Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Белый дом планирует укрупнение рынка ЭЦП

23 августа 2018

Власти обеспокоены нежеланием граждан обзаводиться квалифицированной электронной подписью и намерены развернуть агитационную кампанию по разъяснению преимуществ ее использования при взаимодействии с государством и бизнесом.

Как стало известно “Коммерсанту”, на состоявшемся 16 августа совещании у «цифрового» вице-премьера Максима Акимова решено отказаться от идеи Минкомсвязи об установлении госмонополии на выдачу усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Действующие коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ) останутся, однако их число будет ограничено 10–15 крупнейшими игроками из нынешних нескольких сотен.

На совещании рассматривался законопроект об электронной цифровой подписи (ЭЦП), подготовленный рабочей группой по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» (сегодня он должен быть внесен в правительство). Создаваемый сейчас нацпроект «Цифровая экономика» для формирования «единой цифровой среды доверия» предполагает унификацию законодательных требований к идентификации и аутентификации и снятие правовых барьеров для применения ЭЦП. В частности, УКЭП должна быть применима в любых видах гражданско-правовых отношений и использоваться всеми участниками электронного взаимодействия. В Белом доме обеспокоены, что граждане практически не пользуются цифровой подписью, поскольку не понимают, для чего это нужно. В то же время слишком большое, по мнению чиновников, количество аккредитованных удостоверяющих центров (сейчас в реестре Минкомсвязи их 484, действующих — 352) и разнообразие видов ЭЦП усиливают риски мошенничества.

В Минкомсвязи ранее предлагали решать проблему фактическим установлением госмонополии на выдачу УКЭП — соответствующий законопроект министерство подготовило еще в 2017 году, однако он получил отрицательное заключение Минэкономики (ведомство указало на значительный объем бюджетных расходов и угрозу полной ликвидации рынка).

Бизнес же настаивает на необходимости сохранить коммерческие АУЦ и регулировать их количество рыночными механизмами. «По мнению бизнеса, госмонополия затормозит развитие. Тех же результатов можно добиться за счет ужесточения требований к центрам, деловой репутации, размеру собственного капитала и финансовой ответственности, сохраняя при этом конкурентную среду»,— пояснил “Ъ” директор направления по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Сейчас в России действует около 400 удостоверяющих центров, причем около половины из них — муниципальные. «Существование последних будет зависеть от того, смогут ли они соответствовать повышенным требованиям»,— говорит он. Так, законопроект АНО предусматривает повышение требований к собственному капиталу центров с нынешних 7 млн до 50 млн руб. и требований к финансовому обеспечению ответственности перед владельцем подписи и третьими лицами вплоть до 500 млн руб. (сейчас 100 млн руб.), введение требований к деловой репутации учредителей и руководителей АУЦ по аналогии с требованиями для финансовых организаций.

Впрочем, эти пороги, по данным “Ъ”, могут существенно вырасти: по итогам совещания было решено доработать законопроект таким образом, чтобы оставить на рынке лишь 10–15 крупнейших коммерческих АУЦ. Помимо повышения порогов капитала и страховой ответственности, для этого может быть введен механизм лицензирования этого вида деятельности и предусмотрены административная ответственность за нарушения технического характера и уголовная — за умышленную неправомерную выдачу сертификатов УКЭП неуполномоченному лицу.

Господин Акимов по итогам совещания также поручил Минкомсвязи проработать предложения по возможности централизованного хранения сертификатов УКЭП и использования биометрической идентификации гражданина при выдаче сертификата цифровой подписи. Напомним, российские банки начали собирать данные населения в Единую биометрическую систему 2 июля этого года, однако этот процесс идет гораздо медленнее, чем предполагалось,— пока в системе лишь 1,2 тыс. человек (см. “Ъ” от 6 августа). Кроме того, Минэкономики и Минкомсвязи поручено разработать план публичной кампании, призванной продемонстрировать гражданам возможности использования ЭЦП для взаимодействия с органами власти и организациями.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.