Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Уровень цифровой грамотности россиян растет
29 марта 2019 |
За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети.
Аналитический центр НАФИ представляет результаты второй волны исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность для экономики будущего».По даным исследования, высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян. При этом у четверти взрослого населения – 28 миллионов россиян – цифровая грамотность остается на низком уровне, и основные барьеры ее повышения – слабый интерес к технологическим инновациям и сравнительно низкий уровень владения цифровыми устройствами. Предыдущие исследования НАФИ показали, что россияне понимают важность знаний и навыков в сфере технологий: каждый второй работающий (52%) уже сейчас активно применяет цифровые технологии на рабочем месте, а треть убеждены, что потеряют работу, если не будут проходить регулярное обучение в этой сфере**.
Для оценки уровня цифровой грамотности в исследовании использовалась методология, предложенная на саммите G20***. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.
Цифровая грамотность измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.
- Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. За год подиндекс информационной грамотности вырос с 54 п.п. до 66 п.п.
- сновными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. За год россияне стали увереннее работать на цифровых устройствах: подиндекс компьютерной грамотности вырос с 46 п.п. до 55 п.п.
- Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Уровень медиаграмотности за год вырос незначительно – с 65 п.п. до 67 п.п.
- Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Рост этого показателя в 2018 году оказался самым значительным (59 п.п. против 46 п.п.).
- Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. В 2018 году подиндекс вырос на 4 п.п. и составил 51 п.п., однако его значение остается самым низким среди всех компонентов индекса цифровой грамотности.
Уровень цифровой грамотности отличается у различных социально-демографических групп. Его значение наиболее высоко среди молодых людей 18-24 лет (82 п.п.), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (78 п.п.) и тех, кто имеет постоянную трудовую занятость (67 п.п.).
Среди россиян старшего возраста уровень цифровой грамотности существенно ниже (34 п.п.). Особо заметно отставание по показателям компьютерной грамотности и отношению к технологическим инновациям.
Чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень цифровой грамотности его жителей. Все подиндексы цифровой грамотности жителей российских столиц на 25-30 п.п. выше, чем у жителей небольших городов и сел.
Уровень цифровой грамотности выше у россиян, имеющих постоянную работу (67 п.п. против 44 п.п. у тех, кто не имеет постоянной работы).
В уровне цифровой грамотности есть и гендерные различия: среди мужчин индекс составляет 62 п.п., среди женщин – 58 п.п. Наибольшее отставание женщины демонстрируют в части отношения к технологическим инновациям. По другим показателям отставание менее существенно или отсутствует.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Сегодня признается, что цифровая грамотность – это не просто важное, это неотъемлемое условие развития цифровой экономики. Однако, и его недостаточно для экономического роста. Следующим шагом является развитие так называемых цифровых компетенций – то есть профессиональных знаний и навыков, отвечающих современным требованиям к производительности труда. Именно развитые цифровые компетенции работающего населения – ключ к повышению уровня и качества жизни в эпоху цифровых экономических преобразований».
Источник: НАФИ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.