Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Правительство России готовится к запуску беспилотных авто
21 августа 2019 |
15 августа 2019 года Правительство РФ опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления, подготовленный Минпромторгом России, в общих чертах описывающий методы обеспечения безопасности беспилотного транспорта на дорогах в РФ.
Минпромторг РФ разработал документ с целью достижения задач и результатов федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", утвержденного протоколом заседания комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 20 декабря 2018 г. №4. Общественное обсуждение проекта продлится до 29 августа.Беспилотным транспортным средством Минпромторг предлагает считать высоко- или полностью автоматизированное транспортное средство (ТС), функционирующее без вмешательства человека (в беспилотном режиме). Также в документе приводятся определения автоматизированной системы вождения (Automated Driving System, ADS), высокоавтоматизированного транспортного средства (Highly Automated Vehicle), каршеринга (Carsharing), цифровой модели дороги, райдшеринга/карпулинга (Ridesharing, Carpooling), полностью автоматизированного транспортного средства (Fully Automated Vehicle) и др.
Обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, практически все термины приводятся на русском и английском языках. Для некоторых понятий в русском языке так и не появилось адекватных соответствий, поэтому используются поверхностно русифицированные - «каршеринг», «райдшеринг» и «карпулинг». Часть терминов даётся и вовсе без перевода, но с пояснениями, что к чему: например, так представлены все варианты взаимодействия транспортного средства с окружающей средой (Vehicle-to-Vehicle, Vehicle-to-Infrastructure и т.д.).
Во-вторых, хотя в заголовке Концепции фигурируют «беспилотные транспортные средства», в самом тексте предпочтение отдается определению «высокоавтоматизированное транспортное средство» (ВАТС).
В документе выделяются пять уровней автоматизации транспортных средств.
- Автоматизированная система осуществляет управление положением ТС в продольной либо в поперечной плоскости. Контроль ТС осуществляет водитель.
- Автоматизированная система осуществляет управление положением ТС как в продольной, так и в поперечной плоскости. Необходим контроль ТС со стороны водителя, потому что автоматизированная система не способна обнаружить все ситуации в пределах СШЭ. Водитель должен быть в состоянии в любой момент вмешаться в управление.
- АСВ (автоматизированная система вождения) способна справиться со всеми задачами динамического управления ВАТС в пределах своей СШЭ или в противном случае передаст управление водителю с достаточным временем упреждения (водитель должен быть готов перенять управление). АСВ осуществляет управление ВАТС и мониторинг окружающей ситуации в рамках конкретной СШЭ. Система обнаруживает свои предельные возможности и, если достигнут их уровень, подает сигнал о передаче управления водителю.
- АСВ способна справиться с любыми ситуациями в пределах СШЭ (не требуя у водителя перенять управление). Водитель может не потребоваться в отдельных сценариях использования ВАТС, например, в случае беспилотной консьерж-парковки или автобуса-шаттла вне дорог общего пользования. Однако АСВ может запросить у водителя переключение на ручное управление, если достигнуты граничные значения СШЭ (например, при съезде с автомагистрали).
- АСВ способна справиться с любыми ситуациями на всех типах дорог, во всех диапазонах скоростей и условиях окружающей среды. Необходимости в водителе нет.
Прописаны также методы проверки параметров ВАТС и условия для их допуска к эксплуатации — в соответствии с различными стандартами (ГОСТ, ISO и т.д.). Одним из ключевых является подготовленный разработчиками отчет о кибербезопасности на основе унифицированных стандартов.
«Подход Safe by Design подразумевает, что та или иная система разрабатывается с учетом всех требований безопасности. Любой специалист по кибербезопасности скажет, что это единственный допустимый вариант при разработке критических систем, таких как транспорт. Положение о применении подхода Safe by Design при создании автоматизированных систем управления транспортными средствами должно быть не рекомендацией, а жестким условиям допуска транспортного средства к эксплуатации», - говорит Олег Галушкин, директор по информационной безопасности компании SEC Consult Services
В Концепции оговаривается, впрочем, что отчет о кибербезопасности «на основе унифицированных стандартов» должен быть одним из необходимых элементов набора документов для допуска ВАТС к эксплуатации, и уделяется особое внимание предотвращению непрямых кибератак: авторы концепции справедливо рекомендуют ввести корпоративные правила кибербезопасности и охраны данных в организациях, которые имеют отношение к производству и обслуживанию подключенных и высокоавтоматизированных транспортных средств и указывают, что кибербезопасность подключенных и автоматизированных ТС не следует рассматривать только по отдельным компонентам и проблемам.
Концепция также довольно подробно описывает специализированную телекоммуникационную дорожно-транспортную инфраструктуру, которую необходимо создать для управления подключенным и беспилотным автотранспортом; это потребует «создание на сети автомобильных дорог линейной и станционной инфокоммуникационной и объектовой инструментальной инфраструктуры, создание и развитие технологической платформы, включающей прикладные программные модули, средства защиты каналов передачи данных, а также, обеспечение функционирования всей инфраструктуры на базе единых открытых протоколов как единой цифровой экосистемы».
Идея состоит в том, чтобы уменьшать стоимость перевозок посредством гармоничного перераспределения ответственности, сконцентрированной на транспортном средстве, на систему, включающую транспортное средство и инфраструктуру. Авторы концепции вводят термин MAС – «мультиагентная система управления».
Эта система должна будет обеспечивать «максимальную доступность и непрерывность сервисов для подключенных автомобилей, работоспособность ИТ-инфраструктуры, информационных, обеспечивающих и инженерных систем для эффективности и надежности функционирования информационно-технологической инфраструктуры».
Авторы документа указывают, что в виду растущей информатизации транспортных средств и появления возможности управления критическими компонентами автомобиля извне по беспроводным каналам связи, собственная информационная безопасность внутренних каналов взаимодействия автомобиля становится одним из ключевых рисков, который необходимо учитывать во всей транспортной инфраструктуре.
Авторы оговаривают, также, что при создании дорожной инфраструктуры кооперативных интеллектуальных систем должны быть учтены положения Федерального закона от 26.07.2017г. № 187–ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ».
Перечисляются и конкретные требования: наличие интеллектуальной транспортной системы, наличие в ней сервисной V2X-платформы (Vehicle-to-Everything) для обмена данными между всеми компонентами инфраструктуры, наличие системы точного позиционирования на основе спутниковых технологий и сети наземных станций, а также внедренная система цифровой модели дороги на основе высокоточных цифровых динамических дорожных карт.
Одни эксперты отзываются о документе положительно, вторые сетуют на то, что их не пригласили к участию, а третьи видят разночтения в определениях концепции при соотнесении с терминами в других документах.
Источник: TAdviser
Читайте также:
Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников форума «Цифровая транспортация»
В Московской и Тверской областях протестируют технологии беспилотных авиационных систем
В ОЭЗ «Алабуга» создана инфраструктура ИТС для испытания автономных технологий
В «Руднево» открылся центр анализа и разработок в области беспилотных авиационных систем
Создана сверхкомпактная навигационная система для беспилотников
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.