Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Радиоэлектроника в России стремится в центр

26 декабря 2018

Более 40% организаций радиоэлектронной промышленности расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Их выручка составляет более 50% от общеотраслевой. При этом работает в этих организациях чуть больше 30% специалистов отрасли. Остальные регионы идут с большим отрывом по всем показателям.

Центральный научно-исследовательский институт «Электроника» Госкорпорации Ростех представил новое аналитическое исследование «Портрет российской радиоэлектроники. Региональное распределение и эффективность организаций», куда вошли данные о примерно 300 организаций радиоэлектронной отрасли. Территорией наибольшей концентрации отраслевых организаций признан Московский регион.

Помимо Московского региона, где сосредоточено 27,9% отраслевых организаций, профильные предприятия есть в Санкт-Петербурге (14,5%), Московской (5,4%) и Калужской (3,4%) областях. По вкладу радиоэлектроники в валовой региональный продукт (ВРП) выделяются Калужская область (5,2%), а также республики Чувашия (3,8%) и Марий Эл (3,1%). Таким образом, для российских организаций отрасли характерна тесная региональная кооперация и узкая специализация.

"Из-за значительного уровня неопределенности в отрасли компании вынуждены самостоятельно разрабатывать,  производить и продавать продукцию и в одиночку противостоять как международным лидерам, так и зарубежным технопаркам, которые успешно сочетают коммерческий  потенциал научных, коммерческих и производственных компаний на базе государственной поддержки",  - указано в исследовании.

Большое влияние на текущую региональную структуру радиоэлектронной отрасли в России также оказали экономические реалии последних десятилетий, когда электронной промышленности не уделялось должного внимания. Есть несколько объективных  причин для той концентрации предприятий радиоэлектроники в мегаполисах. Это, во-первых, высокая концентрация квалифицированного персонала благодаря большому количеству выпускников ведущих технических вузов и специалистов, которые уезжают из небольших городов в поисках более выгодных условий работы. Во-вторых, в большом городе проще найти работу по специальности и остаться в отрасли, если текущее место по каким-то причинам не устраивает, в то время как в малых городах такой возможности нет. Наконец, в крупных городах больше возможностей для развития бизнеса благодаря современной и доступной инфраструктуре. 

"Для развития радиоэлектроники в регионах необходимо, прежде всего, поддерживать специалистов, которые готовы выбрать малые города из-за комфортных условий жизни и для которых статусность мегаполиса не является приоритетом. Во-вторых, требуется развивать технопарки в регионах по кластерной модели отрасли, то есть с узкой специализацией, как например, работают кластеры в автомобилестроении. Именно по этому принципу ранее создавались наукограды, такие как Дубна, Саров, Королев,  Жуковский. В-третьих, при планировании такого кластера следует сразу предусмотреть, откуда брать молодые кадры – обучение и производственная практика должны быть локализованы в том же регионе. Для этого в процессе формирования кластера должны  участвовать один или несколько вузов", - говорит Андрей Безруков, руководитель подкомитета по радиоэлектронике комитета  «Деловой России» по электронному и компьютерному оборудованию, директор по стратегическому маркетингу холдинга GS Group .

"В России основным препятствием для инновационной деятельности крупных интегрированных предприятий является низкая адаптивность в освоении пользующейся спросом гражданской продукции, конкуренто-способной в соответствующих секторах внутреннего рынка. Для региональных предприятий проблема еще существенней, поскольку спрос на радиоэлектронную продукцию определяется экономической ситуацией в смежных отраслях производства, особенно в других отраслях машиностроения, - отмечает Ирина Базилева, руководитель программ Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель учебного курса  «Маркетинг инноваций» магистратуры Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. - Перспективным для российской радиоэлектроники может быть подход, предполагающий развитие сегментов, которые являются востребованными в приоритетных отраслях промышленности. Технологическая модель специализированной производственной структуры, с разделением функций маркетингового анализа, проектирования и производства продукции, может быть эффективной для создания инновационных продуктов.

По результатам исследования, научные организации, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, представлены в Калужской, Московской, Пензенской, Самарской, Томской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Ставропольском крае. Однако эффективный инновационный механизм предполагает создание экономических кластеров, формирующих всю цепочку ценности от определения приоритетных потребностей в инновационных продуктах до их производства и сбыта. В России формируются технологические кластеры – в Москве (Зеленоград), Санкт-Петербурге, Калужской, Саратовской, Томской областях, но этот процесс еще в самом начале".

Анализ структуры радиоэлектронной промышленности по типам организаций в разрезах их количества, выручки и численности сотрудников показывает, что более половины организаций отрасли являются производственными  (53%), выручка от их деятельности составляет 41% от общеотраслевой выручки, при этом в этих организациях  работает 60% всех сотрудников отрасли. Что касается научно-производственных предприятий, то при небольшом  их количестве (16%) и занятости в их деятельности 19% сотрудников отрасли доля в общеотраслевой выручке  равна 36%. Научные организации составляют почти треть организаций отрасли (31%), доля выручки – 23% при занятости 21% сотрудников отрасли

Исследование выявило высокую эффективность научно-производственных организаций радиоэлектронной промышленности – 2,4 млн рублей на человека – по сравнению с организациями, чья деятельность ограничивается только одним направлением – наукой (1,9 млн рублей на человека) или производством (1,6 млн рублей на человека). Основой для анализа эффективности стал показатель выручки организации в расчете на одного сотрудника.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.