Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Подростки показали более высокий уровень цифровой грамотности, чем взрослые

28 сентября 2018

Большинство подростков в России знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время, они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность.

Об этом свидетельствуют результаты совместного исследовательского спецпроекта «Дети и технологии», проведенного Аналитическим центром НАФИ, Группой QIWI и Агентством стратегических инициатив в мае-августе 2018 года. В рамках проекта были проведены всероссийские опросы родителей[3], опросы подростков 14-17 лет, фокус-группы с детьми 9-12 лет, а также кабинетное исследование российских и мировых программ повышения цифровой грамотности детей и подростков.

Только 15% тинейджеров обладают высоким уровнем цифровой грамотности (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше), в средеи же индекс цифровой грамотности российских подростков составил 73 п.п. из 100 возможных. И все же это значительно выше показателя взрослых людей, для которых средняя величина данного показателя составляет 52 п.п. 

Индекс цифровой грамотности российских подростков

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни.

Компоненты цифровой грамотности подростков:

1. Информационная грамотность
  • Знания о специфике информации и различных ее источниках
  • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
  • Установки в отношении пользы и вреда информации
2. Компьютерная грамотность
  • Знание устройства компьютера и его функций
  • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
  • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
3. Медиаграмотность
  • Знание о медиа-контенте и его источниках
  • Навыки поиска новостей и фактчекинга
  • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
4. Коммуникативная грамотность
  • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникацииНавыки использования современных средств коммуникации
  • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
5. Технологические инновации
  • Знания современных технологических тенденций
  • Навыки работы с гаджетами и приложениями
  • Установки в отношении пользы технологических инноваций.
Индекс цифровой грамотности подростков рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 73 п.п. из 100 возможных. 15% российских подростков продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше). Среди них 32% девушек и 68% юношей. Аналогичная доля взрослых, демонстрирующих высокий уровень цифровой грамотности, составила 26%.

Индекс цифровой грамотности несколько выше среди юношей (76 п.п. по сравнению с 71 п.п. у девушек). Юноши демонстрируют более высокий индекс цифровой грамотности за счёт выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий (компьютерной грамотности).

Индекс цифровой грамотности выше среди подростков, проживающих в крупных населенных пунктах — городах с населением 500 тыс. чел. и выше (74–76 п.п. по сравнению с 69 п.п. в городах 50 тыс. —100 тыс. чел.), а также среди подростков из более обеспеченных семей (80 п.п. у самой высокодоходной группы по сравнению с 71 п.п. у самой низкодоходной группы).

«Как технологичная компания мы видим свою миссию в образовании подрастающего поколения в вопросах финансовой и цифровой грамотности и приобщению детей и подростков к правильному обращению с современными технологиями. Как показывают результаты нашего исследования, несмотря на то что поколение Z выросло в эпоху интернета, это не гарантирует им высокий уровень цифровой грамотности. Мы считаем, что вопросам повышения цифровой компетентности должно уделяться внимание на самом высоком государственном уровне. Это – необходимое условие для перехода на цифровую экономику и гарантия конкурентоспособности как всего государства, так и отдельно взятого человека», – комментирует Елена Луценко, руководитель образовательных программ QIWI.

Индикаторы информационной, коммуникативной и медиаграмотности

Для всех подростков характерны высокие показатели информационной и медиаграмотности. Так, 80% тинейджеров знают, что при поиске информации в интернете эффективнее будет пользоваться сразу несколькими источниками. 75% делают это быстро, с легкостью могут найти в интернете любую необходимую информацию. 76% подвергают сомнению достоверность новостей в СМИ и предпочитают использовать разные источники для проверки правдивости освещения, 77% сами формируют свою новостную ленту в соцсетях.

Также у тинейджеров хорошо развиты коммуникативные знания и навыки. 82% подростков согласны с тем, что точки зрения бывают разные, и сложно оценить, чья более правильная. 79% хорошо знают функционал и возможности соцсетей и мессенджеров, которые используют.

«Измеряя уровень информационной, коммуникативной и медиаграмотности, мы подтверждаем отличные знания и навыки российских подростков, – отмечает генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. – Когда же речь заходит об установках по отношению к цифровой среде и ее восприятии, показатели заметно снижаются по ряду параметров. Другими словами, осознание угроз цифровой среды слабее, чем способности по работе с ней. Подобные «перекосы» свидетельствуют о стихийном формировании цифровой грамотности российских подростков».

Треть подростков (33%) не осознают возможного вреда, который может приносить информация. Столько же подростков (32%) считают, что в интернете нет необходимости придерживаться общепринятых норм общения. Более четверти тинейджеров (27%) забывают о том, что даже те СМИ и сообщества в социальных сетях, которые они выбрали сами, могут сообщать неполную информацию, либо преподносить её в выгодном кому-то свете.

Индикаторы компьютерной грамотности и отношения к технологиям

Большинство опрошенных подростков осознают удобство технологий в решении повседневных задач — для учёбы, работы и т.п. (74%). Однако почти половина подростков (44%) не знают устройства компьютера и для чего нужны некоторые программы, не могут самостоятельно решить проблемы, связанные с работой компьютера, включая установку и обновление программ и операционной системы.

Абсолютное большинство подростков (90%) считают, что гаджеты помогают им в жизни. Большинству (83%) не составляет труда разобраться в том, как использовать ранее не используемый ими гаджет. Почти половина подростков (42%) отметили, что не следят за новостями в сфере новых технологий и редко интересуются технологическими новинками.

«Цифровизация нашей жизни — это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Мы живём в эпоху цифровой экономики, ежедневно пользуемся цифровыми сервисами. Но цифровизация несет с собой не только удобство, но и риски. Важно не пользоваться этими благами бездумно, а знать правила игры, уметь отличить честных игроков этой системы от нечистых на руку. Поэтому цифровая грамотность — одна из ключевых грамотностей XXI века, – комментирует Анастасия Зырянова, заместитель директора Направления «Социальные проекты» АСИ. – Исследование поможет найти пробелы и дефициты в знаниях детей, задаст направление для создания новых учебных курсов. Все это должно быть современно, интересно, ярко, геймифицированно, интерактивно, иначе мы не достучимся до поколения Z. Мы в АСИ поддерживаем проекты, предлагающие новые виды и формы образования. Наша цель — создать такую экосистему образования, которая будет формировать у детей важные для жизни сегодня и в будущем навыки. Это поможет ребятам быть успешными в нашем стремительно меняющемся мире».
 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.