким потенциалом и перспективами роста, к которым не могут эффективно применяться традиционные методики оценки стоимости рисков, используемые банковским сектором и классическими инвесторами. В рамках обновленной стратегии миссией РВК является формирование в стране зрелой венчурной индустрии. Возможные сценарии решения этой задачи раскрыты в  Национальном докладе об инновациях», – комментирует генеральный директор РВК Александр Повалко.

По оценкам экспертов, инструменты российского венчурного рынка пока не заняли значимой доли в портфелях частных инвесторов. После рецессии 2014 года рынок стабилизировался на низких отметках: объем венчурных сделок в среднем колебался на уровне 120 млн долларов, средний размер сделки составил 0,8 млн долларов[3]. Объем венчурного рынка в России по-прежнему несопоставим с показателями стран-лидеров: он составляет около 0,01% от ВВП[4], что примерно соответствует уровню таких стран, как Словакия и Испания, и в три раза уступает развитым западноевропейским странам – Германии и Франции.

Согласно выводам доклада, одним из ключевых препятствий для развития национального венчурного рынка, по мнению инвесторов, является ограниченное число проектов, привлекательных для инвестирования. Респонденты отмечают, что поток проектов за последние годы в целом стабилизировался, но указывают на снижение их качества. Серьезной проблемой индустрии является дефицит у предпринимателей и их команд бизнес-компетенций, который не позволяет реализовать коммерческий потенциал полученных научных результатов. В связи с этим инвесторы указывают на важность реализации программ по технологическому предпринимательству для выращивания в России профессиональных стартап-команд.

Барьером для развития технологического предпринимательства также выступает относительная малочисленность группы населения, готовой к принятию на себя предпринимательских рисков в технологической сфере. Исследования показывают, что в части формирования стартапов в основном активна молодежь в возрасте до 35 лет. В связи с проявлением в ближайшее десятилетие последствий демографических процессов 1990-х годов – сокращением более чем на 35% численности молодежи в возрасте 25–34 лет – прогнозируется существенное снижение численности потенциальных предпринимателей. Для сохранения инновационного потенциала страны необходимы дополнительные действенные меры по стимулированию техпредпринимательства среди всех групп населения.

Сдерживающим фактором для развития венчурного рынка остаются ограниченные возможности для выходов из инвестиций. Об отсутствии выходов как об «острой проблеме» рынка говорит 37% респондентов. В условиях ограниченной ликвидности венчурных активов лишь очень небольшое количество инвесторов остается на российском рынке. Среди ключевых препятствий для выходов в России участники, как правило, называют три. С одной стороны – это отсутствие необходимых инструментов поддержки роста стартапов и их уход за рубеж после прохождения ранних стадий, где такие инструменты доступны. С другой стороны – это низкая активность стратегических инвесторов, на которых за рубежом приходится очень существенная доля выходов из венчурных инвестиций. Наконец, упоминается институциональная проблема – отсутствие наработанной отечественной практики правоприменения и определенных особенностей нормативного регулирования различных аспектов венчурного бизнеса.

Участники рынка также констатируют особенности государственных институтов развития, которые могут ограничивать рост венчурной индустрии. К ним относят традиционное неприятие государством риска, чрезмерное регулирование и избыточную отчетность. Эти факторы дестимулируют развитие бизнеса: ответственность за расходование государственных средств слишком высока, что снижает заинтересованность игроков в их привлечении. Респонденты также отмечают, что различные институты развития в последние годы начали конкурировать за инвестирование в стартапы. Это может привести к снижению качества инвестиций, повышению их рисковости. Кроме того, участники рынка выделяют низкий уровень отраслевой специализации фондов с государственным участием, вследствие чего у них не всегда хватает экспертных ресурсов, чтобы адекватно оценить потенциал предлагаемого проекта. Ключевой запрос к государству со стороны венчурного сообщества – системная поддержка различных форм частных инвестиционных инициатив, стимулирование предпринимательства и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса.

Сообщество участников венчурного рынка сформировало позитивные ожидания в отношении перспектив развития этого рынка в ближайшие годы. Они ожидают увеличения числа российских стартапов и профессионализацию соответствующего сообщества. Эту тенденцию поддержало 52% инвесторов и 38% предпринимателей. Вместе с тем, и инвесторы, и стартапы прогнозируют сложности с привлечением иностранного капитала: ухудшение ситуации по этому направлению ожидают более трети респондентов. Рост объема венчурных инвестиций, по мнению участников рынка, будет в целом сопоставим по темпам с ростом экономики. При этом игроки ожидают рост доходности венчурных инвестиций, который будет наиболее заметен в таких отраслях, как фармацевтика, биотехнологии, медицинские сервисы, программное обеспечение, здравоохранение. Ожидается увеличение объема инвестиций из государственных источников, однако участники рынка отмечают, что принципиально важен приток государственных денег на более поздних стадиях венчурного инвестирования.

Рекомендации по переходу к зрелому венчурному рынку

В соответствии с выявленными «узкими местами» и барьерами в докладе предложены конкретные меры, которые позволят преодолеть ограничения развития венчурного рынка в среднесрочной перспективе, увеличить предложения капитала, расширить портфель качественных проектов и в целом улучшить инвестиционный климат. В частности:

  • С целью увеличения предложения капитала и повышения роли крупных корпораций как участников венчурного рынка предлагается обеспечить мотивацию руководства государственных корпораций и компаний с государственным участием к инновационной деятельности («эффективный контракт»), внедрить в инвестиционную практику компаний с госучастием инструменты M&A долей высокотехнологичных компаний.
  • Для обеспечения «длинных» денег рекомендуется внедрить новые инструменты финансирования организаций сферы науки и технологий, рассчитанные на долгосрочную перспективу («длинные» гранты на 5–7 лет, целевые субсидии и др.), а также снять ограничения по возможности привлечения в отрасль денежных средств пенсионных фондов, страховых компаний и банков (в том числе за счет вхождения в капитал венчурных фондов).
  • Для развития механизмов выходов и уменьшения стадийных диспропорций предлагается сформировать инфраструктуру поддержки технологических стартапов на стадиях pre-IPO и фондов венчурного кредитования, в том числе с вовлечением в эту деятельность государственных банков.
  • Для обеспечения баланса государственного и частного капитала рекомендуется предусмотреть налоговые льготы для акселераторов и бизнес-ангелов, а также льготы и преференции для бизнеса при условии инициативного финансирования научно-технологических проектов. Также предлагается повысить привлекательность венчурных инвестиций для населения за счет установления внятных норм об ответственности и гарантиях управляющих за результаты инвестиций.
  • Для расширения предложения проектов необходимо широкомасштабное обучение выпускников вузов и начинающих бизнесменов технологическому предпринимательству, создание акселераторов в партнерстве с участниками венчурной отрасли, разработка дифференцированных акселерационных программ для проектов разных типов, развитие предакселерационных мероприятий.
  • Для стимулирования спроса на капитал предлагается допуск предприятий к интеллектуальной собственности, созданной за бюджетный счет в военной сфере и не представляющей государственную тайну, вне рамок гособоронзаказа. Кроме того, предлагается сформировать систему вознаграждений авторов за создание «служебных изобретений», а также развивать межотраслевой трансфер технологий.
  • С целью развития трансфера технологий рекомендуется упрощение визового режима для иностранных инвесторов и квалифицированных специалистов, привлечение в Россию ведущих международных инжиниринговых компаний, развитие в стране института техноброкерства и формирование инфраструктуры для эффективного трансфера технологий и коммерциализации прикладных исследований (прообраз — институты Общества Фраунхофера, Германия).
  • Для совершенствования инновационной среды рекомендуется развивать нормативную базу венчурного рынка, в том числе прорабатывать новые механизмы финансирования по примеру других правовых систем (например, закрепление понятий «конвертируемый заем», «классы акций» и др.), создавать реальные и качественные темплейты для венчурных сделок, закрепить правовой статус новых инвестиционных инструментов (например, краудфандинговых платформ).

В докладе также предлагается создание «регуляторных песочниц» для апробирования нормативно-правового регулирования новых рынков, запуск специализированных третейских судов для рассмотрения корпоративных и венчурных споров, внесение изменений в налоговое законодательство в части налога на прибыль организаций, занимающихся венчурной деятельностью. Для повышения прозрачности деловой среды рекомендуется гармонизация методик оценки сделок и стимулирование участников рынка к раскрытию информации, в том числе через систему сертификации управляющих компаний венчурных фондов, претендующих на средства НПФ.

  • В качестве институциональных мер стимулирования спроса рекомендуется принятие новых стандартов и технических регламентов, способствующих росту спроса на инновации, совершенствование системы госзакупок, в т. ч. применение механизма реальных опционов при взаимодействии государства и разработчиков инновационных решений.
  • Развитию новых рынков для инноваций, по мнению авторов доклада, будут способствовать разработка программы поддержки креативных индустрий; стимулирование пользовательских инноваций, в том числе в формате тестового запуска «живых лабораторий» в отдельных городах; разработка и внедрение механизмов поддержки инноваций в сфере государственных услуг (транспорта, здравоохранения, образования и др.).




Источник: РВК

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.