Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Реформа ценообразования в строительстве результатов не принесла
14 декабря 2018 |
ФГИС «Ценообразование в строительстве» на которую в 2017-2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется.
Счетная
палата проанализировала результаты реформирования в 2015-2018 гг.
системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства.
Анализ показал, что основная цель реформы - переход на новую модель
ценообразования - не достигнута.
В частности, несмотря на создание ФГИС «Ценообразование в строительстве», необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ в строительстве, необходимых для актуализации сметных нормативов, не создана. «ФГИС ЦС, на которую в 2017-2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется. По состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему внесли только 2 160 юридических лиц, или порядка 26 % общего количества поставщиков информации», - отметил аудитор.
Напомним, что в 2015 г. Президент Российской Федерации по итогам
проверки Счетной палаты, выявившей ряд серьезных проблем в системе
ценообразования в строительстве, поручил Правительству разработать план
реформирования системы, закрепив его основные положения в
соответствующем федеральном законе. В целях выполнения поручения
Президента в 2016 г. Правительством был принят соответствующий План
мероприятий по реализации реформы, а также План-график по подготовке
проектов нормативных актов, необходимых для внесения изменений в
законодательство.
Всего на реализацию мероприятий по реформированию
системы ценообразования, начиная с 2015 г., израсходовано порядка 1,9
млрд руб., в том числе около 1,4 млрд руб. – средства федерального
бюджета (субсидии на выполнение госзадания ФАУ «ФЦСС») и 0,5 млрд руб. –
средства ФАУ «Главгосэкспертиза России», полученные от приносящей доход
деятельности.
Однако, несмотря на длительный временной период и
значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых
результатов: новая система определения сметной стоимости строительства,
основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база,
необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что
свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения Президента.
«Вместо того чтобы
оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на
базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми
недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 году. При
этом новая система, основанная на так называемом «ресурсном» методе, до
конца 2018 года, как это было первоначально запланировано, не создана», - констатировал аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, выступая на Коллегии
ведомства.
Анализ показал, что работа по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов проводится Минстроем бессистемно. Единая концепция или комплексный долгосрочный план (дорожная карта) отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.
Минстроем не сформирован полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Уже принятые Минстроем методики (например, методики определения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства) нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.
Кроме того, при реализации мероприятий реформы между Минстроем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» не были решены вопросы полномочий сторон, процедур взаимодействия и распределения ответственности, что негативно сказалось на согласованности действий и оперативности при принятии решений.
Анализ показал, что работа по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов проводится Минстроем бессистемно. Единая концепция или комплексный долгосрочный план (дорожная карта) отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.
Минстроем не сформирован полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Уже принятые Минстроем методики (например, методики определения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства) нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.
Кроме того, при реализации мероприятий реформы между Минстроем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» не были решены вопросы полномочий сторон, процедур взаимодействия и распределения ответственности, что негативно сказалось на согласованности действий и оперативности при принятии решений.
Присутствующие на Коллегии представители министерства и Главгосэкспертизы, в целом согласились с выводами Счетной палаты и рассказали о том, как они будут работать над устранением недостатков. В частности, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Волков отметил, что министерство уже разработало и внесло в Правительство дорожную карту, в которой учтены все замечания Счетной палатой и предусмотрены конкретные меры по доработке и внедрению «ресурсного» метода определения сметной стоимости строительства. «Мы планируем сделать «ресурсный» метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 года», - сообщил он. До этого, по словам Дмитрия Волкова, будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Читайте также:
Утверждено постановление о ФГИС мониторинга северного завоза
Утверждено постановление о создании ФГИС состояния окружающей среды
В стационарах Санкт‑Петербурга внедрят единую медицинскую систему
Федеральная информационная система оценки качества образования становится государственной
«Росатом» внедрил систему для автоматизации научной деятельности
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.