Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Доверие россиян к телевидению падает

02 августа 2019

Телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян, но его аудитория постепенно снижается. У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети.

Если десять лет назад информацию по телевизору получало 94% россиян, то сегодня таких 72%, говорится в третьем отчете «Российский медиа-ландшафт », подготовленном Левада-центр . Реже всего получают новости по телевизору самые молодые: 42% (среди россиян до 25 лет) против 93% среди самых пожилых (65 лет и старше).

Доверие к телевидению, как источнику новостей, в последние несколько лет колеблется вокруг 55% населения. Однако десять лет назад эта цифра была на треть выше — почти 80% населения. Доверие к телевидению сохраняют прежде всего люди старше 35 лет. Кроме того, в прошлом году заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины населения считает, что то, освещение телеканалами положения дел в экономике “не соответствует действительности”.

Среди основных телеканалов, которые являются для россиян источниками новостей, сегодня по-прежнему лидируют Россия-1 (его смотрят 48% россиян) и Первый канал (47%). За ними с некоторым отрывом следуют НТВ (36%) и Россия-24 (31%) и РЕН-ТВ (17%). Небольшую аудиторию имеют телеканал Культура (5%) и РБК-ТВ (4%). Небольшой аудиторией обладают телеканалы как “Спас” (2%), Euronews (2%) и Дождь (1%).

Интернет и социальные сети, как источники новостей, по значимости сегодня опережают все остальные источники информации, кроме телевидения. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны. Россияне моложе 35 лет чаще узнают новости по интернету, чем по телевизору; но для старших поколений это не так.

Новым источником информации об окружающем мире становятся видеоблоги и видеоблогеры. Около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (в т.ч. 7% смотрят ежедневно), а среди самых молодых россиян до 25 лет — две трети (в т.ч. 19% смотрят ежедневно). Телеграм-каналы являются важным источником новостей примерно для 1% россиян. На протяжении нескольких лет замеров наиболее популярными источниками новостей в интернете являются Яндекс.Новости (их используют почти 40% россиян), Mail.ru Новости (15%) и Lenta.ru (10%).

Доверие россиян к интернет-ресурсам и социальным сетям растет. За 10 лет регулярных измерений оно выросло в три-четыре раза и сегодня колеблется вокруг 20% населения. Самые молодые россияне доверяют социальным сетям больше, чем телевидению, прежде всего потому, что телевидение они смотрят мало. Россияне старших возрастов совершенно не доверяют интернету и социальным сетям, прежде всего потому, что ими не пользуются.

 Увеличение влияния интернет-ресурсов происходит благодаря продолжающемуся росту российской интернет аудитории. На сегодняшний день около 72% населения пользуется интернетом “ежедневно, практически ежедневно” и “несколько раз в неделю”; в 2001 году таких было всего 2-3% россиян. При этом порядка 45% граждан выходят в интернет “несколько раз в день”; это прежде всего самые молодые россияне моложе 25 лет, среди них таких 87%. По этому показателю разница между самыми молодыми и самой старшей возрастной группы (65 лет и старше) достигает 14,5 раз: 87% против 6%.

Такие традиционные каналы информации как радио и газеты за десять лет сократили свои аудитории более чем в два раза. Часто используют их для получения новостей лишь 15% и 12% и это прежде всего россияне старших возрастов. При этом в начале 90-х годов центральные газеты имели аудиторию, сопоставимую с телевизионной. Наиболее популярными изданиями сегодня на протяжении последних лет являются “Аргументы и Факты” (10% россиян), “Комсомольская Правда” (8%), “Российская Газета” (5%), “Известия” и “Московский Комсомолец” (по 4%). Деловые издания, такие как "Коммерсант" и "Ведомости" имеют аудиторию порядка 1-2% россиян. При этом РБК имеет большую аудиторию, за счет своего сайта (порядка 4%).

Среди журналистов, наибольшее доверие у россиян вызывают ведущие популярных телевизионных ток-шоу и новостных передач, как наиболее массовых программ: Владимир Соловьев (23%), Андрей Малахов (11%), Владимир Познер, Андрей Норкин, Ольга Скабеева (по 6%) и Дмитрий Киселев (5%) — таковы ответы на открытый вопрос, в котором респонденты сами называли фамилии журналистов.

Приблизительная совокупная аудитория «независимых СМИ», которые регулярно публикуют точки зрения, отличные от официальных, на сегодняшний день составляет порядка 35% россиян (при этом только 6% регулярно использует сразу несколько независимых источников). В крупнейших городах, таких как Москва эти цифры приближаются половине населения (в т.ч. 16% москвичей используют несколько независимых источников). Из предыдущих исследований известно, что более критический взгляд на происходящее и политическую ситуацию имеют респонденты, которые пользуются несколькими независимыми источниками информации. Люди, которые используют лишь один-два независимых канала, по своим оценкам происходящего и политическим взглядам мало отличаются от среднестатистического российского гражданина.

    Социальными сетями сегодня регулярно (“ежедневно, практически ежедневно” и “несколько раз в неделю”) пользуется порядка 56% россиян. Никогда не пользовались ими около трети населения страны. За 8 лет регулярных наблюдений цифра регулярных пользователей социальных сетей выросла в 2,5 раза (с 22% в 2011 году). Наиболее активными пользователями являются самые молодые россияне — 85% посещают сети “ежедневно или практически ежедневно”. Среди старшей возрастной группы (65 лет и старше) таких только 8%.

Наиболее популярными социальными сетями в России являются “ВКонтакте” (ими пользуются порядка 42% россиян), “Одноклассники” (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). При этом YouTube, Instagram и ВКонтакте сегодня являются наиболее быстрорастущими сетями. Аудитория Facebook в России насчитывает порядка 9% населения, Twitter – 4%. Согласно опросам аудитория “ВКонтакте” Instagram, Twitter является более молодой, аудитория “Одноклассников” — более пожилой. YouTube тоже смотрят прежде всего молодые, но аудитория этой сети более равномерно распределена между разными возрастными группами.

Российская аудитория мессенджеров для обмена сообщениями и звонками быстро растет. За три года наблюдений она увеличилась вдвое — с 31% в 2016 году до 62% в марте 2019 года. Лидерами среди приложений являются WhatsApp (49% россиян) и Viber (31%). Мессенджером ВКонтакте пользуются порядка 17%, Skype — 14%. Аудитория Telegram, которая заметно выросла в прошлом году на фоне блокировок, на сегодняшний день составляет порядке 8% населения. Мессенджерами пользуется преимущественно молодежь, однако WhatsApp и Viber довольно хорошо распространены и в остальных возрастных группах.

Среди распространенных интернет-услуг у россиян наибольшей популярностью пользуются мобильный банк (46% используют “время от времени”), заказ такси (28%), навигационные карты (25%) и покупки в онлайн-магазинах (21%). Еще 15% россиян заказывают еду и покупают билеты онлайн, порядка 10% проходили обучающие онлайн-курсы. Около трети российских граждан продавали сами или покупали у других товары или услуги по интернету. Для этого люди обычно пользуются Avito (25% россиян имели такой опыт) или Юлой (11%). Как и во всем, что связано с интернетом, наиболее активными пользователями интернет-услуг являются молодые россияне.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.