Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Системы онлайн-бронирования авиабилетов будут локализованы в России

26 октября 2018

Минтранс обязывает  российские авиакомпании с 1 января 2020 года размещать на территории Российской Федерации серверы и базы данных, обеспечивающие бронирование и продажу авиабилетов, а также  регистрацию пассажиров на внутренние рейсы.

Идея перехода на использование российских автоматизированных систем бронирования и дистрибуции авиабилетов появилась еще в 2015 году, когда вступил в силу  242-ФЗ, в котором были утверждены поправки по вопросу локализации хранения и обработки персональных данных на территории РФ. Тогда для авиационной отрасли было сделано исключение: Минкомсвязь освободила системы бронирования от обязанности хранить данные в России. Однако чиновники неоднократно возвращались к этой мысли, особенно после сбоев в работе зарубежных систем. Так, осенью 2017 года нарушения в работе испанской системы Amadeus привели к очередям во многих аэропортах, а другой произошел совсем недавно – летом 2018 года, но уже с SITA Gabriel.
Теперь с инициативой локализации информационных систем, обрабатывающих персональные данные в авиационной отрасли, выступает Минтранс. Главными целями локализации данных в РФ названы: обеспечение суверенитета России; защита персональных данных пассажиров; борьба с терроризмом и обеспечение безопасности россиян с помощью создания единой базы данных о перелетах по России.

Предполагается, что Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок (сокращенно - АИС ОВП) будет иметь следующую структуру:

Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок АИС ОВП

Комплекс систем обслуживания пассажиров

Системы бронирования воздушных перевозок

Системы бронирования воздушных перевозок авиакомпаний

Глобальные распределительные системы

Системы регистрации пассажиров

Хостовые системы регистрации пассажиров (ИС авиакомпании)

Аэропортовые системы регистрации

Система взаиморасчетов на воздушном транспорте

Транспортная клиринговая палата РФ

Система, международной ассоциации воздушного транспорта IATA


Системы, входящие в состав АИС ОВП, кроме всего прочего, должны будут удовлетворять следующим требованиям:
•    Обеспечение выполнения требований Федерального закона № 152-ФЗ ‎«О персональных данных»
•    Гарантия информационной безопасности данных, подлежащих обязательной защите в соответствии с российским законодательством, а также защита от несанкционированного доступа с разграничением полномочий
•    Предоставление возможности регистрации ‎и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы идентификации и аутентификации
•    Обеспечение необходимой производительности и реализации на принципах масштабируемости и непрерывности функционирования
•    Наличие у вычислительных комплексов «горячего» резерва и размещение в различных региональных ЦОД в целях обеспечения катастрофоустойчивости
•    Вероятность безотказной работы систем, входящих в АИС ОВП, – не менее 0.9998, а время восстановления после отказа отдельной системы – не более 1 часа.

Вице-премьер Максим Акимов уточнил, что процесс локализации систем бронирования авиабилетов в России будет проходить безболезненно и относительно незаметно как для пассажиров, так и для авиакомпаний.
Но в самих авиакомпаниях так не считают. Основные претензии выражаются в следующем:
1.    Отечественные аналоги не отвечают предъявляемым требованиям, а переход на них слишком дорогой. В свою очередь, это может повлечь за собой рост цен на авиабилеты;
2.    Глобальные авиационные альянсы (Sky Team и One World), в которые входят «Аэрофлот» и S7, не смогут полноценно функционировать в российских системах, а доработка последних займет минимум год;
3.    Иностранные авиакомпании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние российские авиарейсы;
4.    В связи с неопределенной ситуацией работа авиакомпаний может быть приостановлена.   
По мнению директора по развитию бизнеса в компании CorpSoft24 Демьяна Раменского, выходом в данной ситуации станет использование вычислительных ресурсов российских облачных провайдеров. При этом ни системам бронирования, ни авиакомпаниям не обязательно будет единовременно вкладываться в новую ИТ-инфраструктуру. Участники процесса авиаперевозок вполне могут арендовать вычислительные ресурсы как услугу.
«Требования, конечно, жесткие, но с учетом значимости сервиса вполне справедливые и, что важно, выполнимые. К примеру, наша компания предлагает услугу «Хостинг ИСПДн». На сегодняшний день она позволяет защитить персональные данные на сайте и при этом соблюсти все требования законодательства, в том числе постановления правительства №1119 и приказов ФСТЭК №№ 17 и 21. Все наши дата-центры имеют сертификаты соответствия стандартам безопасности PCI DSS и ISO 27000. Сетевая связанность между ЦОДами обеспечивается оптическим кольцом, проходящим также через основные точки обмена трафиком», - комментирует Демьян Раменский.
Основное преимущество облачных вычислительных ресурсов заключается в том, что они легко масштабируются и не требуют больших капитальных затрат, а операционные расходы на IaaS невелики и достаточно хорошо прогнозируются. Таким образом, облачные услуги могут значительно облегчить решение таких задач, как локализация и приведение в соответствие новым требованиям информационных систем бронирования, продажа билетов и регистрация пассажиров.
Инициативу Минтранса по переносу серверов систем бронирования на территорию Российской Федерации можно оценивать по-разному. Но для российских провайдеров их локализация внутри страны – однозначно положительный фактор. Будем надеяться, что глобальные операторы смогут разместить свои информационные системы в российских облаках с минимальными финансовыми потерями и уж точно без какого-либо ущерба в плане качества.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.