Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Первыми электронные паспорта получат москвичи

18 июля 2019

Выдача электронных паспортов начнется в 2020 году. Такое решение было принято на совещании, которое провел премьер-министр России Дмитрий Медведев 17 июля 2019 года.

« К этому вопросу мы обращаемся не впервые, подготовка к такого рода мероприятиям шла, есть определённые решения на эту тему. Электронный паспорт – это обычное дело во многих странах, он себя неплохо зарекомендовал и с точки зрения удобства, и с точки зрения надёжности. Такой документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение государственных и коммерческих услуг. Не надо заполнять анкет, писать справки, перепечатывать данные, как это традиционно делалось, что нередко сопровождается ошибками и бездарно растраченным временем. Всё это будет в электронном виде. Электронный паспорт, безусловно, обладает и другими достоинствами – его сложнее подделать и весьма трудно повредить», - заявил Медведев во вступительном слове.    

Работу по внедрению электронных паспортов, по словам премьера, планируется вести в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Ожидается, что к 2024 году россияне смогут в полной мере использовать электронный паспорт.

Медведев напомнил, что ещё в 2013 году была утверждена концепция этого документа. Теперь же надо окончательно определяться с тем, что является оптимальным видом электронного паспорта, что он должен содержать, как он будет защищён.

«Очевидно, что за шесть лет, которые прошли с 2013 года, многое поменялось, прежде всего с точки зрения технических возможностей. Очевидно, что мы можем быстрее отказаться от использования бумажных паспортов, есть предложение сделать это на два года раньше, чем планировалось изначально, то есть где-то в 2023 году. И на два года раньше первоначальных сроков заменить бумажные паспорта на электронные. С учётом этого и, конечно, решений, которые выработаем, нужно будет эту концепцию по электронным документам обновить», - отметил глава правительства.     

По его мнению, электронный паспорт может быть в виде пластиковой карты с чипом или же в виде мобильного приложения, то есть информацией о личности человека, которая существует в цифровом виде и так или иначе считывается.

«Мы оба варианта имеем в виду: и документ, который имеет физическую форму, то есть форму пластиковой карточки, которую можно носить с собой как обычный паспорт, и как дополнительная опция – это мобильное приложение в смартфоне, что также используется в ряде стран», - пояснил Медведев.     

Как ожидается, в электронном паспорте будут все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов, в т.ч. водительское удостоверение, СНИЛС и др.

«Разумеется, никто сейчас не говорит о том, чтобы немедленно, прямо сейчас заменить бумажные паспорта непривычным документом. Обычный паспорт, естественно, будет действовать. Мы планируем постепенно переходить к новшеству, только после необходимых приготовлений», - добавил премьер.     

В то же время, по словам Медведева, уже есть все возможности, чтобы успешно этот проект осуществить. Уровень развития информационных технологий, позволяет это сделать. Это и Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать так называемую облачную квалифицированную электронную подпись и другие современные решения.

«В рамках программы «Цифровая экономика» создаётся платформа для обмена информацией между людьми, государством и организациями. Предприятия микроэлектроники в целом готовы поставлять чипы, которые нужны для выпуска цифровых паспортов. Вопрос в том, чтобы эту работу синхронизировать и организовать», - заявил он.     

Помимо этого, Медведев акцентировал внимание на нескольких ключевых моментах электронного паспорта:

«Первый и самый главный очевиден – это безопасность. Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были самым надёжным образом защищены от взлома и манипуляций. Эти вопросы требуют особого контроля».

«Второй вопрос – надёжность. Это касается инфраструктуры, которую предстоит сформировать для внедрения электронных идентификаторов. Здесь надо оцифровать большой массив данных, не допустить ошибок и смотреть, чтобы система работала без сбоев».
«Третье – это удобство перехода на электронный паспорт. Если просто выдать карточку, не рассказывая о её преимуществах, то особого смысла не будет. У многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода. К этому надо относиться с вниманием и уважением, это понятно. Нам надо позаботиться, чтобы переход для такой категории людей был комфортным и безболезненным. А значит, надо проводить информационную работу, подготовить людей к тому, что появятся такие документы».

После совещания вице-премьер Максим Акимов уточнил ряд деталей предстоящего проекта. В частности, он рассказал, что выдача электронных паспортов начнется с июля 2020 года.

«Мы технически к этому готовы. Мы не будем задействовать ни с точки зрения криптоалгоритмов, ни с точки зрения программного обеспечения, ни с точки зрения чипа, ни с точки зрения форм-фактора никаких иностранных компонентов – всё будет делаться на территории Российской Федерации», - отметил чиновник.     

На первом этапе выдача паспортов нового образца начнется в Москве – «и в силу того, что интерес к таким новшествам здесь довольно высок, и потому, что инфраструктура довольно развита».

Затем, по мере увеличения с 1100 до 3000 пунктов выдачи паспортов нового образца на территории страны, в течение 2022 года планируется завершить выдачу паспортов старого образца.

«Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – это привычно, удобно или просто в силу каких-то иных убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет, что называется, до гробовой доски. Никакого принуждения, обязательности, кампанейщины тут не предусматривается», - отметил Акимов.    

По его словам, электронный паспорт - это крайне защищённый документ с голографическим изображением, с российской криптографией, с QR-кодом. При этом безопасность будет на порядок выше, чем в сфере обращения бумажных паспортов.

«Такой пример. Сколько надо потратить времени, чтобы утраченный паспорт не поступил на чёрный рынок поддельных паспортов, чтобы его выловить и скомпрометировать? Это практически невозможно. Такой рынок, к сожалению, существует, это рождает мошенничество, используется в любой криминальной деятельности. Но если вы утратите этот новый формат, потеряете, оброните где-то, не можете найти, то хватит нескольких секунд, чтобы заблокировать его. Надо будет позвонить в соответствующие службы, многофункциональный центр или управление МВД, заблокировать и потом его скомпрометировать. В любом случае, если кто-то его обнаружит и захочет воспользоваться, во-первых, при предъявлении мгновенно выясняется, что он не ваш – вы просто доступа не получите, криптозащиту не взломаете (тем более что есть ещё и голографическое изображение). Во-вторых, при обращении к базам данных будет видно, что эта запись заблокирована. Тогда уже возникнет вопрос к предъявителю этого документа. Я бы на месте мошенников не рискнул этого делать», - отметил вице-премьер.     

По его мнению, электронный паспорт - это абсолютно новая степень удобства.

«Сколько времени тратится на заполнение бесконечных бланков, подписей вместо того, чтобы просто приложить этот документ – и у вас предзаполненная форма», - пояснил он.     

Что касается стоимости, то на первом этапе пошлина за выдачу нового документа составит 300 руб. Действовать он будет 10 лет.

На карте будут: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, срок действия документа, данные о месте проживания. Помимо этого, в новый документ будут включены водительские права, СНИЛС, ИНН – все они будут содержаться на одной карте и перезаписываться уполномоченными органами, если изменятся.

«Напомню, пошлина за получение водительских прав, если мне память не изменяет, составляет 2 тыс. рублей, а здесь – 300 рублей. Но это не главное. Главное – огромное удобство и безопасность», - считает вице-премьер.     

Новые паспорта на первом этапе будут выдаваться в ОВД. Такие возможности также должны появиться и в МФЦ.

«В 2020 году мы начнём с тех пунктов выдачи загранпаспортов нового образца, так называемых электронных, которые сейчас действуют. Но мы втрое увеличим мощность, чтобы все могли такой возможностью воспользоваться», - пояснил Акимов.    

По поводу мобильного приложения Максим Акимов отметил, что инновация состоит в его функционировании:

«Огромное количество операций можно будет совершать с помощью того, что на российской криптозащите для всех платформ – для Android, iOS, российских платформ (мы надеемся запустить нашу платформу «Аврора») – будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать, которое будет обращаться в том числе и к облачным записям. С помощью облачных технологий можно будет использовать облачную электронную подпись. И например, для предъявления билета в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в кассе вам не надо будет всё время носить в кармане даже этот довольно лёгкий документ, а надо будет предъявить приложение, чтобы вас сличили, сравнили. Сразу будут и ваша фотография, и ваши данные на соответствующем устройстве оператора», - рассказал чиновник.     

Создавать приложение, по словам Акимова, будет государственный разработчик.

Источник: TAdviser

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.