Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

«Метрополитен» строит ИТ-систему с зональной оплатой

06 февраля 2019

Анонсированную в ноябре 2018 г. новую билетную ИТ-систему для всего столичного транспорта по заказу «Московского метрополитена» станет создавать «Программный продукт». Контракт на 670 млн руб. со сроком исполнения до 22 июня 2021 г. был подписан с ней 28 декабря 2018 г.

Новая система возьмет на себя все функции (но не ограничится ими) действующих билетных систем «Московского метрополитена» и «Мосгортранса» — АСОП и АСКП, что, как говорится в техзадании, «позволит вывести эти системы из промышленной эксплуатации».

Тендер на создание новой системы был объявлен 31 октября 2018 г. — в формате открытого конкурса с начальной ценой контракта в 765,4 млн руб. Процедура была запущена Департаментом Москвы по конкурентной политике, но «от имени» «Московского метрополитена», который и выступил непосредственным заказчиком работ.

Конкуренцию «Программному продукту» безуспешно пытались составить московские «Расчетные решения» и «Технопром» с заявками на 696,8 млн руб. и 253 млн руб. соответственно, а также «Золотая корона» из Новосибирска с предложением в 420 млн руб.

«Планируемый срок эксплуатации билетной системы должен составить не менее 20 лет, — отмечается в тендерной документации. — Система должна иметь возможность обрабатывать текущий пассажиропоток, а также иметь возможность масштабирования для увеличения пассажиропотока на 50%».

В техзадании на систему указывается, что она будет поддерживать так называемую зональную тарификацию, подразумевающую взимание платы с пассажиров в зависимости от расстояния, на которое они проехали. «В 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, в связи с этим расширилась зона действия московского общественного транспорта и возникла необходимость ввода тарифных зон, но существующие билетные системы не поддерживают зональную тарификацию», — отмечается в документах конкурса.

Там же говорится, что в ходе проекта должны быть разработаны инструменты управления моделью пересадок и тарифов, позволяющие добавлять новые правила тарификации проезда — «с учетом поддержки зональности с требуемой логикой обработки проходов».

В ходе общения с участниками проекта CNews уточнил, что зональная оплата проезда коснется только наземного транспорта — где она, по сути, и так используется.

«Введение зональной оплаты проезда в столичном метро не планируется», — заверила CNews пресс-служба “Московского метрополитена”. — Новая система создается метрополитеном по поручению Департамента транспорта — для всех видов общественного транспорта Москвы. Зональная оплата применяется в наземном городском транспорте и в пригородных электричках».

Эту информацию подтвердила и пресс-служба московского Дептранса со ссылкой на его руководителя — заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова. «Включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД (т. н. московских центральных диаметров; — прим. CNews), где есть зональная оплата, — приводит его слова агентство городских новостей “Москва”. — Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО (совокупность Троицкого и Новомосковского административных округов; — прим. CNews) и Зеленоград. Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается. Любые спекуляции по этому поводу не имеют под собой никаких оснований».

«Техническим заданием предусмотрена интеграция с билетными системами операторов пригородного железнодорожного сообщения, где зональные тарифы есть, а также поддержка тарифов наземного транспорта, где подобная тарификация также встречается, — добавил в разговоре с CNews исполнительный директор “Программного продукта” Дмитрий Чурсин. — Поэтому, для того, чтобы можно было пользоваться одной билетной системой во всем городском транспорте — и в метро, и в автобусах, и в электричках, в новой билетной системе будет предусмотрена возможность поддержки зональной тарификации».

По словам Чурсина, возможность поддержки зональной тарификации — лишь одна из технологических функций билетной системы. Главное — различные решения, связанные с развитием карты «Тройка». «Карта станет персонализированной, что позволит восстанавливать баланс кошелька и записанные билеты при ее утере, — отмечает он. — В системе повысится уровень защиты билетов, что возможно будет сопряжено с постепенным появлением новых билетных носителей. Будет предусмотрена архитектурная возможность тиражировать московскую систему в другие регионы».

В документах, размещенных на сайте госзакупок, основное назначение новой билетной системы описано как «поддержка процессов эмиссии, учета, продажи и распространения всех видов билетов (в том числе льготных), а также контроль оплаты проезда в городском общественном транспорте».

В частности, система призвана обеспечить управление единым городским транспортным приложением «Тройка», включая электронный кошелек для оплаты не только транспорта, но и парковок, велопроката, такси, каршеринга и пр., а также посещений музеев, парков, катков, центров культурного досуга и др.

Система охватит распространение транспортных билетов через различные офлайн- и онлайн-каналы. Проект предусматривает возможность оплаты проезда с помощью банковских карт с бесконтактными технологиями оплаты «МИР-бесконтакт», PayPass, payWave непосредственно на турникетах и валидаторах перевозчиков.

В систему должна быть заложена возможности интеграции — взаимного признания электронных кошельков пассажира и возможность записи сторонних билетов на карту «Тройка» — с билетными системами других регионов России.

Конкретные вендоры софтверных и хардверных решений, которые станет задействовать система, в техзадании не прописаны.

Проект по созданию новой билетной системы был анонсирован первым заместителем начальника «Московского метрополитена» по стратегическому развитию и клиентской работе Романом Латыповым 2 ноября 2018 г.

«Ее создание займет год, внедрение — еще полтора, — заявил он тогда. — Новая система будет обрабатывать более шести миллиардов транзакций в год. Пассажиры получат полный контроль над своим счетом (по аналогии с банковским или мобильным). Они смогут узнать баланс карты, заблокировать ее, а остаток на счете перенести на другую карту. Во время пилотной эксплуатации и внедрения новая билетная система будет работать в тестовом режиме параллельно с действующей».

По заверению чиновника, дополнительные сервисы сделают более удобным обслуживание корпоративных клиентов метро. Открыв один расчетный счет, организация сможет обеспечить билетами для проезда в общественном транспорте всех сотрудников.

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.